УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
станицы СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета МБУДО СЮТ
от «09» января 2023г.
Протокол № 3
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО СЮТ
___________ Е.А. Отрошко
«10» января 2023г.
Приказ № 49
от «10» января 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебная мастерская»
Уровень программы:
Срок реализации программы:
Возрастная категория:
Форма обучения:
Вид программы:
Программа реализуется:
ID-номер Программы в Навигаторе:
ознакомительный
1 год – 72 часа
от 7 до 14 лет
очная, дистанционная
модифицированная
на основе ПФДО
55540
Автор - составитель:
Кудинова Дарья Анатольевна
Должность: педагог
дополнительного образования
ст. Старотитаровская, 2023
2
Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.Пояснительная записка:
1.1. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» относится к
технической направленности и является модифицированной. Ориентирована на
способность ребѐнка самостоятельно преодолевать препятствия; совместность,
сотрудничество, содействие, конфиденциальность, доброжелательность и
безопасность,
защиту
здоровья,
прав,
человеческого
достоинства,
рефлексивно—аналитический подход к процессу и результату.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная мастерская» обеспечивает занятость детей, даѐт возможность
обучающимся раскрыть и проявить свой творческий потенциал, изучая приѐмы
работы с различными материалами, техниками работ, инструментами и
приспособлениями, приобрести практические навыки, научиться работать с
чертежами, выкройками, оборудованием, вырезать, кроить и шить, уметь
разбираться в выборе цвета, фактуры в материале, занимаясь творческой
деятельностью демонстрировать результат своего труда, получить основы
профессионального самоопределения.
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность, данной
программы заключается в том, что программа «Волшебная мастерская» имеет
модульный принцип построения содержания и организации образовательного
процесса. Состоит из двух модулей: Модуль 1 будет реализовываться в первом
полугодие учебного года, а Модуль 2 во втором полугодие учебного года.
Программа обусловлена необходимостью реализации социального запроса
населения, получения знаний в области моделирования, конструирования,
изготовления и художественного оформления изделий, обучения обучающихся
различным видам рукоделия. Приобретение навыков собственной творческой
деятельности и работы различными техниками с материалами, позволяет детям
развить свои творческие способности, демонстрировать результат своего труда,
что повышает самооценку обучающегося и оценку среди окружающих.
Конструирование и работа в различных техниках способствует развитию
способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. активному
присвоению нового социального опыта. При реализации данной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы особенно
ценно самостоятельное изготовление авторских и коллективных работ, объектов
предметного дизайна с использованием изученных техник декоративноприкладного искусства.
3
Новизна
данной
дополнительной
образовательной
программы
заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она
является модульной. что в темы занятий в ней учтены и адаптированы к
возможностям детей разных возрастов, содержание программы разработано в
соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет
выстроить индивидуальный план творческого развития каждого обучающегося.
Программа «Волшебная мастерская» состоит из 2-х Модулей:
Модуль 1. «Материаловедение»
Модуль 2. «Виды ручных швов»
Каждый из Модулей имеет свою специфику и направлен на реализацию своих
поставленных целей и задач.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена
следующими
факторами:
1) Целью современного образования, которое заключается в воспитании и
развитии личности ребѐнка. Важное направление в развитии личности нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование
ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение
основами творческой деятельности через занятия прикладным творчеством.
2) Возрастными психологическими особенностями детей. Учащийся в этом
возрасте осваивает новый вид деятельности – творческое самостоятельное
мышление. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие
психических процессов и зрительно-моторной координации. А также занятия
оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению
перегрузки, в процессе отвлеченной творческой работы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
соответствует действующим нормативно-правовым актам и государственным
программным документам:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждѐнная Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022г. № 678-р.
3.
План мероприятий по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы)
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. № 678-р.
4.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года, протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
5.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7
декабря 2018 года.
6.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
4
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г.№ 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9.
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019г.№ 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
10.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы), Москва, 2015 - Информационное письмо 09-3242 от 18.11.2015 г.
11.
Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года №298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018 года, регистрационный номер 25016).
12.
Письмо Министерства образования науки РФ «О направлении
методических рекомендаций по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
13.
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», кафедра
дополнительного образования ГБОУ «Институт развития образования»
Краснодарского края, 2016 год.
