УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
СТАНИЦЫ СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета МБУДО СЮТ
от «09» января 2025г.
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО СЮТ
___________ Е.А. Отрошко
«10» января 2025г.
Приказ № 55
от «10» января 2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Технология игрушки» (пошив мягкой игрушки)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год - 72 ч.
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 63783
Автор-составитель:
Хвостик Надежда Григорьевна,
педагог дополнительного образования
ст. Старотитаровская, 2025
Содержание
Введение
3
1. Нормативно-правовая документация Программы
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание и планируемые результаты»
5
1.1. Пояснительная записка
5
1.1.1. Направленность
5
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
программы
6
1.1.3. Отличительные особенности программы
7
1.1.4. Адресат программы
8
1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации
8
1.1.6. Формы обучения
8
1.1.7. Режим занятий
8
1.1.8. Особенности организации учебного процесса
10
1.2. Цель и задачи программы
11
1.2.1. Цель программы
11
1.2.2. Задачи программы
11
1.3. Содержание программы
12
1.3.1. Учебный план
15
1.3.2. Содержание учебного плана
16
1.3.3. Планируемые результаты
Раздел
2.
«Комплекс
организационно-педагогических
условий,
включающих формы аттестации».
18
2.1. Календарный учебный график программы
21
2.2. Раздел программы «Воспитание»
25
2.3. Условия реализации программы
26
2.4. Формы аттестации
27
2.5. Оценочные материалы
28
2.6. Методические материалы
30
2.7 Список литературы для педагога
Приложения
32
2
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Технология игрушки» по технической направленности (далее – Программа),
является модифицированной, разработана на основе программ педагогов
дополнительного образования, работающих в соответствующем направлении, и
с учетом многолетнего, личного опыта педагога дополнительного образования
МБУДО СЮТ Хвостик Надежды Григорьевны.
1. Нормативно-правовая база
Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и
дополнениями).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года».
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678р).
6. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 сентября 2020 г. № 500 «Об
утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным
общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
(действует до 1 сентября 2028 г).
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
3
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил СанПин 1.2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди
обитания».
13. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо
Минобрнауки от 18 декабря 2015 г. № 09-3242.
14. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных
технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
15. Краевые методические рекомендации
по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки от
24.06.2020 г. № 47.01-13-6067/20).
16. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования
Станции
юных
техников
станицы
Старотитаровской
муниципального образования Темрюкский район.
4
Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Технология игрушки» по технической направленности (далее – Программа)
ознакомительного уровня, программа предусматривает занятия по развитию у
детей навыков ручного труда, аккуратности и терпения. Самые дорогие и
близкие ребенку предметы искусства – игрушки. Создание игрушки – это
искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание
проходят через игрушку. Мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками.
Изготовление игрушек своими руками - средство развития сферы чувств,
эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребенка.
Пошив мягких игрушек - это своеобразная школа чувств, которая активизирует
мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному,
служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания. Мягкая
игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором
сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа
над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета,
точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного
художественного творчества. Данный вид рукоделия – важный компонент
трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья,
работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся
терпению и настойчивости в достижении цели. Занятия по пошиву игрушек
знакомят детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через
игрушку приобщают ребят к культуре народа.
1.1.1. Направленность
Программа имеет техническую направленность и даёт возможность
обучающимся раскрыть и проявить свой творческий потенциал в направлении
шитья, изучая приёмы моделирования мягкой игрушки выработать собственный
стиль, приобрести практические навыки, научиться работать с выкройками,
оборудованием, кроить и шить, применяя экономичный расход материала, уметь
разбираться в выборе цвета, фактуры в материале, занимаясь творческой
деятельностью демонстрировать результат своего труда, получить основы
профессионального самоопределения.
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Программы.
Новизна. Программа "Технология игрушки" представляет собой
инновационную программу, направленную на развитие творческих и
практических навыков учащихся. Она является новой и уникальной в своем роде,
поскольку поддерживает развитие мелкой моторики, воображения,
артистичности и комплексного мышления у детей. Программа также
способствует формированию навыков работы с различными материалами,
овладению швейными навыками и стимулирует развитие детского творчества.
5
Актуальность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа "Технология игрушки" имеет высокую актуальность в современном
образовании. В наше время, когда компьютеры, гаджеты и другие электронные
развлечения становятся все более популярными среди детей, развитие
творческих и ручных навыков, а также способностей к самовыражению через
процессы создания, становится одной из важных задач воспитания. Программа
"Технология игрушки" обеспечивает возможность развивать у детей
воображение, креативное мышление и творческие способности. Помимо этого,
она способствует формированию навыков работы с различными материалами, а
также способствует развитию пространственного мышления и мелкой моторики.
Таким образом, данная программа помогает детям развить ценные навыки,
которые могут быть полезны в будущем, а также способствует формированию
полноценной личности.
Педагогическая целесообразность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"Технология игрушки" имеет высокую педагогическую целесообразность,
поскольку поддерживает развитие различных аспектов обучения и личностного
роста детей.
Вот несколько аспектов, демонстрирующих ее педагогическую ценность:
1. Развитие творческого мышления: Программа способствует развитию у
детей творческого мышления и способностей к самовыражению через процессы
создания. Это важный аспект в образовании, поскольку помимо основных
предметов, такие навыки играют важную роль в формировании целостной и
разносторонне развитой личности.
2. Формирование навыков работы с материалами: Программа помогает
детям узнать разнообразные материалы, из которых можно создавать игрушки, а
также научиться работать с ними. Это важно для развития практических
навыков, которые можно применить в будущем.
3. Развитие мелкой моторики: Процесс пошива игрушек требует
тщательной и точной работы с материалами и инструментами, что способствует
развитию мелкой моторики рук у детей. Таким образом, программа "Технология
игрушки" является ценным педагогическим инструментом, способствующим
развитию личности ребенка и формированию полезных навыков.
Отличительные особенности.
1.1.3. Отличительные особенности Программы. Программа "Технология
игрушки" обладает несколькими отличительными особенностями, которые
делают ее выдающейся и уникальной:
1. Комплексное развитие навыков: Программа способствует развитию
творческих, технических, художественных способностей учащихся, а также
формирует у них умения в области дизайна, шитья, ручного труда и технологии.
2. Практическая направленность: Учащиеся получают возможность
практиковаться в создании игрушек своими собственными руками, что
способствует развитию творческого мышления и умений работать с различными
материалами.
6
3. Эстетическое воспитание: Программа способствует формированию
эстетического вкуса учащихся, развивает чувство прекрасного, помогая им
видеть и создавать красоту вокруг себя.
4. Социальная значимость: Работа над созданием игрушек может
способствовать развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, обмен
опытом, и взаимопомощь между учениками. Эти отличительные особенности
делают программу "Технология пошива игрушки" уникальной и полезной для
комплексного развития учащихся.
