УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
станицы СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета МБУДО СЮТ
Директор МБУДО СЮТ
от «09» августа 2023г.
___________ Е.А. Отрошко
Протокол № 4
М.П. «10» августа 2023г.
Приказ № 88
от «10» августа 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Робототехника»
Уровень программы:
ознакомительный
Срок реализации программы:
1год -72 ч
Возрастная категория:
от 10 до 14 лет
Состав группы:
до 15 человек
Форма обучения:
очная, дистанционная
Вид программы:
модифицированная
Программа реализуется
на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 45923
Автор - составитель:
Потехина Ольга Константиновна
Должность: педагог
дополнительного образования
ст. Старотитаровская, 2023
Содержание
1.
Титульный лист программы
1.1.
Нормативно-правовая база
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2.
Пояснительная записка программы:
2.1.
Направленность
2.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3.
Формы обучения
2.4.
Режим занятий
2.5.
Особенности организации образовательного процесса
3.
Цель и задачи программы.
4.
Учебный план.
5.
Содержание программы.
6.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации».
7.
Календарный учебный график.
8.
Раздел программы «Воспитание»
9.
Условия реализации программы
10.
Формы аттестации.
11.
Оценочные материалы.
12.
Методические материалы.
Список литературы.
2
Нормативно-правовая база
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
соответствует действующим нормативно-правовым актам и государственным
программным документам:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.
4. План мероприятий I этап (2022-2024 годы) по реализации Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённый
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №
678-р.
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря
2018 г.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо
Минобрнауки от 18.12.2015 № 09-3242.
8. Устав МБУДО СЮТ.
9. Федеральный закон РФ от 27.04.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации.
10. Постановление правительства РФ от 17.11.2015г. № 1239 «Об утверждении
Правил
выявления
детей,
проявивших
выдающиеся
способности,
сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
11. Приказ министерства труда и социального развития РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении Профстандарта педагога ДО».
12. Приказ министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
3
Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность программы. Программа «Робототехника» имеет
техническую направленность, она представляет собой техническую область, в
рамках которой осуществляется разработка и создание роботов, а также
робототехнических систем с целью развития изобретательских и
рационализаторских способностей через учебную и исследовательскую
деятельность.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
1.2.1.
Новизна
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа "Робототехника" внедряет инновационные
методы обучения, используя актуальные технологии в области робототехники.
Она позволяет учащимся углубленно изучать мир робототехники, развивать
навыки программирования, электроники и конструирования, а также
способствует формированию логического мышления и креативности. Эта
программа открывает новые горизонты для развития учащихся, помогает им
лучше понять технические аспекты современного мира и подготавливает их к
будущим вызовам и возможностям в области робототехники.
1.2.2. Актуальность Программа "Робототехника" имеет высокую
актуальность в современном мире, так как она способствует развитию навыков,
которые являются ключевыми в цифровой эпохе. Учитывая стремительное
развитие робототехники и автоматизации, умение программировать роботов
становится все более востребованным как в рамках технических профессий, так
и в области научно-исследовательской работы. Участие в программе
"Робототехника" позволяет учащимся приобретать актуальные навыки, которые
будут востребованы на рынке труда в будущем. Кроме того, данная программа
способствует формированию комплексного мышления, логического анализа, и
креативности у учащихся, что также является актуальным в современном
образовании.
1.2.3. Педагогическая целесообразность Программа "Робототехника" имеет
высокую педагогическую целесообразность, так как она способствует развитию
навыков, которые являются важными для комплексного развития личности
учащихся. Участие в этой программе позволяет детям и подросткам не только
познакомиться с современными технологиями, но также развивать у них
навыки программирования, инженерного мышления, математической логики и
творческого подхода к решению задач. Робототехника активно развивает у
учащихся умение работать в команде, пробуждает интерес к науке и технике, а
также способствует формированию устойчивого интереса к обучению. Эти
аспекты являются важными в контексте современной системы образования,
направленной на развитие творческого потенциала и компетенций учащихся.
4
1.3. Отличительные
особенности
программы
Отличительной
особенностью дополнительной общеразвивающей программы "Робототехника"
является ее способность объединять различные области знаний и навыков. В
рамках этой программы учащиеся не только знакомятся с основами
робототехники, но и приобретают навыки программирования, инженерного
проектирования и решения сложных задач. Таким образом, "Робототехника"
способствует комплексному развитию технических и творческих способностей
учащихся, а также развивает у них умение анализировать информацию,
работать в команде и находить новаторские подходы к решению проблем.
1.4. Адресат программы. Для освоения программы принимаются все
желающие учащиеся в возрасте от 10 до 14 лет, которые проявляют интерес к
техническим наукам, программированию и инженерному творчеству.
Обучающийся в этом возрасте обычно находится в периоде активного познания
окружающего мира и развития личности. Это время, когда ребенок обладает
большими интересами к новым знаниям и готов к творческому
экспериментированию. Такой ученик обычно проявляет активность,
любопытство и стремление к новым открытиям. Он может быть заинтересован
в науке, технике, компьютерах и программировании. В этом возрасте дети
часто проявляют склонность к совместной работе в команде и анализу
информации. Также они способны к восприятию сложных задач и поиску
нетривиальных подходов к их решению. Программа открыта для всех
желающих, независимо от уровня подготовки, и предусматривает
формирование групп с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся.