1.3. Отличительные особенности программы. Отличительной
особенностью данной программы является модульное построение ее
содержания. Все содержание программы организуется в систему модулей
(блоков), каждый из которых представляет собой логическую завершенность по
отношению к установленным целям и результатам обучения модульной
программы. Построение содержания программы по модульному типу позволяет
учащимся самим выбирать опорные знания с максимальной ориентацией на
субъективный опыт, виды деятельности, способы участия в них, тем самым
определяя оптимальные условия для своего самовыражения. Модульная
программа построена на обучении в процессе практики. Особенностью
программы «Волшебная мастерская» от уже существующих по аналогичному
профилю можно считать, что:
занятия, в которых объединена теория и практика моделирования,
конструирования, изготовления и оформления изделий в единый творческий
процесс, применяя нестандартные решения, способствуют развитию
творческой деятельности обучающихся;
содержание программы составлено с учетом специфики работы с
обучающимися в объединениях моделирования, индивидуальном подходе к
каждому обучающемуся (выбор задания согласно личным предпочтениям,
5
индивидуальный план работы, организация занятий в виде индивидуальных
консультаций, активное включение обучающихся в образовательный процесс) и
еѐ адаптации к плану проведения внутренних и конкурсных мероприятий;
организация жизнедеятельности коллектива как творческих команд, где
каждый обучающийся, реализуя свой проект одновременно работает на общий
результат группы;
занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Волшебная мастерская» способствуют развитию творческой
деятельности младшего и среднего школьного возраста, в результате которого
происходит положительная динамика в развитии их интеллектуальных умений
так как:
при конструировании учебных заданий даѐтся большое количество
разнообразных идей, предполагающих поиск решений;
при работе на заданную тему предъявляется значительное число
зрительных образов для эскизов;
создано творческое образовательное пространство, среди элементов
которого как единое целое выступают педагог, дающий настрой на творческую
деятельность, эмоционально - интеллектуальный фон обучения для
положительной мотивации творческой деятельности, наглядные ситуации
успеха для создания смысла творческой деятельности. Создание такого
творческого пространства происходит через моделирование условий
реализации соответствующей педагогической системы, а его расширение
является показателем развития творческой учебной деятельности каждого
обучающегося;
происходит отбор технологий, применяемых педагогом, для обеспечения
творческой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная мастерская»,
которые приведут к достижению цели, а применение комплексного подхода к
развитию именно творческой деятельности обучающихся, что станет
приоритетом образовательного процесса. Такой подход предполагает не только
опыт деятельности, но и опыт творчества, веру в свои возможности и как
следствие развитие творческой деятельности обучающихся.
1.4. Адресат программы. Программа предназначена для детей 7-14 лет.
Методика работы с детьми предлагает развитие способностей обучающихся к
выполнению работ с нарастающей степенью трудностей принцип от простого к
сложному).
1.5. Уровень программы, объем и сроки. Срок освоения программы: один год
обучения. Общее количество учебных часов, запланированных, на весь период
обучения необходимых для освоения программы составляет 72 часа. Объем
учебных часов по программе:
Учебный
Модуль
1(первое
полугодие
учебного
года)
«Материаловедение» - 32 часа (сентябрь-декабрь);
Учебный Модуль 2 (второе полугодие учебного года) «Виды ручных
швов» - 40 часов (январь-май).
6
1.6. Цель и задачи программы. Способствовать полноценному творческому
развитию личности в современном мире, через изучение основ моделирования,
конструирования и изготовления изделий из различных материалов (бумаги,
ткани, ниток, пластилина, природных материалов).
Задачи:
Образовательные (ориентированы на предметный результат):
дать систему ориентирующих знаний, основных приѐмов и способов их
применения в технологии изготовления одежды;
научить детей владеть различными техниками работы с инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
научить правильно подбирать инструменты и материалы, с учетом
особенностей выполняемой работы;
-научить работать с педагогом дистанционно с применением современных
электронных средств связи;
научить правильной и безопасной организации труда.
Развивающие (ориентированы на метапредметный результат):
развить творческие способности у обучающихся через продуктивное
использование предлагаемых возможностей;
развить способности к самостоятельной творческой деятельности,
коммуникативные, рефлексивные умения и навыки обучающихся;
развивать конструкторские навыки, творческие способности детей
(воображение, художественно-образное мышление, фантазия, зрительное
восприятие, чувство цвета, формы, композиционной культуры;
ориентировать на рост собственных достижений и дальнейшее
профессиональное самоопределение.
Воспитательные (ориентированы на личностный результат):
воспитать умение правильно оценивать свою выполненную работу и
работы других обучающихся;
формировать
умения
планировать
работу, рационально
распределять время, анализировать результаты деятельности;
формировать потребность в учащихся саморазвитии и способствовать
самореализации их в творческой деятельности;
формировать навыки
работы над авторским изделием и коллективным проектом;
воспитать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
создать комфортный психологический климат в трудовой деятельности
обучающихся, обмен друг с другом и с преподавателем; вовлечь каждого в
процесс организации коллективных дел.
1.7. Объем и сроки реализации программы. Срок освоения программы: один
год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных, на весь
период обучения необходимых для освоения программы составляет 72 часа.
Объем учебных часов по программе:
7
Учебный
Модуль
1(первое
полугодие
учебного
года)
«Материаловедение» - 32 часа (сентябрь-декабрь);
Учебный Модуль 2 (второе полугодие учебного года) «Виды ручных
швов» - 40 часов (январь-май).
