Сведения о результативности и качестве реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное
моделирование» за период 3-х последних лет
Наименование программы: «Начальное моделирование».
Возрастная категория детей: 9-15 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Дополнительная
«Начальное
общеобразовательная
моделирование»
способствует
общеразвивающая
приобщению
программа
подростков
к
техническому творчеству, помогает адаптироваться в сложной обстановке
современного мира. В объединении занимаются ребята, которых объединяет
общий интерес к техническому творчеству. Под руководством опытного
педагога обучающиеся делают первые шаги в самостоятельную творческую
деятельность по созданию простейших изделий, макетов. Создавая техническую
модель или макет, ребенок интегрирует свои знания, совмещая разные
предметные аспекты, среди которых важнейшими являются: внешние
поверхности;
внутреннее
устройство;
принципы
действия;
технология
изготовления моделей (макетов); достижение высоких результатов на конкурсах,
выставках. Параллельно с творческой деятельностью у обучающихся идёт
познавательный процесс формирования политехнических знаний, умений,
навыков и развития художественного вкуса.
При изготовлении изделий ребятами осуществляется реальная связь трудового
обучения и изобразительного искусства. В результате деятельности каждый
ребёнок чувствует себя маленьким техником-конструктором, художником,
дизайнером, ведь при создании любого изделия, игрушки, макета нужно
правильно осуществить подбор материалов, найти остроумное техническое
решение, грамотное художественное оформление и рациональное применение.
Уровень подготовки детей по окончании данной программы предполагает
знания: свойств материалов, применяемых в техническом творчестве; по
начальной
графической
подготовке;
элементов
художественного
конструирования; правил безопасной работы с инструментами; умение выбирать
способы соединения конструктивных элементов и проводить сборку простейших
моделей.
Значимым является то, что с трудовой деятельностью у детей связывается
ощущение радости, наслаждения, удовлетворения от сознания значимости
созданного своими руками. Параллельно с практическими занятиями в
объединении предусмотрен ряд бесед об истории авиации, автомобилестроения;
истории Кубани и особенностях казачьего быта.
Целью работы в объединении является закрепление и расширение знаний,
полученных учащихся на уроках труда, математики, изобразительного
искусства;
формирование
умений
и
навыков
работы
с
наиболее
распространенными инструментами ручного труда при обработке различных
материалов;
ознакомление
школьников
с
простейшими
элементами
художественного конструирования из разных материалов и формирование
изделий; развитие художественного вкуса.
В задачи объединения входит воспитание чувства коллективизма, готовность
работать на общую пользу, а полученные знания и умения использовать при
изготовлении учебно-наглядных пособий для учащихся начальных классов,
предметов для игр, бытового использования, а также в качестве праздничных
сувениров и подарков.
При проведении занятий в объединении используются репродуктивный,
частично-поисковый методы познавательной деятельности, а также метод
дифференцированного обучения. В качестве наглядных пособий используются
демонстрационные образцы готовых изделий, технологические карты, чертежи,
схемы. Изучение вопросов техники, моделирования и конструирования
технических объектов обуславливают стремление учащихся к самостоятельному
усвоению научно-технических знаний, сознательному выбору профессии.
Возраст обучающихся 9-15 лет. Срок реализации программы - 1 год. Способы
и
методики
определения
результативности
образовательного
и
воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени
развития способностей каждого ребенка, формирование его личных качеств.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как
усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок
тренируется в решении проблемных ситуаций. Программа позволяет многим
подросткам найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого
самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом. Она
рассчитана
на
самый
широкий
круг
воспитанников без
каких-либо
ограничений.
Динамика основных показателей учебной деятельности
Сохранность контингента является одним из основных показателей
качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. В объединение «Начальное моделирование» отмечается высокая
сохранность контингента и регулярность посещения занятий обучающимися,
что свидетельствует о существенной заинтересованности детей в обучении по
настоящей
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе.