1.1.4. Адресат программы: данная Программа рассчитана на обучающихся
в возрасте от 7 до 15 лет. Набор обучающихся производится без специальной
подготовки, требований к физическому развитию, независимо от половой
принадлежности, испытывающие трудности в обучении и развитии. Группы
формируются по результатам входной диагностики. Количество обучающихся
по Программе в группе:
- 1 год обучения – до 15 человек
В Программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
Обучение по Программе предоставляется как для вновь пришедших
обучающихся, никогда не занимавшихся в объединении, так и для опытных
участников, успешно прошедших входной контроль. В объединение
обучающиеся принимаются на свободной основе, что предоставляет равные
возможности для всех желающих.
Состав групп - разновозрастный. Развитие детского коллектива в
разновозрастной группе предполагает развитие отношений наставничества, как
волонтерского вида деятельности активных обучающихся, готовых понять,
принять и помочь другим ребятам. Зачисление на тот или иной год обучения
осуществляется в зависимости от возраста и способностей детей.
Запись на Программу осуществляется через систему заявок на сайте АИС
«Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» по
следующей ссылке: https://р23.навигатор.дети/
Программа предполагает индивидуальный подход к каждому
обучающемуся на основе их возрастных и творческих потребностей.
Психолого-педагогические особенности адресата Программы для
обучающихся в возрасте от 7 до 15 лет:
Для обучающихся в возрасте от 7 до 15 лет психолого-педагогические
особенности имеют важное значение при разработке программы обучения. В
этом возрасте дети находятся в процессе активного когнитивного и
эмоционального развития, и программа должна учитывать их особенности.
Например, в этом возрасте дети могут проявлять большой интерес к визуальным
стимулам, таким как яркие цвета, интересные формы и изображения. Поэтому
использование наглядных пособий и интерактивных методов обучения может
способствовать более эффективному усвоению материала. Также, в этом
периоде жизни у детей начинает формироваться индивидуальное отношение к
7
учебе, поэтому важно создавать стимулирующие условия для самостоятельной
работы и творческого мышления. Программа для обучающихся в возрасте от 7
до 15 лет должна учитывать их психологические особенности: интеллектуальные
способности, уровень эмоциональной зрелости, особенности восприятия
информации и другие факторы, чтобы быть максимально эффективной.
1.5. Уровень Программы, объем и сроки реализации.
Программа ознакомительного уровня. Программа рассчитана на 1 год
обучения. Общее количество часов – 72 часа (по 2 часа 1 раз в неделю). Срок
реализации программы 1 год.
1.1.6. Форма обучения.
Форма обучения – очная, (частично предусмотрены занятия в
дистанционной форме обучения, по необходимости), групповая (возможна
работа малыми группами).
Форма организации занятий: групповая.
Программа предусматривает возможность использования дистанционных
технологий. Это позволяет детям продолжать обучение, не выходя из дома, и
успешно осваивать материал. В связи с этим, в Программу были включены
дистанционные занятия, проводимые через Интернет (VK Мессенджер и
Сферум). Они не заменяют полноценное освоение Программы в режиме
оффлайн.
1.1.7. Режим занятий.
Обучение проводится в группах, продолжительность каждого занятия –
представлена в таблице 2. После каждого занятия 10 минутный перерыв; по
количеству часов в неделю и по наполняемости групп Программа соответствует
требованиям СанПиНа).
Режим занятий:
Таблица 1
Год обучения
1
Продолжительность
занятия (часов)
Периодичность
в неделю
45 минут
по 2
академических
часа 2 раза в
неделю
Количество
часов в
неделю
4
Количество
недель в году
Всего часов в
год
36
72
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса.
Обучающиеся, сформированы в группы; состав группы постоянный;
занятия групповые (возможна работа малыми группами); виды занятий по
Программе определяются содержанием Программы и могут предусматривать
лекции, беседы, практические занятия, мастер-классы, тематические занятия,
выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты, выставки, и другие
виды учебных занятий и учебных работ.
В каждом разделе Программы предусмотрены задания разной степени
сложности для детей с разной степенью подготовки. Наличие в одной группе
обучающихся не только разного возраста, но и детей разного уровня подготовки
определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и использование
8
не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных форм
индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой организации в
учебно-воспитательном процессе новый материал всем обучающимся дается на
одну тему, которая предполагает разный характер заданий для каждого возраста
и уровня обучающихся. Разновозрастные группы имеют свои преимущества
перед одновозрастными: младшие наблюдают и учатся у старших, а старшие
помогают младшим, опекают их и тем самым тоже учатся.
Содержание Программы допускает некоторые изменения в содержании
занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного
материала на усмотрение педагога. В Программе предусмотрено участие детей
в обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и
каждого обучающегося. И чем чаще дети участвуют в совместном анализе,
рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной
самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение и
суждение, слушать других. Также важно участие каждого обучающегося в
конкурсах, праздниках коллектива, мастер-классах, образовательных проектах
и др. Это повышает самооценку и увеличивает интерес к выбранному виду
техническо-творческой деятельности.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
- индивидуальный подход: каждый ребенок имеет свои особенности,
поэтому Программа предусматривает индивидуальный подход к обучению.
Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и ребенком;
- постепенное усложнение: Программа построена таким образом, чтобы
обучающиеся могли постепенно осваивать новые навыки и умения
технического творчества;
- вовлечение в творческий процесс: Программа предполагает участие
обучающихся в мастер-классах, конкурсах, выставках и других мероприятиях,
что способствует развитию их творческих способностей;
- сотрудничество с родителями: Программа предусматривает активное
участие родителей в образовательном процессе, что помогает создать атмосферу
поддержки и взаимопомощи;
- культуросообразности и природосообразности: в Программе
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание
Программы опирается на традиции и культуру народов России, и региональный
компонент.
- системности: полученные знания, умения и навыки, обучающиеся
системно применяют на практике. Это позволяет использовать знания и умения
в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что способствует
самовыражению обучающегося, развитию его творческого потенциала;
- комплексности и последовательности: реализация этого принципа
предполагает постепенное введение обучающихся в мир технического
творчества, то есть, от простого к сложному, на каждом этапе обучения углубляя
приобретенные знания, умения, навыки, по направлению пошив мягкой
игрушки, мастерство и работа в команде и др. Этот принцип также предполагает
использование разнообразных методов и технологий обучения, таких как
9
демонстрация, практика, анализ творческих, участие в конкурсах различного
уровня.
- наглядности: использование наглядности повышает внимание
обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует
развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Дифференцированный учебный материал по соответствующим уровням
предлагается в разных формах и типах источников для участников
образовательного процесса. Предусмотрены разные степени сложности
учебного материала, содержание каждого из последующих уровней усложняет
содержание предыдущего уровня.
Программа может учитывать запросы родителей, детей и педагогов.
Родители могут высказывать свои пожелания относительно содержания
Программы, методов обучения и расписания занятий. Дети могут предлагать
свои идеи по выбору выполнения творческих работ и участию в конкурсах.
Педагог может вносить свои предложения по улучшению Программы, исходя из
своего опыта и знаний. Таким образом, Программа может быть адаптирована
для удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.