Специального отбора не делается, группы могут быть одновозрастными и
разновозрастными по 10- 15 человек. В объединении могут заниматься дети с
любым видом и типом психофизиологических особенностей (в том числе и с
детьми ОВЗ, талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации), с разным уровнем интеллектуального развития, не
имевших начальной подготовки в области робототехники, имеющими разную
социальную принадлежность, пол и национальность и не имеющих
медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного образования детей Краснодарского края», ссылка для записи
https://р23.навигатор.дети/
Обучающие в течение учебного года могут быть зачислены на второй, третий и
далее образовательные разделы вне зависимости от освоения предыдущего
модуля, но успешно прошедшие диагностику стартовых возможностей.
1.5. Формы обучения и режим занятий по программе. Программа очная,
дистанционная. Программа рассчитана на 72 часа в год, 1 раз в неделю по 2
часа,
занятия
проводятся
согласно
расписанию.
Установленная
продолжительность одного занятия 45 минут, продолжительность перерыва
между занятиями - 10 минут. В ходе работы предполагается применение
5
дистанционных технологий, индивидуальное онлайн-консультирование с
родителями с целью организации учебного процесса. Предусмотрено
сокращение режима занятий с учётом использования технических средств
обучения
при
применении
дистанционных
технологий,
согласно
рекомендациям СанПин.
1.6.Особенности организации образовательного процесса. Состав группы:
постоянный, количество учащихся до 15 человек в группе. Формы занятий:
индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных группах,
сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем
первоначальных знаний и умений обучающихся. Для электронного обучения
применяется технологическая платформа с применением кейс-технологии,
которая основывается на использовании наборов текстовых, видео,
мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для
самостоятельного изучения учащимися при организации регулярных
консультаций у педагогов. Для адресного общения применяется вид связи с
помощью электронной почты. Формой учебного инструментария является:
лекция, тест, задание, дающее возможность учащемуся дать ответ в виде текста,
файла. Форма организации электронного обучения: самообучение,
организуемое посредством взаимодействия, учащегося с образовательными
ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного
процесса минимизированы. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья могут быть разработаны особые индивидуальные учебные планы и
формы занятий, в т. ч., с применением дистанционных образовательных
технологий.
Виды занятий по программе определяются ее содержанием и
предусматривают проведение обучающих занятий, практических занятий,
творческих проектов, бесед, дидактических игр, конкурсов, упражнений,
просмотра видео, презентаций, работы в команде.
Занятия по Программе предполагают наличие здоровьесберегающих
технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких
перерывов, проветривание помещения, физкультминуток. Во время занятий
предусмотрены 10 минутные перерывы. Программа включает в себя
теоретические и практические занятия.
1.7. Цель и задачи программы.
Цель: развитие технического мышления, навыков программирования и
инженерного творчества.
Задачи:
Образовательные (ориентированы на предметный результат):
формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее достижения, умения осуществлять
целенаправленный поиск информации;
изучение основ механики;
изучение основ проектирования и конструирования в ходе построения
моделей из деталей конструктора;
6
изучение основ алгоритмизации и программирования в ходе разработки
алгоритма поведения робота, модели;
реализация предметных связей с точными науками.
Развивающие (ориентированы на метапредметный результат):
формирование культуры мышления, развитие умения аргументированно и
ясно строить устную и письменную речь в ходе составления технического
паспорта модели;
развитие умения применять методы моделирования и экспериментального
исследования;
развитие творческой инициативы и самостоятельности в поиске решения;
развитие мелкой моторики развитие логического мышления
Воспитательные (ориентированы на личностный результат):
развитие умения работать в команде, умения подчинять личные интересы
общей цели;
воспитание настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия,
ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
2. Содержание программы.
2.1.Учебный план для очного обучения
Таблица 1
№
п/п
1.1.
2.2
2.3
2.4
2.5
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/контрол
я
Раздел 1. Введение в образовательную программу.
Вводный контроль
Введение в образовательную
Собеседование.
программу. Правила поведения.
Общие требования техники
безопасности при работе с
компьютерами.
Раздел 2. Общие представления о робототехнике.
2
2
Посещаемость
Обзор образовательных
занятий.
конструкторов LEGO. Основные
Наблюдение.
свойства конструкции при ее
построении.
2
2
Посещаемость
Способы соединения деталей
занятий.
LEGO.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Варианты соединения деталей
занятий.
LEGO.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Состав, параметры роботов.
7
занятий.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Программное обеспечение
занятий.
NXT-G.
Наблюдение.
Раздел 3. Основы конструирования машин и механизмов.
Машины и механизмы.
2
2
Посещаемость
Кинематические схемы механизмов.
занятий.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Простые механизмы для
преобразования движения.
занятий.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Зубчатые передачи
(цилиндрические, конические).
занятий.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Реечные, ременные передачи.
занятий.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Червячная передача.
занятий.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Двигатели постоянного тока.
занятий.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Шаговые электродвигатели и
сервоприводы.
занятий.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Редукторы цилиндрические,
конические, червячные.
занятий.
Собеседование.
Раздел 4. Системы передвижения роботов.
2
Посещаемость
Потребности мобильных роботов. 2
Типы мобильности роботов.
занятий.
Автомобильная группа.
Наблюдение.
2
2
Посещаемость
Группа с произвольным
независимым поворотом каждого
занятий.
Наблюдение.
колеса влево и вправо.
2
2
Посещаемость
Цельные гусеничные шасси.
занятий.
Траверсные гусеничные шасси.
Наблюдение.
2
Посещаемость
Робот с 2-я конечностями. Робот с 2
4-я конечностями. Робот с 6-ю
занятий.
конечностями.
Наблюдение.
Раздел 5. Контроллер. Сенсорные системы.
2
2
Посещаемость
Общее представление о
контроллере NXT, структура,
занятий.
Квалификация роботов.
2.6
3.1.
3.2.
3.3.
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4.1.
4.2
4.3
4.4
5.1.
8
характеристика интерфейса.