Таблица 1
Общие сведения об обучающихся
Учебный
год
Сохранность
(%)
Количество
групп
Количество
обучающихс
я
Из них:
девочек
мальчико
в
13
17
2020-2021
100
2
30
2021-2022
100
2
45
25
20
2022-2023
100
5
70
45
25
Таблица 2
Уровень освоения обучающимися ДОП
Учебный год
2020-2021
2021-2022
2022-2023
Количество
обучающихся
30
45
70
Освоение ДОП
Вполном
объёме
В
необходим
омобъёме
28
44
68
2
1
2
Не
освоили
программ
у
-
Переведены
наследующую
ступень
обучения
30
45
70
Таблица 3
Полнота реализации ДОП
Учебный год
2020-2021
Количество часов по
учебному плану
72
Выполнение программы
(%)
100
2021-2022
72
100
2022-2023
72
100
Важным критерием оценки эффективности деятельности технического
объединения и качественных характеристик образовательного процесса,
осуществляемого в рамках реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы, являются показатели овладения обучающимися
знаний, умений и навыков. Глубина теоретических и практических ЗУН
обучающихся по программе оценивалась различными методами тестирования,
результатами «контрольных точек», количеством публичных выступлений на
конкурсах и конференциях регионального уровня. Знания обучающихся
оценивались по трёхуровневой системе усвоения теоретического и
практического материала - высокий, средний, низкий (рисунок 1).
100%
90%
8,3
4,2
8,3
91,7
95,8
91,7
80%
70%
60%
50%
40%
30%
По мере освоения программы периодически проводится контроль полученных
знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить эффективность
обучения по программе, проанализировать результаты, внести коррективы в
учебный процесс; детям, родителям, педагогу увидеть результаты общего труда.
Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении
проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, итоговая
выставка детских работ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и
планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации
программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации
программ
Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки,
оформление и анализ результатов итоговой аттестации учащихся в соответствии
с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования.
При этом проводятся:
входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с
целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;
текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с
целью определения степени усвоения учебного материала);
итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью
определения изменения уровня развития детей, их творческих
способностей (в форме выставки).
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания
результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
(диагностическая карта), выполнение практических заданий, и т.д.
Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) - выставки,
тестирование, анализ работ.
Итоговый (май) - итоговая выставка учащихся детского объединения.
Рисунок 1. Сравнительный анализ качества ЗУН обучающихся за три года
Результативность
деятельности
объединения
«Начальное
моделирование» является наглядной характеристикой качества реализации
представленной программы (таблица 4). Обучающиеся технического
объединения принимают активное участие в конкурсах различного уровня.
Таблица 4
Достижения обучающихся ТО «Начальное моделирование» за три года
Учебный
год
Количество
обучающихся
2020-2021
Уровень достижений обучающихся
Итого
Всероссийск
ий
30
Региональны
й
15
-
Международн
ый
-
2021-2022
45
28
-
-
28
2022-2023
70
30
-
-
30
15
Число участников
конкурсов, %
Анализ динамических показателей вовлечения обучающихся в проводимые
конкурсные мероприятия различного уровня продемонстрировал стойкую
тенденцию к росту, что является прекрасной иллюстрацией заинтересованности
детей в публичном представлении достигнутых ими результатов (рисунок 2).
50,0
41,7
33,3
Учебный год
Рисунок 2. Относительная динамика числа участников конкурсных
мероприятий за три года
Результаты достижений участия в конкурсах.
Год
Наименование мероприятия
Уровень
Результат
2020
Всероссийский конкурс
творческих работ «До свидания,
цветущее лето!»
Муниципальный этап краевой
Всероссийский
Диплом
I степени
Муниципальный
Грамота
2020
2020
2020
2020
2020
2021
2021
2021
2021
2022
2022
2022
2023
2023
2023
2023
выставки-конкурса детского
творчества «Мой любимый
учитель»
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса «Моя
малая родина: природа, культура,
этнос»
Муниципальный этап краевого
конкурса изобразительного и
декоративно-прикладного
творчества «Моей любимой маме»
Муниципальный этап краевого
конкурса-фестиваля детского
творчества «Светлый праздникРождество Христово»
Муниципальный этап краевой
благотворительной акции
декоративно-прикладного
творчества «Однажды в Новый
год»
Районный конкурс стендовых
моделей военной техники
Муниципальный этапа краевого
конкурса видеороликов «Жизнь
как ценность»
Конкурс-турнир по робототехнике
«Легокарусель - 2021»
Муниципальный этап Ежегодного
конкурса детского творчества
Новороссийской епархии «Пасха
красная»
Международный конкурс
творческих работ «Здравствуй,
осень золотая!»