Образовательный запрос выражается в потребности сохранения,
укрепления
здоровья,
эмоционального
комфорта,
формирования
коммуникативных навыков и лидерских компетенций обучающихся.
Объединение «Технология игрушки» постоянно участвует в конкурсах,
выставках, акциях различного уровня.
Реализация Программы тесно связанна с деятельностью МБУДО СЮТ, в
котором реализуется Программа. Очень часто дети, занимающиеся в МБУДО
СЮТ, посещают несколько объединений. Это способствует сотрудничеству
педагогов, выработке общих подходов в организации образовательного
процесса, досуга, взаимодействия с семьями обучающихся.
1.2. Цель и задачи Программы.
1.2.1. Цель Программы: развитие творческих способностей и технических
навыков через изучение основ моделирования, конструирования и изготовления
мягкой игрушки.
1.2.2. Задачи Программы (общие):
Предметные (обучающие) задачи:
- обучение основам шитья и рукоделия: Программа может помочь
учащимся освоить основы шитья, использование различных материалов,
инструментов и техник для создания игрушек;
- развитие творческих навыков: Учащиеся могут развить свою творческую
мысль и воображение через процесс создания уникальных игрушек собственного
дизайна;
- освоение технологических процессов: Программа может включать в себя
обучение различным технологическим процессам, таким как выкройка, сборка,
отделка и украшение игрушек;
- повышение мелкой моторики и координации движений: Работа с
игрушками может способствовать развитию мелкой моторики и координации
движений учеников;
10
- обучение понятиям о форме, цвете и текстуре: Создание игрушек может
помочь детям развить понимание различных форм, цветов и текстур.
Метапредметные (развивающие) задачи:
- развитие фантазии и креативности: Создание игрушек может помочь
развить воображение учащихся, поскольку они должны придумывать форму,
дизайн и элементы игрушек;
- развитие мелкой моторики: При пошиве игрушек необходима тонкая и
точная работа рук, а это, в свою очередь, способствует развитию мелкой
моторики у детей.
- освоение навыков планирования и проектирования: Учащиеся могут
изучить основы создания выкроек, выбор материалов, расчет количества ткани и
другие аспекты проектирования игрушек.
- повышение самооценки и чувства удовлетворения: Успешное создание
красивой и интересной игрушки может укрепить самооценку учащегося и
вызвать у него чувство гордости за свои достижения.
Личностные (воспитательные) задачи:
- развитие творческого мышления и фантазии через создание уникальных
игрушек;
- самореализация и уверенность в своих силах при освоении новых
творческих навыков;
- формирование ответственного отношения к выполнению заданий и
соблюдению технологических процессов;
- воспитание чувства эстетики и гармонии через знакомство с различными
видами тканей, расцветок и форм игрушек;
- развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе при
создании игрушек в группе.
1.3. Содержание Программы.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием программ по
психологии и педагогике, обеспечивает единство развития, воспитания и
обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные
виды работ:
- теоретические занятия: изучение основ;
- практические занятия: освоение техник, работа над подготовкой к
конкурсам;
- групповые занятия;
Программа предусматривает комплекс занятий, включающих следующие
направления деятельности:
- декоративно-прикладное творчество: изготовление, что помогает
обучающимся проявить свою фантазию и творческий потенциал. Кроме того,
такие занятия являются дополнительным источником мотивации для детей, так
как они смогут увидеть результаты своего труда;
- конкурсная деятельность: участие в конкурсах различного уровня для
обмена опытом и повышения уровня мастерства.
1.3.1. Учебный план
Учебный план года обучения
11
Таблица 2
№
п/п
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/
контроля
Раздел 1. Вводное занятие (2часа)
1.1.
Вводное занятие. Техника безопасности
2.1.
Раздел 2. Ознакомление с правилами изготовления игрушки(2часа)
2
2
Усвоение знаний,
Ознакомление с правилами
овладение
изготовления игрушки.
2
2
-
Беседа, входная
диагностика,
опрос
специальными
умениями
Раздел 3. Изучение видов швов(4часа)
3.1.
Техника безопасности.
Изучение ручных швов «Вперёд
иголку», «Назад иголку».
2
2
-
3.2.
Техника безопасности.Выполнение
машинных швов.Прямые, овальные швы.
Промежуточный контроль.
2
1
1
4.1.
Простейшая игрушка. Беседа «История
игрушки» Изготовление игрушки на
основе круга «Весёлые помпоны»
2
1
1
4.2.
«Цыплёнок», «Птичка». Шариковые
игрушки на основе круга .
«Морковка», «Мышка». На основе
конуса. Выкраивание. Сшивание.
Закрепление швов: «петельный »,
«вперёд иголку».
«Морковка», «Мышка». Набивка,
сборка, оформление.
«Зайчик», «Медвежонок», «Котёнок»
(по выбору детей) Игрушки с
шариковыми деталями. Подбор
материала, выкраивание
«Зайчик», «Медвежонок», «Котёнок»
Сшивание, набивка и оформление
игрушек. Промежуточный контроль.
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
Самостоятельная
работа
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Самостоятельная
работа. Опрос.
Раздел 4. Комбинирование игрушки (из ткани и меха) (12часов)
4.3.
4.4
4.5.
4.6.
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Раздел 5. Игрушки-Тильды (10часов)
5.1.
Выбор модели куклы. Выбор ткани
2
2
-
5.2.
Раскрой деталей куклы Тильды
2
-
2
5.3.
Смётывание и сшивание деталей
2
-
2
2
-
2
2
-
2
5.4.
5.5.
Набивание деталей куклы. Соединение
частей тела.
Одежда для куклы. Окончательная
отделка куклы. Промежуточный
контроль.
12
Раздел 6. Мир растений из различных материалов (8часов)
6.1.
Практическое выполнение цветка из
ткани. Выбор изделия. Раскрой цветка.
2
1
1
6.2.
Смётывание деталей.
2
-
2
6.3.
Оформление стебля, листьев, цветка.
2
-
2
6.4.
Окончательная обработка и
декоративная отделка цветка.
Промежуточный контроль.
2
-
2
Педагогическое
наблюдение,
прослушивание,
закрепление
полученных
знаний
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Раздел 7. Игрушки для оформления интерьера (10часов)
7.1.
Изготовление игрушки-подушки.
Выбор модели.
2
1
1
7.2.
Раскрой деталей. Смётывание
2
-
2
7.3.
Соединение деталей игрушки-подушки
2
-
2
7.4.
Оформление дополнительных деталей
подушки
Окончательная отделка игрушкиподушки
2
-
2
2
-
2
7.5.
Педагогическое
наблюдение,
прослушивание,
закрепление
полученных
знаний.
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Раздел 8. Игрушки из ткани с применением бисера (12часов)
8.1.
Технология выполнения игрушек из
бисера
2
2
-
8.2.
Выбор модели игрушки. Изучение
схемы выполнения игрушки.
2
2
-
8.3.
Изготовление изделия по выбору.
2
-
2
8.4.
Изготовление изделия по выбору.
2
-
2
Самостоятельная
работа
8.5.