5.2
Управление интерактивным
практикумом.
Программирование в NXT-G.
2
2
-
5.3
Звуковой датчик. Тактильный
датчик (датчик касания).
2
2
-
5.4
Световой датчик.
Ультразвуковой датчик.
2
2
-
5.5
Система с использованием
нескольких датчиков.
2
2
-
6.1.
6.2
6.3
6.4
Раздел 6. Манипуляционные системы.
2
2
Структура и составные
элементы промышленного
робота. Рабочие органы
манипуляторов.
2
2
Роботы, работающие в
декартовой системе
координат.
2
2
Роботы, работающие в
цилиндрической системе
координат.
2
2
Роботы, работающие в
сферической системе.
7.2
Раздел 7. Разработка проекта.
2
2
Требования к проекту.
Определение и утверждение
тематики проектов. Подбор и
анализ материалов о модели
проекта.
2
2
Моделирование объекта.
7.3
Конструирование модели.
2
-
2
7.4
Программирование модели
2
-
2
7.5
Оформление проекта.
2
-
2
7.6
Презентация проекта.
2
-
2
7.1
9
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
Посещаемость
Обсуждение результатов
работы.
занятий.
Творческая работа.
Раздел 8. Итоговый контроль качества знаний.
2
2
8.1
Творческий
Контроль качества знаний.
проект. Выставка.
2
2
8.2
Творческий проект.
Контроль качества знаний.
Выставка.
2
2
8.3
Творческий проект.
Контроль качества знаний.
Выставка.
ИТОГО
72
48
24
2.2. Содержание учебного плана для очного обучения
ТЕМА №1
1. Общие представления о робототехнике (12 часов).
Теоретическая часть (10 часов) Введение в образовательную деятельность.
Обзор образовательных конструкторов LEGO.
Основные свойства конструкции при ее построении. Способы, варианты
соединения деталей конструктора LEGO. Состав, параметры роботов.
Квалификация роботов. Программное обеспечение NXT-G.
Практическая часть (2часа) Варианты соединения деталей LEGO.
Форма контроля при очном обучении: Посещаемость занятий. Выставка работ.
Форма контроля при дистанционном обучении: Посещаемость занятий.
Адресное общение с помощью электронной почты. Просмотр выполненных
занятий. Онлайн консультации с учащимися и родителями.
ТЕМА №2
2. Основы конструирования машин и механизмов (16 часов).
Теоретическая часть (16часов)
Машины
и
механизмы.
Кинематические
схемы
механизмов.
Простые механизмы для преобразования движения. Зубчатые передачи
(цилиндрические, конические). Реечные, ременные передачи. Червячная
передача. Двигатели постоянного тока. Шаговые электродвигатели и
сервоприводы. Редукторы цилиндрические, конические, червячные.
Машины и механизмы. Кинематические схемы механизмов. Простые
механизмы для преобразования движения. Зубчатые передачи (цилиндрические,
конические). Реечные, ременные передачи. Червячная передача. Двигатели
постоянного тока. Шаговые электродвигатели и сервоприводы. Редукторы
цилиндрические, конические, червячные.
Форма контроля при очном обучении: Посещаемость занятий. Выставка работ.
Форма контроля при дистанционном обучении: Посещаемость занятий.
Адресное общение с помощью электронной почты. Просмотр выполненных
занятий. Онлайн консультации с учащимися и родителями.
10
ТЕМА №3
3. Системы передвижения роботов (8 часов).
Теоретическая часть (8 часов) Потребности мобильных роботов. Типы
мобильности роботов. Автомобильная группа. Группа с произвольным
независимым поворотом каждого колеса влево и вправо. Цельные гусеничные
шасси. Траверсные гусеничные шасси. Робот с 2-я конечностями. Робот с 4-я
конечностями. Робот с 6-ю конечностями.
Форма контроля при очном обучении: Посещаемость занятий. Собеседование.
Наблюдение.
Форма контроля при дистанционном обучении: Посещаемость занятий.
Адресное общение с помощью электронной почты. Просмотр выполненных
занятий. Онлайн консультации с учащимися и родителями.
ТЕМА №4
4. Контроллер. Сенсорные системы (10 часов)
Теоретическая часть (10часов) Общее представление о контроллере NXT,
структура,
характеристика
интерфейса.
Управление
интерактивным
практикумом. Программирование в NXT-G. Звуковой датчик. Тактильный
датчик (датчик касания). Световой датчик. Ультразвуковой датчик. Система с
использованием нескольких датчиков.
Форма контроля при очном обучении: Посещаемость занятий. Собеседование.
Наблюдение.
Форма контроля при дистанционном обучении: Посещаемость занятий.
Адресное общение с помощью электронной почты. Просмотр выполненных
занятий. Онлайн консультации с учащимися и родителями.
ТЕМА №5
5. Манипуляционные системы (10 часов).
Теоретическая часть (2часа) Структура и составные элементы
промышленного робота. Рабочие органы манипуляторов.
Практическая часть (8часов) Роботы, работающие в декартовой системе
координат. Роботы, работающие в цилиндрической системе координат. Роботы,
работающие в сферической системе координат.
Форма контроля при очном обучении: Посещаемость занятий. Собеседование.
Наблюдение.
Форма контроля при дистанционном обучении: Посещаемость занятий.
Адресное общение с помощью электронной почты. Просмотр выполненных
занятий. Онлайн консультации с учащимися и родителями.
ТЕМА №6
6. Разработка проекта (12 часов)
11
Теоретическая часть (2часа) Требования к проекту. Определение и
утверждение тематики проектов. Подбор и анализ материалов о модели
проекта.
Практическая часть (10часов) Моделирование объекта. Конструирование
модели. Программирование модели. Оформление проекта. Презентация
проекта. Обсуждение результатов работы.