1.8. Формы обучения и режим занятий по программе. Программа очная,
рассчитана на 72 часа, 1 раз в неделю 2 часа, занятия проводятся согласно
расписанию. Установленная продолжительность одного занятия 45 минут,
продолжительность перерыва между занятиями - 10 минут.
1.9. Особенности организации образовательного процесса. Состав группы:
постоянный, количество учащихся 10 человек в группе. Формы занятий:
индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных группах,
сформированных с учѐтом возрастных закономерностей и уровнем
первоначальных знаний и умений обучающихся. В связи с внедрением системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования в
программе применяется модульный подход. Модульный подход построения
содержания и организации образовательного процесса программы «Волшебная
мастерская» состоит в разделении программы на 2-а модуля, в объеме одного
модуля ‒ 32 академических часа, другого ‒ 40 академических часов. На
модульном принципе построена вся образовательная программа. Каждый
модуль нацелен на достижение конкретных результатов, и вся программа
укладывается в 2 календарных цикла: сентябрь - декабрь, январь – май. В
содержание занятий включено применение дистанционных технологий,
инструментария электронного обучения. Для электронного обучения
применяется технологическая платформа с применением кейс-технологии,
которая основывается на использовании наборов текстовых, видео,
мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для
самостоятельного изучения учащимися при организации регулярных
консультаций у педагогов. Для адресного общения применяется вид связи с
помощью электронной почты. Формой учебного инструментария является:
лекция, тест, задание, дающее возможность учащемуся дать ответ в виде
текста, файла. Форма организации электронного обучения: самообучение,
организуемое посредством взаимодействия, учащегося с образовательными
ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного
процесса минимизированы.
2.Содержание программы.
2.1.Учебный план учебного модульного курса
№
п/п
1.
Наименование модуля
Материаловедение.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
32
12
20
8
2.
Виды ручных швов.
ИТОГО
40
14
26
72
26
46
Модуль 1.
«Материаловедение»
2.Содержание программы.
2.1. Учебный план.
Реализация этого модуля направлена на получение учащимися первоначальных
знаний по материаловедению.
Цель модуля: создание условий для формирования интереса к основам
материаловедения, к техническому творчеству в целом.
Задачи модуля:
- ознакомить с основными принципами материаловедения;
дать систему ориентирующих знаний, основных приѐмов и способов их
применения в технологии изготовления одежды;
научить детей владеть различными техниками работы с инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
научить правильно подбирать инструменты и материалы, с учетом
особенностей выполняемой работы;
ознакомить с основными элементами и базовыми конструкциями модели,
этапами и способами сборки;
- изучить алгоритм
механических систем.
№
п/п
автоматического
Название раздела, темы
Количество часов
всего
1.
1.1.
1.2
2.
2.1
функционирования
теория
простейших
Формы аттестации/контроля
практика
Раздел 1.Вводное занятие.
2
2
Решение организационных
Начальная диагностика, вопросы,
вопросов (ознакомление с
обсуждение;
расписанием занятий,
при дистанционном обучении
правилами поведения и
форма контроля: анкетирование
техникой безопасности);
-знакомство с работой
творческого объединения;
план работы на год.
2
2
Инструменты и материалы,
Собеседование
необходимые для работы.
Раздел 2. Материаловедение. Природные материалы.
Изучение характеристик
2
2
-
Собеседование
9
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
природного материала.
Аппликации и поделки из
природных материалов.
Техника безопасности,
знакомство с инструментами.
Работа с природными
материалами. Техника
безопасности.
Работа с природными
материалами. Техника
безопасности.
Работа с природными
материалами. Техника
безопасности
Изготовление маски.
Техника безопасности.
Практическая работа.
«Портрет осени из
природных материалов».
Практическая работа.
«Портрет осени из
природных материалов».
3.2
3.3
3.4
3.8
3.6
-
2
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
Раздел 3. Материаловедение. Бумага, картон.
3.
3.1
2
Изучение характеристик
бумаги, картона.
Ознакомление с
геометрическими фигурами.
Объемное моделирование и
конструирование из бумаги.
Игрушки из бумажных
полосок.
Изготовление моделей и
игрушек из бумаги и картона.
Изготовление карнавальной
маски из бумаги и картона.
Изготовление макетов и моделей
технических объектов и
игрушек на основе выполнения
разверток. Техника
безопасности, знакомство с
инструментами.
Итого
32
2
2
-
Собеседование
2
2
-
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2
2
-
Собеседование
12
20
Модуль 2.
«Виды ручных швов»
Реализация этого модуля направлена на обучение возможности
самостоятельной разработки, конструирования и программирования
управляемых моделей.
Цель модуля: обучить возможности самостоятельной работы, видам
ручных швов.
Задачи модуля:
- ознакомить с основными видами ручных швов, научить выполнению
различных видов ручных;
10
- развить способности к самостоятельной творческой деятельности,
коммуникативные, рефлексивные умения и навыки обучающихся;
- развивать конструкторские навыки, творческие способности детей
(воображение, художественно-образное мышление, фантазия, зрительное
восприятие, чувство цвета, формы, композиционной культуры;
- научить применять полученные на занятиях знания в практике технического
творчества, в выборе будущей профессии.