Изготовление изделия из бисера
2
-
2
Самостоятельная
работа
13
Педагогическое
наблюдение,
прослушивание,
закрепление
полученных
знаний.
Педагогическое
наблюдение,
прослушивание,
закрепление
полученных
знаний.
Самостоятельная
работа
8.6.
Окончательная отделка игрушки из
бисера
2
-
2
Самостоятельная
работа
Раздел 9.Игрушки с проволочным каркасом (12часов)
9.1.
Технология выполнения игрушек с
проволочным каркасом. Выбор
модели.
2
2
-
Педагогическое
наблюдение,
прослушивание,
закрепление
полученных
знаний.
Самостоятельная
работа
9.2.
Раскрой деталей. Смётывание
,стачивание швов на швейной машинке.
2
-
2
9.3.
Соединение деталей игрушки.
Пришивание мелких деталей.
2
-
2
Самостоятельная
работа
9.4.
Пришивание мелких деталей игрушки.
2
-
2
Самостоятельная
работа
9.5.
Окончательная отделка игрушек с
проволочным каркасом.
2
-
2
Самостоятельная
работа
-
Тестирование
Раздел 10. Итоговое занятие (2 часа)
10.1.
Итоговая аттестация.
2
Итого:
2
72
1.3.2. Содержание учебного плана.
Содержание учебного плана обучения:
Раздел № 1 «Вводное занятие. Техника безопасности» (2ч.).
Тема. «Вводное занятие. Техника безопасности» (2 часа).
Теория: (2часа) Знакомство с обучающимися, их целями и ожиданиями от
занятий по Программе. Введение в образовательную программу. Внутренний
распорядок объединения. Обсуждение правил поведения и техники
безопасности на занятиях. Ознакомление с оборудованием и инструментами,
используемыми для шитья. Входная диагностика.
Раздел № 2 «Ознакомление с правилами изготовления игрушки(2ч)»
Тема. «Ознакомление с правилами изготовления игрушки» (2 часа).
Теория: (2часа) Ознакомление с правилами изготовления игрушки.
Подбор материала, работа с выкройками, цветовое решение игрушки и правила
выкраивания деталей игрушки.
Раздел № 3 «Изучение видов швов» (4 ч.).
Тема. «Техника безопасности. Изучение ручных швов» (4 часа).
Теория (2часа) Техника безопасности.
Практика (2часа) Изучение ручных швов «Вперёд иголку», «Назад иголку»
Выполнение машинных швов. Прямые овальные швы.
Раздел № 4«Комбинирование игрушки (из ткани и меха)» (12ч.).
Тема. «Комбинирование игрушки (из ткани и меха)» (12 часов).
14
Теория (1час). Простейшая игрушка. Беседа «История игрушки».
Практика (11часов) Изготовление игрушки на основе круга «Весёлые
помпоны»; «Цыплёнок», «Птичка». Шариковые игрушки на основе круга.
«Морковка», «Мышка». На основе конуса. Выкраивание. Сшивание.
Закрепление швов: «петельный», «вперёд иголку». «Морковка», «Мышка».
Набивка, сборка, оформление. «Зайчик», «Медвежонок», «Котёнок». (по выбору
детей) Игрушки с шариковыми деталями. Подбор материала, выкраивание.
«Зайчик», «Медвежонок», «Котёнок». Сшивание, набивка и оформление
игрушек. Промежуточный контроль.
Раздел № 5 «Игрушки-Тильды» (10ч.).
Тема. «Вводное занятие. Техника безопасности» (2 часа).
Теория: (2часа) Выбор модели куклы. Выбор ткани.
Практика: (8часов) Раскрой деталей куклы Тильды. Смётывание и
сшивание деталей. Набивание деталей куклы. Соединение частей тела. Одежда
для куклы. Окончательная отделка куклы. Промежуточный контроль.
Раздел № 6 «Мир растений из различных материалов)» (8ч.).
Тема. «Практическое выполнение цветка из ткани» (8часов).
Теория: (1час) Практическое выполнение цветка из ткани. Выбор изделия.
Практика: (7часов). Раскрой цветка. Смётывание деталей. Оформление стебля,
листьев цветка. Окончательная обработка и декоративная отделка цветка.
Раздел № 7 «Игрушки для оформления интерьера» (10ч.).
Тема. «Изготовление игрушки-подушки» (10 часов).
Теория: (1час) Изготовление игрушки-подушки. Выбор модели.
Практика: (9 часов) Раскрой деталей. Смётывание. Соединение деталей
игрушки-подушки. Оформление дополнительных деталей подушки.
Окончательная отделка игрушки-подушки.
Раздел № 8 «Игрушки из ткани с применением бисера» (12ч.).
Тема. «Игрушки из ткани с применением бисера» (12 часов).
Теория: (1час) Технология выполнения игрушек из бисера
Практика: (11часов). Выбор модели игрушки. Изучение схемы выполнения
игрушки. Изготовление изделия по выбору. Изготовление изделия по выбору.
Изготовление изделия из бисера. Окончательная отделка игрушки из бисера.
Раздел № 9 «Игрушки с проволочным каркасом» (12ч.).
Тема. «Выполнение игрушки с проволочным каркасом» (12 часов).
Теория: (1час) Технология выполнения игрушек с проволочным каркасом.
Практика: (11часов). Раскрой деталей. Смётывание, стачивание швов на
швейной машинке. Соединение деталей игрушки. Соединение деталей игрушки.
Пришивание мелких деталей Пришивание мелких деталей игрушки.
Окончательная отделка игрушек с проволочным каркасом.
Раздел № 10 «Подведение итогов обучения по Программе» (2 ч.).
Тема 10.1. Итоговое занятие. Итоговый мониторинг. (2 часа).
Практика: Проведение итогового мониторинга(тестирование). Анализ
результатов и выявление слабых мест в знаниях учеников.
1.3.3. Планируемые результаты и способы их проверки.
Планируемые результаты обучения:
15
- Предметные (образовательные) результаты: к окончанию 1 года
обучения по Программе обучающиеся:
- обучены основам шитья и рукоделия: изучены основы шитья,
использование различных материалов, инструментов и техник для создания
игрушек;
- развиты творческие навыки: Учащиеся могут развить свою творческую
мысль и воображение через процесс создания уникальных игрушек собственного
дизайна;
- освоены технологические процессы: учащиеся обучены различным
технологическим процессам, таким как выкройка, сборка, отделка и украшение
игрушек;
- развита мелкая моторика и координация движений;
- развиты понятия о форме, цвете и текстуре.
- Метапредметные результаты:
- развиты фантазия и креативность;
- развита мелкая моторика;
- освоены навыки планирования и проектирования: Учащиеся могут
изучить основы создания выкроек, выбор материалов, расчет количества ткани и
другие аспекты проектирования игрушек.
- повышена самооценка и чувства удовлетворения: Успешное создание
красивой и интересной игрушки укрепляет самооценку учащегося и вызывает
чувство гордости за свои достижения.