Форма контроля при очном обучении: Посещаемость занятий. Творческая
работа. Форма контроля при дистанционном обучении: Посещаемость занятий.
Адресное общение с помощью электронной почты. Просмотр выполненных
занятий. Онлайн консультации с учащимися и родителями.
ТЕМА №7
7. Контроль качества знаний (6 часов)
Практическая часть (6 часов) Контроль качества знаний.
Форма контроля при очном обучении: Посещаемость занятий. Творческая
работа. Форма контроля при дистанционном обучении: Посещаемость занятий.
Адресное общение с помощью электронной почты. Просмотр выполненных
занятий. Онлайн консультации с учащимися и родителями.
2.3. Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Учащийся должен уметь:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO
конструкторов;
- создавать программы для робототехнических средств;
- прогнозировать результаты работы;
- планировать ход выполнения задания;
- рационально выполнять задание;
- руководить работой группы или коллектива;
- высказываться устно в виде сообщения или доклада;
- высказываться устно в виде рецензии ответа товарища;
- представлять одну и ту же информацию различными способами.
Учащийся должен знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык
программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные
приемы конструирования роботов;
- конструктивные особенности различных роботов;
- как передавать программы в блок питания;
12
- порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических
средств;
- как использовать созданные программы;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов;
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных
элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
- создавать программы на компьютере для различных роботов;
- корректировать программы при необходимости.
Личностные результаты:
- уметь работать в команде, подчинять личные интересы общей цели;
- воспитать настойчивость в достижении поставленной цели, трудолюбия,
ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
Метапредметные результаты:
- уметь формировать культуру мышления, развитие умения аргументированно и
ясно строить устную и письменную речь в ходе составления технического
паспорта модели;
- уметь применять методы моделирования и экспериментального исследования;
- уметь проявлять творческую инициативу и самостоятельность в поиске
решения;
- уметь развивать мелкую моторику, уметь логически мыслить.
В процессе дистанционного обучения будут сформированы умения работать
дистанционно в команде и индивидуально, выполнять занятия самостоятельно;
13
Раздел
II.
«Комплекс
организационно-педагогических
включающий формы аттестации»
условий,
2.1.Календарный учебный график для очного обучения
Таблица 2
№
п/п
Тема занятия
Колво
часов
Время
проведе
ния
занятия
Форма
занятия
2
Групповая
1.1. Введение в
образовательную
программу. Правила
поведения. Общие
требования техники
безопасности при работе с
компьютерами.
2. Общие представления
12
Групповая
1.
Введение в
образовательную
программу.
Групповая
о робототехнике.
2.1. Обзор образовательных
конструкторов LEGO.
Основные свойства
конструкции при ее
построении.
2.2 Способы соединения
деталей LEGO.
2
Групповая
2
Групповая
2.3 Варианты соединения
деталей LEGO.
2
Групповая
2.4 Состав, параметры
роботов.
Квалификация роботов.
2
Групповая
2.5 Программное
обеспечение NXT-G.
2
Групповая
14
Место
проведения
Форма
контроля
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
Вводный
контроль
Собеседование.
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
Наблюдение.
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Вводный
контроль
Собеседование.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
3. Основы
конструирования
машин и механизмов.
16
Групповая
3.1. Машины и механизмы.
Кинематические схемы
механизмов.
2
Групповая
3.2. Простые механизмы
для преобразования
движения.
2
Групповая
3.3 Зубчатые передачи
(цилиндрические,
конические).
2
Групповая
3.4 Реечные, ременные
передачи.
2
Групповая
3.5 Червячная передача.
2
Групповая
3.6 Двигатели
постоянного тока.
2
Групповая
3.7 Шаговые
электродвигатели и
сервоприводы.
2
Групповая
3.8 Редукторы
цилиндрические,
конические, червячные.
2
Групповая
4. Системы передвижения
роботов
8
Групповая
4.1. Потребности мобильных
роботов. Типы
мобильности роботов
Автомобильная группа.
4.2. Группа с произвольным
независимым поворотом
каждого колеса влево и
вправо.
4.3 Цельные гусеничные
шасси. Траверсные
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
15
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
Посещаемость
занятий.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
Посещаемость
занятий.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
гусеничные шасси
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
Наблюдение.
2
Групповая
10
Групповая
5.1. Общее представление
о контроллере NXT,
структура,
характеристика
интерфейса
5.2 Управление
интерактивным
практикумом.
Программирование
в NXT-G
5.3 Звуковой датчик.
Тактильный датчик
(датчик касания).
2
Групповая
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
2
Групповая
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
5.4 Световой датчик.
Ультразвуковой
датчик.
2
Групповая
5.5 Система с
использованием
нескольких датчиков
2
Групповая
6. Манипуляционные
системы
8
Групповая
6.1. Структура и составные
элементы
промышленного робота.
Рабочие органы
манипуляторов.
6.2. Роботы, работающие в
декартовой системе
координат.
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
2
Групповая
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
6.3. Роботы, работающие в
цилиндрической
системе координат.
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
4.4 Робот с 2-я
конечностями. Робот с
4-я конечностями. Робот
с 6-ю конечностями.
5. Контроллер.
Сенсорные системы
16
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемост
ь занятий.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемост
ь занятий.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
6.4 Роботы, работающие в
сферической системе.
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
7. Разработка проекта
12
Групповая
7.1. Требования к проекту.
Определение и
утверждение тематики
проектов. Подбор и
анализ материалов о
модели проекта.
7.2 Моделирование
объекта.
2
Групповая
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
7.4 Программирование
модели.
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
7.5 Оформление проекта.
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
7.6 Презентация проекта.