3.7
3.8
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
5.
5.1
5.2
5.3
6.
6.1
Изготовление моделей
2
2
Самостоятельная работа.
технических объектов и
игрушек на основе
выполнения разверток.
Практическая работа.
2
2
Самостоятельная работа.
Игрушка из картона или
бумаги.
Раздел 4. Виды ручных швов. Виды швейных работ.
Изучение характеристик
2
2
Собеседование
тканей, фетра.
Техника безопасности
-знакомство с инструментами.
Виды ручных стежков.
2
2
Собеседование
Выполнение ручных
2
2
Самостоятельная работа
стежков.
Изготовление игольницы.
2
2
Самостоятельная работа.
2
2
Изготовление модели
Собеседование
и выкройки игрушки.
2
2
Выкройки. Способы
Самостоятельная работа.
переноса выкройки на
ткань.
2
2
Выполнение игрушек.
Самостоятельная работа.
Техника безопасности.
2
2
Выполнение игрушек
Самостоятельная работа.
Техника безопасности.
2
2
Изготовление маски
Самостоятельная работа.
из фетра. Техника
безопасности.
2
2
Техника безопасности.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
«Волшебная игрушка»
Выполнение работ;
2
2
Самостоятельная работа.
-изготовление изделий для
сувениров;
-правильная технология
изготовления.
Раздел 5. Виды ручных швов. Вышивка. Работа с нитками.
2
Изучение характеристик тканей 2
Собеседование.
и нитей для вышивки.
2
Создание макетов и
2
Самостоятельная работа.
шаблонов для вышивки на
картоне.
Самостоятельная работа.
Игрушки из бумаги и ниток.
2
2
Раздел 6. Вязание. Виды.
Собеседование
Вводное занятие.
2
2
Ознакомление с видами
вязание. Изучение
инструментов. Техника
11
6.2
6.3
7.
7.1.
безопасности.
Вязание на пальцах
Вязание спицами, набор
петель.
Подведение итогов;
-обсуждение выполненных за
учебный год работ,
предварительных планов на
новый учебный год.
Итого
2
-
2
Самостоятельная работа.
2
2
-
Собеседование.
Раздел 7. Итоговое занятие.
2
2
-
40
14
Собеседование.
26
2.2.Содержание учебного плана.
ТЕМА №1
1.Вводное занятие (4 часа).
Теоретическая часть (4 часа) Решение организационных вопросов
(ознакомление с расписанием занятий, правилами поведения и техникой
безопасности); Знакомство с работой творческого объединения. Инструменты
и материалы, необходимые для работы.
Форма контроля: собеседование.
ТЕМА №2
2.Материаловедение. Природные материалы. (16 часов)
Теоретическая часть (2 часа) Изучение характеристик природных материалов.
Изучение характеристик природных материалов.
Практическая часть (14 часа)
Аппликации и поделки из природных материалов. Техника безопасности,
знакомство с инструментами.
Работа с природными материалами. Техника безопасности.
Работа с природными материалами. Техника безопасности.
Работа с природными материалами. Техника безопасности.
Изготовление маски. Техника безопасности.
Практическая работа. «Портрет осени из природных материалов»
Форма контроля: самостоятельная работа.
ТЕМА №3
3.Материаловедение. Бумага, картон. (12 часов)
Теоретическая часть (2 часов) Техника безопасности - знакомство с
инструментами. Изучение характеристик бумаги, картона. Ознакомление с
геометрическими фигурами.
Практическая часть (10 часов).
Объемное моделирование и конструирование из бумаги.
Игрушки из бумажных полосок.
Изготовление моделей и игрушек из бумаги и картона.
Изготовление карнавальной маски из бумаги и картона
Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе
12
выполнения разверток. Техника безопасности, знакомство с инструментами.
Изготовление моделей технических объектов и игрушек на основе
выполнения разверток.
Практическая работа. Игрушка из картона или бумаги.
Форма контроля: самостоятельная работа.
ТЕМА №4
4.Виды ручных швов. Виды швейных работ. (22 часа)
Теоретическая часть (6 часов) Изучение характеристик тканей, фетра. Техника
безопасности, знакомство с инструментами. Виды ручных стежков.
Изготовление модели и выкройки игрушки
Практическая часть (16 часов)
Выполнение ручных стежков.
Изготовление игольницы.
Выкройки. Способы переноса выкройки на ткань.
Выполнение игрушек. Техника безопасности.
Выполнение игрушек. Техника безопасности.
Изготовление маски из фетра. Техника безопасности.
Практическая работа. «Волшебная игрушка» Техника безопасности.
Выполнение работ;
-изготовление изделий для сувениров;
-правильная технология изготовления
Форма контроля: самостоятельная работа.