- Личностные результаты:
- развиты творческое мышление и фантазия через создание уникальных
игрушек;
- сформирована самореализация и уверенность в своих силах при освоении
новых творческих навыков;
- сформировано ответственное отношение к выполнению заданий и
соблюдению технологических процессов;
- воспитано чувства эстетики и гармонии через знакомство с различными
видами тканей, расцветок и форм игрушек;
- развиты коммуникативные навыки и умения работать в коллективе при
создании игрушек в группе.
16
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации».
2.1.Календарный учебный график.
Календарный учебный график года обучения
Таблица 3
№ п/п
Дата/время
проведения
занятий
План Факт
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма
занятия
Место
проведени
я
Форма контроля
МБУДО
СЮТ
Беседа,
входной
контроль,
опрос.
Раздел 1. Вводное занятие (2часа)
1.1.
Вводное занятие. Техника
безопасности
2
групповая
Раздел 2. Ознакомление с правилами изготовления игрушки(2часа)
2.1.
Ознакомление с
правилами изготовления
игрушки.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Усвоение
знаний,
овладение
специальными
умениями
Раздел 3. Изучение видов швов(4часа)
3.1.
Техника безопасности.
Изучение ручных швов
«Вперёд иголку», «Назад
иголку».
2
групповая
3.2.
Техника безопасности.
Выполнение машинных
швов.Прямые, овальные
швы.
Промежуточный контроль.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
МБУДО
СЮТ
Усвоение
знаний,
овладение
специальными
умениями
Самостоятельн
ая работа.
Опрос.
Раздел 4. Комбинирование игрушки (из ткани и меха) (12часов)
4.1.
Простейшая игрушка.
Беседа «История игрушки»
Изготовление игрушки на
основе круга «Весёлые
помпоны»
4.2.
«Цыплёнок», «Птичка».
Шариковые игрушки на
основе круга .
4.3.
«Морковка», «Мышка».
На основе конуса.
Выкраивание. Сшивание.
Закрепление швов:
«петельный », «вперёд
иголку».
2
групповая
2
групповая
2
17
групповая
МБУДО
СЮТ
МБУДО
СЮТ
МБУДО
СЮТ
Усвоение
знаний,
овладение
специальными
умениями
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа.
4.4.
4.5.
4.6.
«Морковка», «Мышка».
Набивка, сборка,
оформление.
«Зайчик», «Медвежонок»,
«Котёнок» (по выбору
детей) Игрушки с
шариковыми деталями.
Подбор материала,
выкраивание
«Зайчик», «Медвежонок»,
«Котёнок» Сшивание,
набивка и оформление
игрушек. Промежуточный
контроль.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
2
групповая
МБУДО
СЮТ
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Раздел 5. Игрушки-Тильды (10часов)
групповая
МБУДО
СЮТ
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Смётывание и сшивание
деталей
2
групповая
МБУДО
СЮТ
5.4.
Набивание деталей куклы.
Соединение частей тела.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
5.5.
Одежда для куклы.
Окончательная отделка
куклы. Промежуточный
контроль.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
5.1.
Выбор модели куклы.
Выбор ткани
2
5.2.
Раскрой деталей куклы
Тильды
5.3.
Усвоение
знаний,
овладение
специальными
умениями
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Раздел 6. Мир растений из различных материалов (8часов)
6.1.
Практическое
выполнение цветка из
ткани. Выбор изделия.
Раскрой цветка.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
6.2.
Смётывание деталей.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
6.3.
Оформление стебля,
листьев, цветка.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
6.4.
Окончательная обработка
и декоративная отделка
цветка. Промежуточный
контроль.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Педагогическо
е наблюдение,
прослушивание
, закрепление
полученных
знаний
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Раздел 7. Игрушки для оформления интерьера (10часов)
7.1.
Изготовление игрушкиподушки. Выбор модели.
2
18
групповая
МБУДО
СЮТ
Педагогическо
е наблюдение,
прослушивание
, закрепление
полученных
знаний.
Самостоятельн
ая работа
7.2.
Раскрой деталей.
Смётывание
2
групповая
МБУДО
СЮТ
7.3.
Соединение деталей
игрушки-подушки
2
групповая
МБУДО
СЮТ
7.4.
Оформление
дополнительных деталей
подушки
2
групповая
МБУДО
СЮТ
7.5.
Окончательная отделка
игрушки-подушки
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа
Раздел 8. Игрушки из ткани с применением бисера (12часов)
8.1.
Технология выполнения
игрушек из бисера
2
групповая
МБУДО
СЮТ
8.2.
Выбор модели игрушки.
Изучение схемы
выполнения игрушки.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
8.3.
Изготовление изделия по
выбору.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Педагогическо
е наблюдение,
прослушивание
, закрепление
полученных
знаний.
Педагогическо
е наблюдение,
прослушивание
, закрепление
полученных
знаний.
Самостоятельн
ая работа
8.4.
Изготовление изделия по
выбору.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Самостоятельн
ая работа
8.5.
Изготовление изделия из
бисера
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Самостоятельн
ая работа
8.6.
Окончательная отделка
игрушки из бисера
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Самостоятельн
ая работа
Раздел 9.Игрушки с проволочным каркасом (12часов)
9.1.
9.2.
Технология выполнения
игрушек с проволочным
каркасом. Выбор модели.
МБУДО
СЮТ
2
Раскрой деталей.
Смётывание ,стачивание
швов на швейной
машинке.
2
19
групповая
групповая
МБУДО
СЮТ
Педагогическо
е наблюдение,
прослушивание
, закрепление
полученных
знаний.
Самостоятельн
ая работа
9.3.
9.4.
9.5.
10.1.
Соединение деталей
игрушки. Пришивание
мелких деталей.
2
Пришивание мелких
деталей игрушки.
2
групповая
МБУДО
СЮТ
Самостоятельн
ая работа
групповая
МБУДО
СЮТ
Самостоятельн
ая работа
МБУДО
СЮТ
Самостоятельн
ая работа
МБУДО
СЮТ
Тестирование
Окончательная отделка
игрушек с проволочным
2
групповая
каркасом.
Раздел 10. Итоговое занятие (2 часа)
Итоговая аттестация.
2
Итого
групповая
72
2.2. Раздел Программы «Воспитание»
2.2.1. Аннотация к разделу.
Данный раздел направлен на приобщение обучающихся к традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также
решение проблем гармоничного вхождения детей и подростков в социальный
мир и налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Раздел «Воспитание» Программы решает основную идею комплексного
подхода в образовательном процессе и непосредственно связан с реализацией
Программы в объединении «Технология игрушки».
Воспитание ребенка в объединении происходит в процессе обучения и
общения его со сверстниками и педагогами. К данному разделу прилагается
комплекс мероприятий, позволяющих усилить его воспитательный эффект,
достигнуть планируемых результатов Программы, используя разнообразные
формы работы, создать условия для реализации творческого потенциала детей в
духовной и предметно-продуктивной деятельности.
В данном разделе также предусмотрены тематические занятия,
посвященные тематическим праздникам и датам:
- День открытых дверей;
- День учителя;
- День Матери;
- День народного единства;
- Рождество Христово;
- Международный женский день;
- День космонавтики;
- Пасха в кубанской семье;
- День Победы и др.