Обсуждение
результатов работы.
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
8. Контроль качества
знаний
6
Групповая
7.1 Контроль качества
знаний.
2
Групповая
7.2 Контроль качества
знаний.
2
Групповая
7.3 Контроль качества
знаний.
2
Групповая
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
№2
МБУДО
СЮТ,
здание
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемост
ь занятий
7.3 Конструирование
модели.
17
Посещаемость
занятий.
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
Творческий
проект.
Выставка.
Творческий
проект.
Выставка.
Творческий
проект.
№2
ИТОГО
Выставка.
72
Раздел программы «Воспитание»
2.2. Цель воспитания: Целью воспитания является развитие личности,
самоопределение и социализация детей на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм по- ведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и право- порядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе
и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образованиив Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Идеал современного молодого человека — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны,
укоренённый
в
духовных
и
культурных
традициях
многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого, а также
основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд,
отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) можно
сформулировать цель воспитания в МБУДО СЮТ – это личностное развитие
учащихся, проявляющееся:
-в освоении учащимися социальных знаний, выработанных обществом на
основе общественных ценностей (в том числе о современных сферах
человеческой деятельности), приобретении опыта социального взаимодействия
и опыта участия в социально-значимой деятельности, направленных на
формирование гражданской идентичности, патриотизма, гражданской
ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры
межнационального общения и поведения внутри детско-взрослых общностей;
-в овладении учащимися способами саморазвития и самореализации в
современном мире, в том числе формирования современных компетентностей и
грамотностей, соответствующих основным направлениям стратегии социальноэкономического развития страны, актуальным вызовам будущего;
-в формировании опыта самоопределения (личностного и профессионального) в
разных сферах человеческой жизни посредством участия в социокультурных
практиках и профессиональных пробах. С учетом того, что детские
объединения МБУДО СЮТ представляют собой и разновозрастные группы,
педагог в рамках воспитательной деятельности опирается на следующие
целевые приоритеты: Выделение в общей цели воспитания целевых
приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не
18
означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания.
Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, работающим с
обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять
большее, но не единственное внимание.
2.3. Задачи воспитания
Задачами воспитания по программе являются:
усвоение детьми знаний и норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций культуры; информирование детей, организация
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
формирование и развитие личностного отношения детей к
техническому творчеству, к собственным нравственным позициям и
этике поведения в учебном коллективе;
приобретение
детьми
опыта
поведения,
общения,
межличностных и социальных отношений в составе группы,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта,
активностей и обстоятельств общения, социализации, признания,
самореализации,
творчества
при
освоении
предметного
и
метапредметного содержания программы.
2.4. Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки,
традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого
человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и
других людей), развитие физической активности;
формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь
и
поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
воспитание
уважение к
труду, результатам
труда,
у в а ж е н и я к старшим;
воспитание уважения к культуре народов России, мировому
искусству;
развитие творческого самовыражения в техническом творчестве,
реализация традиционных и своих собственных представлений об
эстетическом обустройстве общественного пространства.
2.5. Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей
среды
общения
и
успешной
деятельности,
формирования межличностных отношений на основе российских
традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из
19
учебных занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы
является
организация
их
взаимодействий
в
техническом
т в о р ч е с т в е , в подготовке и проведении праздников и мероприятий с
участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения
поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей
младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуальногои
публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства
и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в
воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
2.6. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на базе реализации программы в
организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, мероприятиях в других
организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на
этих площадках.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к
педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная
оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров
воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними)
и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития
качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение
общего представления о воспитательных результатах реализации
программы, продвижения в достижении определённых в программе
целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на
коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом
воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе
оценочных процедур, используются только в виде агрегированных
усреднённых и анонимных данных.
20
2.7. Календарный план воспитательной работы
Таблица 3
№
п/п
Сроки проведения
Наименование мероприятия
Форма
проведения
Практический
результати
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Направление воспитания: гражданско-патриотическое воспитание
1.
Акция «Запишись в СЮТ».
«День открытых дверей» мероприятие посвященное
Дню знаний
2.
«День учителя» - выставка
работ, беседы, презентации,
викторины.
3.
«День Конституции
Российской Федерации» беседы.
4.
Инструктаж «Основы
безопасности и правила
поведения в зимний период» беседы, викторины, открытые
уроки
5.
«Встречаем вместе Новый
год» - конкурсно-игровая
программа.
6
Праздник «Рождество
Христово».
7.
8.
9.
Мероприятия патриотической
направленности в рамках
месячника оборонно-массовой
и военно-патриотической
работы.
Районный конкурс стендовых
моделей военной техники
среди обучающихся
образовательных организаций
муниципального образования
Темрюкский район в рамках
оборонно-массовой и военнопатриотической работы
памяти маршала Жукова Г.К.
Районный фотоконкурс
сентябрь
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
октябрь
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
декабрь
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
декабрь
Инструктаж
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Запись в журнале
инструктажей.
декабрь
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
январь
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
январь
Патриотическое
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
январь
Муниципальный
конкурс
январь
Муниципальный
21
Итоговый
приказ.
Награждение
победителей.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Итоговый
10.
«Я помню! Я горжусь!» среди
обучающихся
образовательных организаций
муниципального образования
Темрюкский район в рамках
оборонно-массовой и военнопатриотической работы
памяти маршала Жукова Г.К.
«Урок мужества» - беседы,
викторины, открытые уроки,
конкурсы рисунков и
подделок, флэш-мобы.
11.
Организация и проведение
мастер-класса приуроченного
ко Дню защитника Отечества
12.
Организация и проведение
мастер-класса приуроченного
к международному женскому
Дню 8 марта
13.