ТЕМА №5
5.Виды ручных швов. Вышивка. Работа с нитками. (6 часов)
Теоретическая часть (2 часа) Изучение характеристик тканей и нитей для
вышивки.
Практическая часть (4 часа)
Создание макетов и шаблонов для вышивки на картоне. Техника
безопасности.
Игрушки из бумаги и ниток. Техника безопасности.
Форма контроля: самостоятельная работа.
ТЕМА №6
6.Вязания. Виды вязания. (6 часов)
Теоретическая часть (4 часа) Вводное занятие. Ознакомление с видами
вязание. Изучение инструментов. Техника безопасности. Набор петель.
Практическая часть (2 часов)
Вязание на пальцах. Техника безопасности.
Форма контроля: самостоятельная работа.
ТЕМА №7
8. Итоговое занятие (2 часа)
13
Теоретическая часть (2 часа) Подведение итогов; обсуждение выполненных за
учебный год работ, предварительных планов на новый учебный год.
Форма контроля: собеседование.
Формы контроля для занятий дистанционного обучения: Посещаемость
занятий. Адресное общение с помощью электронной почты. Просмотр
выполненных занятий. Онлайн консультации с учащимися и родителями.
2.3.
Планируемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения должны знать:
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для
работы с материалами, (новые инструменты: циркуль, ножницы, выкройка,
клеевой пистолет);
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- приемы разметки, линейкой циркулем;
- способы обработки деталей изделий;
- способы работы с тканью, бумагой, картоном, природным материалом.
К концу обучения должны уметь:
- использовать знакомые инструменты в работе;
- выполнять правила техники безопасности и личной гигиены;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать технологические карты, технические рисунки;
- самостоятельно изготавливать изделия по образцу, технологическому
рисунку;
- пользоваться инструментами в работе; выполнять правила безопасности
труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, технологической
карте, замыслу);
- экономно и рационально использовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
Итогом работы детского объединения за год обучения должна стать выставка
детских работ.
В процессе дистанционного обучения будут сформированы умения работать
дистанционно в команде и индивидуально, выполнять занятия
самостоятельно;
развиты навыки использования социальных сетей в образовательных целях.
Планируется активация родителей в решении воспитательных и развивающих
задач. Способы определения результативности: наблюдение за детьми,
посещаемость занятий, просмотр выполненных заданий, адресное общение с
помощью электронной почты, комментарии и замечания от педагога с
помощью Whats App, электронной почты.
14
2.4. Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Формы контроля:
- начальный - проводится с целью определения уровня развития детей;
- промежуточный – с целью определения результатов обучения;
- итоговый - с целью определения изменения уровня развития
обучающихся, их творческих способностей достижение поставленных
целей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1. Собеседование.
2. Выставка работ.
3. Самостоятельная работа.
Раздел II «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
1.Календарный учебный график для очного обучения
Модуль 1. «Материаловедение»
№
п/п
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
Тема занятия
1.Вводное занятие.
Колво
часов
Форма
занятия
4
Здание №2
Собеседование
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Групповая Здание №2 Кабинет
объединения
«Волшебная мастерская»
Решение
2
организационных
вопросов (ознакомление
с расписанием занятий,
правилами поведения и
техникой безопасности);
-знакомство с работой
творческого объединения; план
работы на год
Инструменты и
2
материалы, необходимые
для работы.
2.Материаловедение.
16
Изучение
2
характеристик
природного материала.
Аппликации и поделки из 2
природных материалов.
Техника безопасности,
знакомство с
инструментами.
Работа с природными
2
материалами. Техника
безопасности
Работа с природными
2
материалами. Техника
Место проведения
Групповая
Форма
контроля
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Собеседование.
Кабинет объединения
Самостоятельная
«Волшебная мастерская»
работа. Работа на
выставку.
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения «Волшебная
мастерская»
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения «Волшебная
мастерская»
Групповая.
Групповая.
Здание №2 Кабинет
объединения «Волшебная
мастерская»
Здание №2 Кабинет
15
безопасности
2.5
2.6
2.7
2.8
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.8
3.6
Работа с природными
материалами. Техника
безопасности
Изготовление маски.
Техника безопасности.
2
Практическая работа.
«Портрет осени из
природных
материалов»
Практическая работа.
«Портрет осени из
природных
материалов»
3.Материаловедение.
Бумага, картон
2
объединения
«Волшебная мастерская»
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения «Волшебная
мастерская»
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения «Волшебная
мастерская»
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения
«Волшебная мастерская»
2
2
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения
«Волшебная мастерская»
16
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения
«Волшебная мастерская»
Изучение характеристик 2
бумаги, картона.
Ознакомление с
геометрическими
фигурами.
2
Объемное
моделирование и
конструирование из
бумаги.
2
Игрушки из бумажных
полосок.
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения
«Волшебная мастерская»
Изготовление моделей и 2
игрушек из бумаги и
картона.