По Программе воспитательный процесс осуществляется в двух
направлениях:
- основы предпрофессионального воспитания. Включает в себя
формирование этики и эстетики выполнения и культуры организации своей
творческой деятельности, уважительного отношения к творческой деятельности
20
других и адекватного восприятия предпрофессиональной оценки своей
деятельности.
- основы социального воспитания. Формирует коллективную
ответственность, умение взаимодействовать с другими членами творческого
коллектива, эмпатию.
Формы воспитательной деятельности по Программе включают в себя:
- беседы на занятиях;
- тематические занятия;
- проектную деятельность;
- участие в акциях детских общественных объединений;
- мастер-классы, встречи с профессионалами;
- экскурсии;
- участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях в рамках зонального,
межрегионального, международного сотрудничества и мн. др.
Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и
обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей
и мотиваций ребёнка, его сознания и приёмов поведения. В данной Программе
предусмотрены следующие методы:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание
(осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
2.2.2. Цель и задачи воспитания.
Цель: создание условий для усвоения обучающимися социальнозначимых знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут.
Задачи воспитания:
Таблица 4
Направления воспитания
Учебные занятия по Программе
Организация воспитательной
деятельности в детском
объединении
Воспитательные мероприятия в
детском объединении,
Задачи воспитания
Тематические блоки
Использовать в воспитании
обучающихся возможности
учебного занятия по
Программе как источника
поддержки и развития
интереса к познанию и
творчеству; содействовать к
успеху каждого ребенка.
Способствовать
формированию и
раскрытию творческой
личности каждого ребенка
«Воспитание на учебном
занятии»
Выявление и развитие
творческих способностей,
«Ключевые культурнообразовательные события»
21
«Воспитание в детском
объединении»
образовательной организации
обучающихся путем
создания творческой
атмосферы в объединении и
в образовательной
организации
Организовать работу с
родителями (законными
представителями)
обучающихся для
совместного решения
проблем воспитания и
социализации детей и
подростков
Реализовать
потенциал
наставничества
в
воспитании детей как основу
поддержки
и
развития
мотивации к саморазвитию и
самореализации
Продуктивное взаимодействие с
родителями
Индивидуализация
образовательного процесса
«Взаимодействие с
родителями»
«Наставничество
тьютерство»
и
2.2.3. Виды формы и содержание деятельности
Таблица 5
№ п/п
Название события,
мероприятия
Сроки
Форма проведения
Дата проведения
Раздел 1.Воспитание на занятии
1.1.
1.2.
1.3.
2.1.
«Добро
сентябрь
Занятие игра
пожаловать!»
«Рождество
декабрь
Занятие Христово»
презентация
«Пасха в кубанской март
Занятие семье»
презентация
Раздел 2. Воспитание в объединении
«Здравствуй друг»
сентябрь
Игры на
знакомство
Игра-викторина
2.2.
«Золотая осень»
октябрь
2.3.
«Новогодние
посиделки»
январь
2.4.
«Вместе весело
дружить»
«Взятие Берлина»
март
Конкурсная
программа
Урок - мужества
3.1.
«Герои любимых
сказок»
сентябрь
3.2.
«Открытка для
октябрь
любимого учителя»
3.3.
«Мы едины»
День открытых
дверей
(мастер-класс)
День Учителя
(творческая
выставка)
День народного
единства (выставка
2.5.
Конкурсная
программа
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
май
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Раздел 3.Ключевые культурно-образовательные события
ноябрь
22
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
рисунков)
3.4.
«Моя Победа! Моя май
Весна!»
4.1.
Консультации для
родителей
4.2.
Тема: Важные
сентябрь
Родительское
аспекты воспитания
собрание
в адаптационный период.
Возрастные и
индивидуальные
особенности
младшего школьного
возраста ребенка
Тема: Как помочь
апрель
Родительское
ребёнку стать
собрание
внимательным.
Организация
летнего досуга
детей
Игры наших детей
Ноябрь Разработка
январь
памятки
Раздел 5. Наставничество и тьютерство
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Мастер-класс для
детей с ОВЗ;
беседы; коллективные проекты
Сентябрь май
Наставничество
в объединении
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Разработка
индивидуальных
образовательных
маршрутов
сентябрь
Наставничество в
объединении
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
4.3.
4.4.
5.1.
5.2.
День Победы.
Фото- и видеоматериалы с
Просмотр военно - выступлением детей
патриотических
фильмов
Раздел 4. Взаимодействие с родителями
Сентябрь май
Индивидуальные
беседы
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
2.2.4. Оценка результативности реализации раздела «Воспитание»
Таблица 6
Результаты воспитания,
социализации и саморазвития
обучающихся
Форма
проведения
Входной
контроль
Название
Анкетирование
23
Сроки
проведения
Сентябрь
Психологопедагогический контроль
для изучения детского
коллектива.
Анкета по изучению
Ноябрь
потребностей и
интересов обучающихся
Мониторинг
Игровые
методики
Тестирование
Мониторинг уровня
удовлетворённости
образовательным
процессом в
объединении
«Выявление лидера в
детском коллективе»
«Карта интересов»
(профориентация
обучающихся)
Апрель
Сентябрь
Март
2.3. Условия реализации Программы.
Для организации учебного процесса учебный кабинет общей площадью
48,7 кв м соответствующий всем нормам СЭС и ППБ, оборудованный всеми
необходимыми наглядными пособиями и плакатами.
Организационное обеспечение: кабинет, содержащий ученические столы с
оборудованными местами, стол педагога, компьютер, манекен, плакаты, утюг,
гладильная доска.
Перечень оборудования, инструментов, материалов: Инструменты и
приспособления: швейные машинки, ножницы, линейки, карандаши простые,
копировальная бумага, кнопки, миллиметровая бумага. Материалы: ткань,
нитки, иголки, булавки, клеевая прокладочная ткань.
Психолого-педагогические условия реализации Программы:
- создание условий для свободы выбора в учебном процессе;
- побуждение к рефлексии - самоанализу учебной деятельности, выявлению
собственных затруднений и ошибок, а также обучение умениям и навыкам путем
«погружения» в творческую деятельность;
- психологическая поддержка в самоопределении;
- предоставление самостоятельности и возможности самоконтроля в
проектно-творческой деятельности,
- использование ИКТ во взаимодействии педагога с родителями, как
вариативной формы просветительской поддержки в вопросах воспитания и
обучения;
- эмоциональный комфорт в общении и отношениях.
Информационно-коммуникационные
и
методические
условия
реализации Программы:
- дидактическое сопровождение на электронных и бумажных носителях по
каждому разделу образовательной программы, наглядные пособия (в т.ч.
собственного изготовления), технические средства, подписные издания, видео
материалы;
- наличие группы VK Мессенджер для обучающихся и родителей;
- сайт образовательного учреждения с еженедельной обновляемой учебной
и организационной информацией для педагогов, родителей и обучающихся;
- страничка в социальных сетях:
- дидактические пакеты на электронных и бумажных носителях;
- программное обеспечение (в том числе видео редакторы).