Мероприятия в период
весенних каникул
14.
Районный конкурс-турнир по
робототехнике
«Легокарусель» среди
младших школьников
15.
«Первый космонавт» тематические беседы,
посвященные 90-летию со дня
рождения лётчика –
космонавта Юрия
Алексеевича Гагарина.
16.
«Здравствуй, Масленица!» праздничные мероприятия.
17.
«Закон Краснодарского края
№ 1539-КЗ «О мерах по
профилактике безнадзорности
и правонарушений
несовершеннолетних в
Краснодарском крае»» беседы.
конкурс
приказ.
Награждение
победителей.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Беседа
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Мастер-класс
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
март
Мастер-класс
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
март
Спортивные,
развлекательные,
патриотические
мероприятия
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
январь
февраль
Итоговый
приказ.
Награждение
победителей.
март
Муниципальный
конкурс
март
Тематические
беседы
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
март
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
март
Беседа
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
18.
Международный День смеха –
розыгрыши, юморины
апрель
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
19.
Районный конкурс «Это
апрель
Муниципальный
Итоговый
22
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
нужно живым!» среди
учащихся образовательных
организаций муниципального
образования Темрюкский
район в рамках оборонномассовой и военнопатриотической работы
памяти маршала Жукова Г.К.
20.
Районный фотоконкурс «Мы
за здоровый образ жизни!»
среди обучающихся
образовательных организаций
муниципального образования
Темрюкский район
конкурс
приказ.
Награждение
победителей.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
апрель
Муниципальный
конкурс
Итоговый
приказ.
Награждение
победителей.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
апрель
Патриотическое
мероприятие
Благоустройство
памятных мест,
мемориалов,
памятников
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
22.
«День космонавтики» беседы, викторины, открытые
уроки, конкурсы рисунков и
поделок, флэш-мобы.
апрель
Беседы, викторины,
открытые уроки,
конкурсы рисунков
и поделок, флэшмобы.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
23.
Праздник весны и труда –
конкурс рисунков.
апрель
Конкурс рисунков
Рисунки
24.
«День Победы» - беседы,
викторины, открытые уроки,
конкурсы рисунков и поделок,
флешмобы.
май
Беседы, викторины,
открытые уроки,
конкурсы рисунков
и поделок,
флешмобы.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
21.
«Аллея славы» благоустройство памятных
мест, мемориалов, памятников
Направление воспитания: профильно / профессионально-личностное воспитание
1.
«ЗОЖ и творчество»
2.
Праздничное мероприятие,
посвященное дню Матери.
3.
Выставка работ
изобразительного и
декоративно-прикладного
творчества, посвященная дню
Матери.
4.
Мероприятия объединений,
посвященные празднованию
Нового года.
октябрь
Мастер-класс
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
ноябрь
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
ноябрь
Выставка работ
изобразительного и
декоративноприкладного
творчества
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях
декабрь
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
23
5.
Инструктаж «Основы
безопасности и правила
поведения».
6.
открытка для мамы» – мастеркласс
7.
Итоговое мероприятие.
Выставка работ
8.
«Безопасное лето» инструктаж для обучающихся
9.
Тематические площадки
10.
Лагерь труда и отдыха
«Ровесник»
Инструктаж
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Запись в журнале
инструктажей.
мастер-класс
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Выставка работ
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
май
Инструктаж
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Запись в журнале
инструктажей.
Июнь-август
Спортивные,
развлекательные,
патриотические
мероприятия
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Июль
Спортивные,
развлекательные,
патриотические
мероприятия
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
декабрь
март
май
Направление воспитания: социально-личностное воспитание
1.
День здоровья «Спорт –
альтернатива пагубным
привычкам» среди
обучающихся
2.
Районный конкурс юных
фотолюбителей «Темрюкский
район в объективе» среди
обучающихся
образовательных учреждений
муниципального образования
Темрюкский район
3.
Районный фото и видео
конкурс «Моя мама лучше
всех» среди обучающихся
образовательных учреждений
муниципального образования
Темрюкский район
4.
Мероприятия в период
осенних каникул
сентябрь
Инструктаж
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Запись в журнале
инструктажей.
сентябрь
Праздничное
мероприятие на
уровне
учреждения
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
сентябрь
Муниципальный
конкурс
октябрь
Муниципальный
конкурс
24
Итоговый
приказ.
Награждение
победителей.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Итоговый
приказ.
Награждение
победителей.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
5.
6.
7.
Инструктаж «Основы
пожарной безопасности и
правила поведения при ЧС»,
для обучающихся
Районный конкурс по
технического моделирования и
конструирования «Юный
конструктор»
«Помоги себе сам» - беседа о
безопасности и ЗОЖ в рамках
программы
антинаркотической
направленности и
здорового образа жизни
«АнтиНарко» среди
обучающихся
Районный фотоконкурс
«Минувших лет живая
память» среди обучающихся
образовательных учреждений
муниципального образования
Темрюкский район в рамках
оборонно-массовой и военнопатриотической работы
памяти маршала Жукова Г.К.
Октябрьноябрь
Инструктаж
ноябрь
Муниципальный
конкурс
ноябрь
Беседа о
безопасности и
ЗОЖ
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Запись в журнале
инструктажей.
Итоговый
приказ.
Награждение
победителей.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Итоговый
приказ.
Награждение
победителей.
ноябрь
Муниципальный
конкурс
9.
Мероприятия в период зимних
каникул
декабрь
Спортивные,
развлекательные,
патриотические
мероприятия
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
10.
«Мир спасет доброта» тематическая беседа для
обучающихся, посвященная
Международному дню
инвалидов.
Декабрьянварь
Тематическая
беседа
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
11.