Изготовление
2
карнавальной маски из
бумаги и картона.
Изготовление макетов и 2
моделей технических
объектов и
игрушек на
основе выполнения
разверток. Техника
безопасности, знакомство с
инструментами.
Итого
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения
«Волшебная мастерская»
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения «Волшебная
мастерская»
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения
«Волшебная мастерская»
Групповая. Здание №2 Кабинет
объединения
«Волшебная мастерская»
32
Модуль 2.
«Виды ручных швов»
4.
4. Виды ручных 22
швов.
Виды
швейных работ.
4.1
Изучение
2
характеристик
тканей, фетра.
Техника безопасности
-знакомство с
Собеседование.
Самостоятельная
работа. Работа на
выставку.
Групповая.
Здание №2 Кабинет
объединения
«Волшебная мастерская»
16
4.2
инструментами.
Виды ручных
стежков.
2
Групповая.
4.3
Выполнение
ручных стежков.
2
Групповая.
4.4
Изготовление
игольницы.
2
Групповая.
4.5
2
Изготовление
модели и выкройки
игрушки.
Выкройки. Способы 2
переноса выкройки на
ткань.
Выполнение игрушек.2
Техника безопасности.
Групповая.
4.8
Выполнение игрушек 2
Техника безопасности.
Групповая.
4.9
Изготовление маски 2
из фетра. Техника
безопасности.
Техника безопасности.2
Практическая работа.
«Волшебная игрушка»
Выполнение работ; 2
-изготовление изделий
для сувениров;
-правильная технология
изготовления.
5. Виды ручных
6
швов. Вышивка.
Работа с нитками
2
Изучение
характеристик тканей
и нитей для вышивки.
2
Создание макетов
и шаблонов для
вышивки на
картоне.
Игрушки из бумаги 2
и ниток.
Групповая.
4.6
4.7
4.10
4.11
5.
5.1
5.2
5.3
6.
6.1
6. Вязание. Виды
вязания.
6
Вводное занятие.
Ознакомление с
видами вязание.
Изучение
инструментов.
Техника
безопасности.
2
Групповая.
Групповая.
Групповая.
Групповая.
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет
объединения «Волшебная
мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Собеседование.
Самостоятельная
работа.
Групповая.
Групповая.
Групповая.
Групповая.
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Собеседование.
Самостоятельная
работа.
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
17
6.2
Вязание на пальцах
2
Групповая.
6.3
Вязание спицами,
набор петель.
2
Групповая.
7. Итоговое
занятие.
Подведение
итогов;
-обсуждение
выполненных за
учебный год работ,
предварительных
планов на новый
учебный год.
2
Итого
40
7.
7.1
2
Групповая.
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
Собеседование.
Здание №2
Кабинет объединения
«Волшебная мастерская»
2.Условия реализации программы. Данная программа может быть реализована
при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
1.Общие требования к
обстановке в
кабинете.
Оформление кабинета соответствует содержанию
программы, постоянно
обновляется
учебным материалом и наглядными пособиями: Чистота,
освещенность, проветриваемость помещения кабинета в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей - СанПиН 2.4.4.3172-14; Физкультурные минутки и паузы и
др.
Организационное обеспечение: кабинет, содержащий ученические столы с
оборудованными местами, стол педагога, компьютер, плакаты, утюг,
гладильная доска.
Перечень оборудования, инструментов, материалов: Инструменты и
приспособления: ножницы, линейки, карандаши простые, копировальная
бумага, клеевой пистолет. Материалы: природный материал, бумага, картон,
фетр, ткань, нитки, иголки, спицы, вилки, булавки, бисер.
Кадровое обеспечение: реализовывать программу имеет право педагог со
средне-специальным
или
высшим
образованием,
обладающий
профессиональными знаниями в области техники моделирования имеющий
практические навыки организации интерактивной деятельности детей. По
данной программе работает педагог дополнительного образования Кудинова
Дарья Анатольевна.
3.Формы аттестации: К числу важнейших пунктов работы педагога по
данной программе относится постоянное отслеживание результатов. Способы и
методика
определения
результативности
образовательного
процесса
разнообразны и направлены на определение степени развития творческих
способностей каждого учащегося, сформирование его личностных качеств
(любовь и уважение к Родине, бережное сохранение и продолжение традиций
своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем
18
развитие профессиональных умений и навыков и т.д.). Данной программой
предусмотрены следующие формы и виды контроля: Беседа в форме «вопросответ», с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и
особенного. Такой вид контроля развивает мышление обучающегося, умение
общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится
доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у
обучающихся, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Беседы и лекции
с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес
обучающихся и обеспечить дух соревнования. После нескольких пройденных
тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и
обсуждением сделанных работ. Обычно эти занятия приурочиваются к
очередному календарному празднику, что дает возможность оценивать работы
всему коллективу. Основной формой подведения итогов обучения является
участие учащихся в краевых, районных выставках.