Информационное обеспечение:
24
Интернет-источники:
- https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования
детей Краснодарского края».
- http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы
дополнительного образования.
Кадровое обеспечение: реализовывать программу имеет право педагог
со средне - специальным или высшим образованием, обладающий
профессиональными знаниями в области моделирования и конструирования
изделий, имеющий практические навыки организации интерактивной
деятельности детей. По данной программе работает педагог
дополнительного
образования
Хвостик
Надежда
Григорьевна,
педагогический стаж - 25 лет, имеет высшее образование.
2.4. Формы аттестации.
Обучающиеся объединения «Технология игрушки» проходят (входной
контроль, текущую, промежуточную и итоговую аттестацию). Она проводится в
формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной
Программы (тестирование, опрос, творческая работа).
По итогам прохождения аттестации возможно определение дальнейшего
маршрута ребенка.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- проведение мероприятий для родителей;
- проведение открытых занятий;
- участие в тематических мероприятиях;
- выставки, конкурсы и др.
Способы определения результативности:
- наблюдение за детьми, беседы, просмотры индивидуальные и групповые
Формы аттестации
Таблица 7
Виды контроля
Входной
Текущий
Задачи
Входной контроль
уровня
вновь
поступивших
детей
практических
умений
творческих
способностей
Выявление
динамики
творческого
развития, успехов
в
практикоориентированной
деятельности.
Акцент на успехи
или недостатки в
25
Сроки
Сентябрь,
октябрь
Формы
Педагогическое
наблюдение.
Практические
задания,
анкетирование,
тестирование
На
каждом Просмотр работ,
учебном
рефлексия,
занятии.
наблюдение,
самооценка
и
самодиагностика
Промежуточный
Итоговый
работе
над
отдельными
темами
Анализ
уровня Проводится по
освоения раздела, окончании
темы.
изучения
каждого раздела
Анализ
уровня В
освоения
учебного
материала.
года
Творческие
работы,
тестирование,
участие
в
конкурсах
и
акциях, зачеты по
разделам.
конце Тестирование
2.5. Оценочные материалы.
В качестве оценки творческой деятельности детей по данной Программе
могут использоваться:
- анализ формирования у обучающегося навыка самостоятельно оценивать
свои действия;
- анализ результатов основных этапов освоения Программы;
- самостоятельная практическая работа;
- опрос, тестирование, собеседование;
Оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения
практических умений и навыков, а также уровень эмоциональнопсихологической готовности обучающихся к занятиям по Программе будет
проходить по 3-х бальной системе:
Таблица 8
Виды контроля
Входной
Текущий
Итоговый
Низкий
Базовый
Повышенный
Не может ответить
на все вопросы
Отвечает с подсказками
педагога
Отвечает
самостоятельно
Владеет изученным
материалом на
уровне опознания,
различения,
соотнесения.
Умеет выполнять
Типовые задачи с
помощью педагога.
Не сформированы
ценностные
понятия, не
развиты
эмоции сочувствия,
ребенок не владеет
навыками контроля
и саморегуляции
поведения,
Нравственные
ценности, нормы
и правила
декларируются, но
не осознаны
ребенком, частично
проявляются в его
поведении и
эмоциональных
Умеет
самостоятельно
решать
поставленные
типовые
задачи.
Ребенок осознает и
применяет во
взаимодействии
с другими
нравственные нормы
и правила поведения,
эмоционально
реагирует на
состояния других
26
не может
длительное
время держать
в голове правило
и образец,
действовать
по инструкции,
не умеет
договариваться в
процессе
«совместной
деятельности
и осуществлять
взаимопомощь.
отношениях.
Ситуативное
Проявление контроля,
самоконтроля и
саморегуляции,
соблюдает правила
при напоминании
педагога, владеет
некоторыми
навыками
конструктивного
взаимодействия
детей и готов прийти
на помощь. Владеет
навыками
самоконтроля и саморегуляции, способен
выполнять правила в
деятельности и
действовать по
предложенной
инструкции, владеет
навыками
конструктивного
взаимодействия
2.6. Методические материалы.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, игровой, и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции
профиля деятельности (музыкального).
Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными
людьми, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник,
практическое занятие.
Педагогические технологии – технология группового обучения,
инновационные технологии, технология коллективной творческой деятельности,
здоровьесберегающая технология, технологии обучения
Работая на занятиях по техническому творчеству, можно применять как
традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.
1. Педагогические технологии:
- здоровъесберегающие;
- игровые технологии обучения.
2. По подходу к ребенку:
- личностно-ориентированные;
- гуманно-личностные технологии.
-технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания.
3. По организационным формам:
Групповые технологии предполагают фронтальную работу, групповую
(одно задание на разные группы), межгрупповую (группы выполняют разные
задания в рамках общей цели), работу в статичных парах.
Технология
дифференцированного
обучения
предполагает
дифференциацию по возрасту, уровню развития; позволяет осуществлять
развивающее - дифференцированное обучение с учетом разнообразия состава
обучающихся. Основные методы организации деятельности обучающихся на
занятиях следующие: групповой, метод индивидуальных занятий.
27
Групповой метод.
Групповой метод более эффективно позволяет контролировать
обучающихся и вносить необходимые коррективы: направлять внимание на
группу, выполняющую более сложные задания, или на менее подготовленную
группу.
Наряду с данными методами формирования знаний, умений, навыков
применяются методы стимулирования познавательной деятельности:
поощрение; опора на положительное; контроль, самоконтроль, самооценка.
Основные навыки и умения у обучающихся младшего возраста
формируются, а у старшего - совершенствуются. Для обучения детей младшего
школьного возраста необходимо использовать игровой принцип. Игра должна
быть средством достижения намеченной педагогической цели, и при этом
требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда
обучающихся.
В основе процесса обучения лежат следующие методические принципы:
- единство художественного и технического развития обучающегося;
- постепенность и последовательность в овладении творческих навыков;
- применение индивидуального подхода к обучающимся.
Основными формами организации деятельности обучающихся на занятиях
являются:
- индивидуальные, групповые.
Индивидуальная - самостоятельное выполнение заданий;
Групповая - предполагает наличие системы «педагог-группа учащихся».
Формы занятий:
- учебное занятие;
- открытые занятия;
- мастер-классы;
- творческий отчёт.
Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов,
которые вызывают у детей желание обучаться техническому творчеству.
Методические приёмы:
Игровой метод. Основным методом обучения у обучающихся является
игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Речь идет не о применении игры
как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие
игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая игра
имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры
дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои
представления о мире.
Методы обучения:
- Иллюстративный (рассказ и показ различных техник, творческих работ);
- репродуктивный (демонстрация работы в исполнении педагога,
повторение детьми или в записи);
- рекомендации. Проводить занятия в форме игры.
Словесный метод. Это беседа о техническом творчестве.
28
Практический метод заключается в выполнении творческих работ.
Алгоритм учебного занятия
Таблица 9
Часть занятия
I Организационная
часть.