Инструктаж «Основы
безопасности и правила
поведения», для обучающихся
.
декабрь
Инструктаж
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Запись в журнале
инструктажей.
12.
Старый Новый год – игровые
программы, викторины.
декабрь
Игровые
программы,
викторины.
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
13.
Праздничное мероприятие,
январь
Праздничное
Фото и видео
8.
25
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
посвящённое
Международному женскому
дню 8 марта.
мероприятие на
уровне
учреждения
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
14.
«Музыкальная открытка для
мамы» – конкурсная
программа.
март
Конкурсная
программа
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
15.
«Мои любимые книги» тематическая беседа,
посвященная Дню детской
книги.
март
Тематическая
беседа
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
16.
Лекция-беседа о вреде
курения и запрещенных
препаратов.
Лекция-беседа
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
17.
Инструктаж «Правила
поведения в дни школьных
каникул».
Инструктаж
Фото и видео
материалы.
Публикация в
соц. Сетях.
Запись в журнале
инструктажей.
апрель
май
26
2.8. Условия реализации программы.
Материально-техническое о б е с п е ч е н и е : Для организации учебного
процесса учебный кабинет общей площадью 48,8 кв м соответствующий всем
нормам СЭС и ППБ, оборудованный всеми необходимыми наглядными
пособиями и плакатами.
В комплект входит:
• Парты
• Стулья
• Компьютеры
• Наборы конструкторов NXT Mindstorms
По результатам работы за год, как правило, на каникулах, проводится
мониторинг качества освоения образовательной программы учащимися,
проводятся итоговые соревнования, турниры, собеседования. В процессе
обучения учащийся полностью овладевает технической терминологией, познает
основы программирования. Занятия проводятся в учебном кабинете с
использованием компьютерной техники. Поэтому перед ведением занятий
необходимо научить учащихся основам техники безопасности.
Результаты инструктажа необходимо занести в специальный журнал, и
ежегодно его обновлять (проводить повторные инструктажи). Современное
развитие телекоммуникаций в значительной степени расширяет возможности
увеличения и качественного улучшения знаний.
Перечень оборудования, инструментов, материалов:
1) Наборы конструкторов NXT Mindstorms 15 шт.
2) АРМ учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники:
Информационное обеспечение предусматривает наличие следующих видов
источников: мультимедийные презентации, тематические учебные фильмы,
технические карты, наглядно-демонстрационный материал.
Кадровое обеспечение: реализовывать программу имеет право педагог со
средне-специальным
или
высшим
образованием,
обладающий
профессиональными
знаниями
в
области
компьютерной
техники,
программирования и робототехники, имеющий практические навыки
организации интерактивной деятельности детей.
По данной программе работает педагог дополнительного образования Потехина
Ольга Константиновна. Имеет высшее образование.
2.9.Формы аттестации.
Аттестация обучающихся проводится на добровольных началах и строится на
принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей, обучающихся;
- адекватности содержания и организации аттестации специфике творческой
деятельности обучающихся в конкретном детском объединении и его
образовательной программе;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов.
Виды аттестации: входной контроль, промежуточная и итоговая.
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний, обучающихся
перед началом образовательного процесса.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающихся
содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного
периода (полугодия, года).
Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся,
заявленных в образовательных программах по завершении всего
образовательного курса программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе,
промежуточная
аттестация
проводится
в
конце
учебного
года.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: при
применении дистанционных технологий обучения - просмотр видео и фото
файлов с выполненным заданием с помощью электронной почты, опрос,
комментарии и замечания от педагога.
2.10. Аттестация (промежуточная и итоговая)
Для оценки результативности учебных занятий применяется вводный, текущий
и итоговый контроль. Вводный контроль проводится в начале учебного года
для изучения возрастных особенностей детей (состояния здоровья,
коммуникабельность, лидерство). Промежуточный контроль осуществляется
для определения усвоения учащимися пройденных тем. Итоговый контроль
проводится в конце обучения по Программе для определения степени
выполнения поставленных задач. Порядок, формы проведения, система оценки,
оформление и анализ результатов итоговой аттестации учащихся
осуществляется согласно «Положения об организации и проведении
промежуточной и итоговой аттестации учащихся в МБУДО СЮТ.
3. Оценочные материалы.
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений
учащихся. Каждая самостоятельная работа наглядно показывает возможности
ребёнка. Уровень усвоения программного материала определяется по
результатам выполнения практических занятий. С каждым учащимся
отрабатываются разной сложности элементы, здесь необходимо внимательное,
чуткое и доброе отношение к учащемуся. В работе с учащимися объединения
используются следующие методы отслеживания уровня овладения
программного материала: - наблюдение; - практическое задание; - выставка
творческих работ. Выбирается дифференцированный подход к каждому, все
удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Постоянная
оценка производится на уровне педагогического наблюдения, самооценки
учащихся.
28
Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
Учащегося___________________________________________________________________
ФИО
по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (72ч.)
Таблица 4
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
учащегося:
1.1Теоретические
знания
1.2 Владение
специальной
терминологией
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Соответствие
теоретических
знаний
учащегося
программным
требованиям
- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет более
½);
- максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренный
программой за
конкретный период)
- минимальный уровень
(учащийся избегает
употреблять
специальные термины);
- средний уровень
(учащийся сочетает
специальную
терминологию);
- максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием)
Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологией
2.Практическая
подготовка
учащегося:
2.1 Практические Соответствие
умения и навыки, практических
предусмотренные умений и
- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
29
На
начало
обучения
На
окончани
е
обучения
программой
навыков
программным
требованиям
2.2 Владение
специальным
оборудованием,
оснащением
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
2.3 Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
предусмотренных
умений и навыков);
- средний уровень
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½)
-максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренный
программой за
конкретный период)
- минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьезные затруднения
при работе с
оборудованием,
оснащением);
- средний уровень
(работает с
оборудованием,
оснащением с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(учащийся работает с
оборудованием,
оснащением не
испытывает особых
трудностей).