Виды контроля:
- начальный - проводится с целью определения уровня развития детей;
- промежуточный – с целью определения результатов обучения;
- итоговый - с целью определения изменения уровня развития учащихся, их
творческих способностей.
4.Оценочные материалы.
Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
Учащегося___________________________________________________________________
ФИО
по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (72ч.)
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
учащегося:
1.1Теоретические
знания
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
Соответствие
теоретических
знаний учащегося
программным
требованиям.
-минимальный уровень
(учащийся
овладел
менее чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой);
средний
уровень
(объем
усвоенных
На
начало
обучения
На
окончание
обучения
19
1.2 Владение
специальной
терминологией
2.Практическая
подготовка
учащегося:
2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
2.2 Владение
специальным
оборудованием,
оснащением
Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологией.
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям.
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения.
знаний
составляет
более ½);
максимальный
уровень
(учащийся
освоил
практически
весь объем знаний,
предусмотренный
программой
за
конкретный период)
- минимальный уровень
(учащийся избегает
употреблять
специальные термины);
- средний уровень
(учащийся сочетает
специальную
терминологию);
-максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
и
в
полном
соответствии
с
их
содержанием)
- минимальный уровень
(учащийся овладел
менее чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
умений и навыков);
- средний уровень
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½)
-максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренный
программой
за
конкретный период)
- минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьезные затруднения
при работе с
оборудованием,
оснащением);
- средний уровень
(работает с
оборудованием,
20
2.3 Творческие
навыки
3. Общие
учебные умения
и навыки
3.1Учебноинтеллектуальны
е умения:
3.1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
3.1.2Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
Креативность в
выполнении
практических
заданий.
Самостоятельност
ь в подборе и
анализе
литературы.
оснащением с
помощью педагога);
-максимальный уровень
(учащийся работает с
оборудованием,
оснащением
не
испытывает
особых
трудностей).
- начальный уровень
умений (учащийся в
состоянии выполнить
лишь
простейшие
практические задания
педагога);
-репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания по
образцу);
- творческий уровень
(выполняет
практические задания с
различными
элементами)
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений (работает с
литературой с
помощью педагога или
родителей);
-максимальный уровень
умений
(учащийся
работает с литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельност - минимальный уровень
ь в пользовании умений (учащийся
компьютерными
испытывает серьезные
источниками
затруднения при
информации.
работе, нуждается в
21
3.1.3Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу
помощи педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
-максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельност - минимальный уровень
ь
в
учебной умений (учащийся
исследовательской испытывает серьезные
работе.
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений (работает с
литературой с
помощью педагога или
родителей);
-максимальный уровень
умений
(учащийся
работает с литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.2.Учебнокоммуникативны
е умения:
3.2.1.Умение
Адекватность
слушать и
восприятия
слышать педагога информации,
идущей
педагога.
3.2.2Умение
выступать перед
аудиторией
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
от затруднения при
работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
-максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Свобода владения - минимальный уровень
и
подачи умений (учащийся
учащимися
испытывает серьезные
подготовленной
затруднения при
22
информации.
3.2.3 Умение
вести полемику,
участвовать в
дискуссии
3.3Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1Умение
организовать
свое учебное,
рабочее место
3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельност - минимальный уровень
ь в построении умений (учащийся
дискуссионного
испытывает серьезные
выступления,
затруднения при
логика
в работе, нуждается в
построении
помощи педагога);
доказательств.
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
-максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать его за
собой.
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при
работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
-максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Соблюдение
- минимальный уровень
реальных навыков (учащийся овладел
соблюдения
менее чем ½ объема
правил
навыков соблюдения
безопасности
правил безопасности,
23
безопасности
5.
программным
требованиям.
предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных
навыков составляет
более ½);
-максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
навыков,
предусмотренный
программой
за
конкретный период).
Методическое обеспечение.
Методы обучения: Методы обучения определяются
информации и включают в себя следующие виды:
по
источникам
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
- демонстрационные (реализуют принципы наглядности);
- практические (имеют целью проверить практические умения обучающихся,
способность применять знания при решении конкретных задач).
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология индивидуального обучения;
Формы организации образовательного процесса: Реализация данной программы
предполагает использование следующих форм организации образовательного
процесса:
- групповые;
- индивидуальные
Формы организации учебного занятия:
- традиционное занятие (вступление, объяснение темы, практическая часть,
подведение итогов);
- занятие - экскурсия (с познавательной целью, изучение творческих достижений
сверстников);
- беседа-презентация (вступление, объяснение темы, наглядная демонстрация,
обсуждение, подведение итогов);
24
- итоговое занятие (игра - тестирование, мастер-класс (проведение открытого
занятия для родителей).
Тематика и формы методических материалов по программе
«Волшебная мастерская»
Тема
Форма
занятия
Приѐмы и
методы
Дидактический
материал
1.Вводное
занятие.