Содержание
Приветствие с детьми. Установление
эмоционального контакта с детьми. Мотивация,
настройка внимания на занятие Дыхательная
разминка
II Основная часть.
Обязательная часть занятия
. Основная часть – работа
Рассказ педагога о
Динамическая пауза (физкультминутка)
Проведение практической работы. Изучение
новой темы
III
Заключительная Создание положительного настроя у детей на
часть.
взаимодействие с педагогом и дальнейшее
посещение занятий
Подведение итогов (рефлексия) Самоанализ
Итого:
Время
5 минут
20 минут
5 минут
3 минуты
10 минут
2 минуты
45 минут
2.7. Список литературы
Литература для педагога
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкие игрушки своими руками.
– М.: творческий центр «Сфера», 2004. -192с.
2. Баженов В.В. Материалы для швейных изделий. – М., 1996. - 312с.
3. Ефимова А. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах.
– М.: Просвещение, 1998. - 175с.
4. Егорова Р., Монастырская В. Учись шить. – М.: Просвещение, 1998. 156с.
5. Конович Т. Мягкая игрушка. – М.: Рипол классик; СПб.: Валерии СПД,
2002. - 334с.
6. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1998. - 184с.
7.
Сборник
программ
для
внешкольных
учреждений
и
общеобразовательных школ (Сост. О. С. Молотобарова) -1978. -224с.
8. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров.
– М.: Просвещение,1983. - 176с.
9. Тведохлеб Е.А. Мягкие игрушки. – ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007. – 94с.
10. Делаем куклы/ Пер.с.ил. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. 128с.
11. Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам. – М.: Мир Книги,2004. - 368с.
12.Светлакова И.Ю. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛ Классик, 2011. 256с.
13.Севостьянова Н.Н. Главная книга по рукоделиям. – М.:
АСТ Издательство, 2010. -192с.
29
14.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
15.Сью Лок Чудеса своими руками. – М.: Издательский дом «Ниола» 21-й
век, 2004. - 32с.
16.Финнангер Т. Куклы. – М.: Арт-Родник, 2012. - 160с.
17.Финнангер Т. Шьем игрушки-тильды. 25 уникальных идей: кролики,
гуси, курочки, ягнята и другие игрушки. – М.: Арт-Родник, 2012. Интернет
ресурс: Https://www.pinterest.com › pin –игрушки из фетра выкройки Интернет
ресурс: sdelajrukami.ru › myagkie-igrushki-svoimi-rukami-сшьём игрушки своими
руками Интернет ресурс: https://burdastyle.ru – мастер классы по изготовлению
мягких игрушек Интернет ресурс: www.palata-npr.ru › nhp › russkaya-narodnayakukla- тряпичная кукла
Литература для обучающихся и их родителей
1. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979.
-60с.
2. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – М.: Издательский дом МСП, 2005. - 96с.
3. Конович Т. Мягкая игрушка. – М.: Рипол классик; СПб.: Валерии СПД,
2002. -160с.
4. ПелеуховаВ.И., Ширишкова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: издатель И.В.
Балабанов, 1998. -120с.
5. Тведохлеб Е.А. Мягкие игрушки. – ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007. - 94с.
6. Тведохлеб Е.А. Мягкая игрушка своими руками. – Харьков: Книжный
клуб «Клуб семейного досуга», 2005. -128с.
7.Скляренко О.А. Шьем Тедди-малышей и их друзей. – СПб.:Питер, 2013.
-160с.
8.Скляренко О. А. Мягкая игрушка своими руками. – Харьков: Mikko,
2009. - 88с.
9.Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. –М.: АСТ; СПб.: Сова,
200. -31с.
30
Приложение 1
Для обучающихся 1 года обучения (стартовый уровень)
Проводится входящий контроль в форме собеседования с
использованием диагностики мотивации к занятиям и диагностики уровня
психического развития.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года на основе
повторного мониторинга освоения программы, включающий:
- диагностику мотивации обучающихся;
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств
обучающегося;
- диагностику предметных результатов (теоретической и практической
подготовки).
По итогам освоения года обучения, проводится тестирование,
включающая в себя:
- диагностику мотивации обучающихся соответствующей возрастной
группы. Карта наблюдения развития социальной компетентности (критерий 3
Рефлексивность);
- диагностику уровня психического развития (процессов обобщения и
абстрагирования, развития понятийного мышления ребенка с использованием
методики «Предметная классификация»);
- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств
обучающегося.
Диагностика предметных результатов для обучающихся обучения
включает в себя:
– в начале учебного года: комплексная работа (собеседования, на
выявления мотивации и выполнение практической работы.
- в конце учебного года: комплексной работа выполнение
практической работы).
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме
отчетной выставки, где выставляются лучшие работы обучающихся за год.
Оценочные материалы по программе «Мягкая игрушка»
1 года обучения (Промежуточная оценка)
Выставка работ обучающихся
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по программе.
Инструкция для педагога.
Педагог оценивает работы обучающихся. Показатели, заполняет в
оценочный лист.
Критерии оценивания работ:
1. Количество работ по пройденному материалу:
Выполнены все работы за пройденный период (12 баллов)
1 год обучения – 8 игрушек;
Выполнено работ за пройденный период (6 баллов)
1 год обучения – 4 игрушки;
Выполнено менее трёх работ (1 балл)
Качество изготовления и оформление работ:
Работы выполнены качественно, аккуратно, соблюдены все
пропорции (6 баллов)
Работа выполнена с замечаниями по качеству швов и оформления
(3 балла)
Работы выглядят неаккуратно, имеются неровные швы,
оформление работы выполнено с нарушениями (1 балл)
Цветовое решение работ:
Соблюдено гармоничное цветовое сочетание (4 балла)
Имеются замечания по цветовому сочетанию работы (2 балла)
Цветовая композиция нарушена (1 балл)
Оценочный лист работ обучающихся.
Ф.И.
Количество
обучающегося игрушек за
пройденный
материал
Качество
изготовления и
оформление работ
Цветовое решение работ
Общее
количество
баллов
Тестирование (Итоговая оценка)
Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по итогам освоения
программы первого года обучения.
Инструкция для педагога.
Педагог озвучивает вопросы викторины.
Оценивает показатели обучающихся, заполняет в итоговую таблицу.
Вопросы первого года обучения:
Теоретические вопросы:
1. Расскажите значение игрушки в древние времена.
2. Назовите правила техники безопасности при работе с иглой.
3. Какие ручные швы вы знаете?
4. Назовите приёмы изготовления плоских игрушек.
5. Перечислите теплые, холодные, нейтральные цвета.
Практические вопросы:
1. Из какого материала можно сшить игрушку?
2. Чем можно наполнить внутренность игрушки?
3. Чем можно оформить мордочку игрушки?
4. Как правильно класть ножницы во время работы?
32
5. Какие изделия вы шили, применяя шов «Вперёд иголку»?
Итоговая таблица
Ф.И.
обучающихся
Уровень
теоретической
подготовки
Балл
Уровень
Уровень
практической
подготовки
Балл
Уровень
33
Уровень развития
общеучебных
умении и навыков
Балл
Уровень
Общ
кол.