- начальный уровень
умений (учащийся в
состоянии выполнить
лишь простейшие
практические задания
педагога);
- репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания по
образцу);
- творческий уровень
(выполняет
практические задания с
различными элементами)
3. Общие
учебные умения
и навыки
3.1Учебноинтеллектуальны
е умения:
30
3.1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Самостоятельнос
ть в подборе и
анализе
литературы
3.1.2Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
Самостоятельнос
ть в пользовании
компьютерными
источниками
информации
3.1.3Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу
Самостоятельнос
ть в учебной
исследовательско
й работе
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается
в помощи педагога);
- средний уровень
умений (работает с
литературой с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся
работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся
работает
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается
в помощи педагога);
- средний уровень
умений (работает с
литературой с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся
работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).
3.2Учебнокоммуникативны
е умения:
31
3.2.1Умение
Адекватность
слушать и
восприятия
слышать педагога информации,
идущей от
педагога
3.2.2Умение
выступать перед
аудиторией
Свобода
владения и
подачи
учащимися
подготовленной
информации
3.2.3 Умение
вести полемику,
участвовать в
дискуссии
Самостоятельнос
ть в построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся
работает
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся
работает
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.3Учебноорганизационные
умения и навыки:
32
3.3.1Умение
организовать
свое учебное,
рабочее место
Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой
3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности
Соблюдение
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся
работает
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).
- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема навыков
соблюдения правил
безопасности,
предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных
навыков составляет
более ½);
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
навыков,
предусмотренный
программой
за
конкретный период).
Оценочными материалами при дистанционном обучении являются:
- тест;
- фото;
- видео отчет;
- адресное общение с помощью электронной почты.
4. Методические материалы.
Методы обучения и воспитания: Методы обучения и воспитания
определяются по источникам информации и включают в себя следующие
виды:
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
- демонстрационные (реализуют принципы наглядности);
- практические (имеют целью проверить практические умения обучающихся,
способность применять знания при решении конкретных задач);
- убеждение, поощрение,
упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
33
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология индивидуального обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология проектной деятельности;
- технология игровой деятельности.
Формы организации образовательного процесса: Реализация данной
программы предполагает использование следующих форм организации
образовательного процесса:
- групповые;
- индивидуальные.
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов,
игра, конкурс, лекция, мастер-класс, праздник, практическое занятие,
представление, презентация, соревнование, турнир.
При реализации программы с помощью электронного обучения:
теоретические учебные занятия;
презентации;
просмотр фильмов
Отличительной особенностью дистанционного обучения (ДО) является акцент
на самостоятельную работу учащихся с учебным материалом. Технология ДО
основана на применении в учебном процессе различных видов учебнометодической литературы – печатных материалов, электронных учебных
пособий, аудио - и видео-продукции.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
Таблица 5
№
Этап учебного занятия
1.
Организационный момент.
2.
Вводная часть занятия. Основы техники безопасности. Формулирование цели и
задач занятия.
3.
Лекция.
4.
5.
Предварительное планирование работы (составление устного плана
предстоящей работы).
Обсуждение просмотренного и услышанного материала.
6.
Перерыв.
7.
Введение в практическую деятельность.
34
8.
Практическая часть.
9
Физкультминутка.
10.
Анализ работы, подведение итогов
11.
Уборка рабочего места.
АЛГОРИТМ занятия во время дистанционных занятий.
1.Вступление.
2. Изложение материала (в форме лекции) на сервисе Google , для
самостоятельного изучения .
3. Проверка выполненных заданий.
4. Персональное адресное общение по электронной почте, общение c помощью
телефонов после изучения учащимися материала.
3.6. Список литературы.
Для педагога:
Аленина Т.И, Енина Л.В, Колотова И.О, Сичинская Н.М, Смирнова Ю.В.
Шаульская Е.Л
«Образовательная
робототехника
во
внеурочной
деятельности
дошкольников: в условиях внедрения ФГОС НОО: учеб.- метод. пособие» / Мво образования и науки Челяб. обл., - Челябинск: Челябинский Дом печати,
2012.
БедфордА.«Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
ДыбинаО. В.«Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр
«Сфера», 2002 г.
ИшмаковаМ.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
КуцаковаЛ. В. «Конструирование и художественный труд в детском
саду»Творческий центр «Сфера», 2005 г.
Для детей и родителей:
КомароваЛ. Г.«Строим из Лего»; М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
Мирошина Т.Ф, Соловьева Л.Е, Могилѐва А.Ю, Перфильева Л.П.
«Образовательная робототехнка в ДОУ» Челябинск: Взгляд, 2011.
ФешинаЕ.В. «Лего - конструирование в детском саду»4 М.: Творческий
центр «Сфера», 2012 г.
Дополнительнаяобразовательная
программа
познавательноречевой
направленности
«Легоконструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа:
http://nsportal.ru
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука»,
2011г.Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный
ресурс]
35
– Режим доступа: свободный http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/index.php/2012-0707-02-11-23/kcatalog
Интернет-ресурсы:
http://lego.rkc-74.ru/
http://www.lego.com/education/
http://www.wroboto.org/
http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.
http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.
http://learning.9151394.ru
Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты:
http://mon.gov.ru/pro/fgos/
http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html
http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc
http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
http://pedagogical_dictionary.academic.ru
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
36
1