Лекция
Объяснительно - Плакаты по технике
наглядный
безопасности,
презентация
Техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Компьютер,
Собеседование
мультимедийный
проектор, картинки,
плакаты,
фотографии
2.Материалов Лекция,
едение.
практика
Природные
материалы.
Объяснительно - Презентация
Компьютер,
Собеседование,
наглядный
Природный материал мультимедийный
самостоятельная
проектор, картинки, работа. Выставка.
плакаты,
фотографии
3.Материалов Лекция,
едение.
практика
Бумага, картон
Объяснительно - Презентация
наглядный
Творческие работы.
Компьютер,
мультимедийный
проектор,
фотографии
Собеседование,
самостоятельная
работа. Выставка.
Лекция,
4.Виды
ручных швов. практика
Виды
швейных
работ.
Объяснительно - Образцы творческих
наглядный
работ. Творческие
работы.
Компьютер,
мультимедийный
проектор, плакаты,
фотографии
Собеседование,
самостоятельная
работа. Выставка.
Лекция,
Объяснительно - Образцы творческих Компьютер,
5.Виды
ручных швов. практика, наглядный
работ.
Шаблоны. мультимедийный
Вышивка.
выставка
Творческие работы. проектор, плакаты,
Работа с
фотографии
нитками.
Собеседование
самостоятельная
работа, выставка.
6.Вязание.
Виды
вязания.
Лекция.
Объяснительно - Презентация.
Практика наглядный
Шаблоны.
Творческие работы.
Компьютер,
Собеседование.
мультимедийный
Самостоятельная
проектор, картинки, работа.
плакаты,
фотографии
7.Итоговое
занятие.
Выставка Наглядный
Творческие работы. Выставка.
Творческие Работы.
25
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
№
Этап учебного занятия
1.
Организационный момент
2.
Вводная часть занятия. Формулирование цели и задач занятия. Основы техники
безопасности.
3.
Введение в теорию. История возникновения техники. Анализ образцов готовых
изделий.
4.
Предварительное планирование работы (составление устного плана
предстоящей работы)
5.
Перерыв
6.
Введение в практическую деятельность.
7.
Практическая работа (выполнение задания)
8.
Физкультминутка
9.
Практическая работа (выполнение задания)
6.Список литературы.
Литература для учащихся и родителей
1.
Цирулин Н.А., Проснякова Г.Н., Умелые руки. – Самара: Корпорация «Федоров»,
Изд-во «Учебная литература», 2004 г.
2.
Научно-познавательная литература, Делай и играй. – Тверь: Изд-во «Росмен», 1995 г.
3.
Романовская А.Л., Чезлов Е.М., Забавные поделки, крупные и мелкие. – Мн.: ООО
«Харвест», 2005 г.
4.
Альбом-самоделка «Игрушки», Ростов н/Дону: Изд-во «Малыш», 1987
5.
Хоровод. - Ростов н/Дону: Изд-во «Малыш», 1991 г.
6.
Журналы «Коллекция идей».
7.
Журналы для детей «Лола», Вильнюс: Лама, Тверь: СП Новинтех-Пресс, 1993 г.
8. Серия «Поделки своими руками».
- Перевертень Г.И., Волшебная флористика, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.
- Перевертень Г.И., Чудеса из пуха растений, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 г.
- Перевертень Г.И., Поделки из шишек, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.
- Перевертень Г.И., Искусные поделки из разных материалов, М.: АСТ; Донецк: Сталкер,
2004 г.
- Перевертень Г.И., Поделки из орехов, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2002 г.
- Перевертень Г.И., Поделки из желудей, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.
9. Серия «Подарок своими руками».
- Иванова Л.В., Цветы оригами для любимой мамы. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 г.
10.Серия Журнал «Мастерилка».
Литература для педагога
26
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Игрушки из бумаги – СПб.: Издательский Дом
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«Литера», 2003 г.
Барта Ч., 200 моделей для умелых рук. - СПб.: «Сфинкс» СПб. – 1997 г.
Гальянц Э.К., Базин И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.:
Просвещение, 1991 г
Докучаева Н., Игрушки из бумаги и картона, СПб.: «Кристалл»; «Валери» СПб.- 1997 г.
Журнал для родителей и педагогов «Детский досуг», № 2,2006; №4,2005
Зенкина С.А. Мониторинг результатов по дополнительной образовательной программе.
Социальная сеть работников образования, nsportal.ru, URL: http://nsportal.ru/npospo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/08/22/monitoring-rezultatov-obucheniya-podopolnitelnoy.
Игрушки из бумаги, Сборник. - СПб.: «Кристалл»; «Дельта» СПб.- 1996 г
Ковалева Т. М., Долгова, Л. М. Концепция школы «Эврика- развитие» как школы
индивидуально ориентированного образования» [Текст] // Управление школой
индивидуального образования. – Томск, 2002.