Муниципальный этап конкурса
детского творчества «Красота
Божьего мира»
Муниципальный фотоконкурс
«Темрюкский район в объективе»
Районный фотоконкурс
«Я помню! Я горжусь!»
Районный конкурс стендовых
моделей военной техники
Районный конкурс презентаций
«Служу России»
Муниципальный этап краевого
конкурса изобразительного и
декоративно-прикладного
творчества «Пасха в кубанской
I место
Муниципальный
Грамота
Муниципальный
Грамота
призёр
Муниципальный
Грамота
Муниципальный
Грамота
Муниципальный
Грамота
I место
Грамота
I место
Муниципальный
Муниципальный
Муниципальный
Грамота
I место
Грамота
призёр
Международный
Грамота
II место
Муниципальный
Грамота
III место
Муниципальный
Грамота
II место
Грамота
III место
Грамота
III место
Грамота
I место
Грамота
III место
Муниципальный
Муниципальный
Муниципальный
Муниципальный
2023
семье» в 2023 году
I районная творческая олимпиада
педагогического мастерства и
детского-юношеского творчества
«Мечтай! Твори! Удивляй!»
Муниципальный
Грамота
I место
Стоит
особо
подчеркнуть,
что,
являясь
профессионально
ориентированной, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Начальное моделирование» помогает подросткам определиться с
выбором будущей профессии. Интерес к занятиям у детей возрастает по мере
овладения теоретическими и практическими навыками в процессе обучения
(таблица 5).
Таблица 5
Интерес обучающихся к занятиям в ТО «Начальное моделирование»
Учебный год
2020-2021
2021-2022
2022-2023
Количество
обучающихся
30
45
70
Интерес к занятиям в техническом объединений (%)
устойчивый
формирующийся
неустойчивый
92
6
2
95
4
1
95
3
2
Оценка образовательных результатов потребителями образовательных
услуг
Результаты мониторинга, организованного с целью определения
удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей)
качеством предоставляемых результатов, приведены в таблице 6.
Приведенные данные основываются на результатах анкетирования
респондентов и сведений, полученных при проведении опросов родителей
(законных представителей) и обучающихся на протяжении всего срока
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Начальное моделирование», а также многочисленных
положительных отзывах, размещенных в социальных сетях.
Таблица 6
Показатели
Процент
родителей
(законных
представителей),
удовлетворенных
качеством
образовательных
результатов
Процент
обучающихся,
удовлетворенных
качеством
образовательных результатов
Выводы:
2020-2021
2021-2022
2022-2023
95%
98%
98%
97%
99%
99%
1.
2.
3.
4.
5.
обучающиеся проявляют устойчивый интерес к занятиям в
техническом объединении;
сохранность контингента обучающихся составляет 100% за все
годы реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы;
материал дополнительной общеобразовательной программы
усваивается в полном объёме;
91,7% обучающихся имеют высокий уровень знаний, умений,
навыков, что подтверждается и показателями относительной
динамики числа участников конкурсных мероприятий за три
года;
обучающиеся и их родители (законные представители)
удовлетворены качеством, предоставляемой образовательной
услуги.
Таблица 6
Показатели
Процент
родителей
(законных
представителей), удовлетворенных
качеством
образовательных
результатов
Процент
обучающихся,
удовлетворенных
качеством
образовательных результатов
2020-2021
2021-2022
2022-2023
95%
98%
98%
97%
99%
99%
Выводы:
6.
обучающиеся проявляют устойчивый интерес к занятиям в техническом
объединении;
7.
сохранность контингента обучающихся составляет 100% за все годы
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы;
8.
материал дополнительной общеобразовательной программы усваивается в
полном объёме;
9.
91,7% обучающихся имеют высокий уровень знаний, умений, навыков, что
подтверждается и показателями относительной динамики числа участников
конкурсных мероприятий за три года;
10.
обучающиеся и их родители (законные представители) удовлетворены
качеством, предоставляемой образовательной услуги.