Сведения о результативности и качестве реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Технология игрушки» за период 3-х последних лет
Педагог дополнительного образования: Хвостик Надежда Григорьевна
Наименование программы: «Технология игрушки» (пошив мягкой игрушки).
Возрастная категория детей: обучающиеся от 7-15 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа
Цель программы: развитие творческих способностей и технических навыков через изучение
основ моделирования, конструирования и изготовления мягкой игрушки.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технология
игрушки» по технической направленности ознакомительного уровня, программа
предусматривает занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и
терпения. Самые дорогие и близкие ребенку предметы искусства – игрушки. Создание
игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание
проходят через игрушку. Мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками. Изготовление
игрушек своими руками - средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума,
творческих сил, то есть общего развития ребенка. Пошив мягких игрушек - это своеобразная
школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает
любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются
разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над игрушкой помогает
развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие,
знакомит с традициями народного художественного творчества. Данный вид рукоделия –
важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья,
работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и
настойчивости в достижении цели. Занятия по пошиву игрушек знакомят детей с историей
развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщают ребят к культуре
народа.
Программа имеет техническую направленность и даёт возможность обучающимся
раскрыть и проявить свой творческий потенциал в направлении шитья, изучая приёмы
моделирования мягкой игрушки выработать собственный стиль, приобрести практические
навыки, научиться работать с выкройками, оборудованием, кроить и шить, применяя
экономичный расход материала, уметь разбираться в выборе цвета, фактуры в материале,
занимаясь творческой деятельностью демонстрировать результат своего труда, получить
основы профессионального самоопределения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Технология
игрушки" имеет высокую актуальность в современном образовании. В наше время, когда
компьютеры, гаджеты и другие электронные развлечения становятся все более популярными
среди детей, развитие творческих и ручных навыков, а также способностей к самовыражению
через процессы создания, становится одной из важных задач воспитания. Программа
"Технология игрушки" обеспечивает возможность развивать у детей воображение, креативное
мышление и творческие способности. Помимо этого, она способствует формированию
навыков работы с различными материалами, а также способствует развитию
пространственного мышления и мелкой моторики
При проведении занятий в объединении используются репродуктивный, частичнопоисковый методы познавательной деятельности, а также метод дифференцированного
обучения. В качестве наглядных пособий используются демонстрационные образцы готовых
изделий, технологические карты, чертежи, схемы. Изучение вопросов техники,
моделирования и пошива мягкой игрушки обуславливают стремление учащихся к
самостоятельному усвоению технических знаний, сознательному выбору профессии.
Возраст обучающихся 7-15 лет. Срок реализации программы - 1 год. Способы и
методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса
разнообразны и направлены на определение степени развития способностей каждого
ребенка, формирование его личных качеств.
Специфика объединения позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость,
собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении
проблемных ситуаций. Программа позволяет многим подросткам найти своё место в жизни,
развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и
полезным делом. Она рассчитана на самый широкий круг воспитанников без каких-либо
ограничений.
Динамика основных показателей учебной деятельности
Сохранность контингента является одним из основных показателей качества реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. В объединение
«Технология игрушки» отмечается высокая сохранность контингента и регулярность
посещения
занятий
обучающимися,
что
свидетельствует
о
существенной
заинтересованности детей в обучении по настоящей дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе.
Общие сведения об обучающихся
Учебный год
2021-2022
2022-2023
2023-2024
Таблица 1
Количество обучающихся
Количество групп
5
6
6
Уровень освоения обучающимися ДОП
45
75
75
Таблица 2
Учебный год
Количество
обучающихся
2021-2022
2022-2023
2023-2024
45
75
75
В полном
объёме
Освоение ДОП
В
необходимомом
объёме
43
68
72
2
1
2
Не освоили
программу
-
Полнота реализации ДОП
Учебный год
2021-2022
2022-2023
2023-2024
Количество часов по
учебному плану
72
72
72
Таблица 3
Выполнение программы
(%)
100
100
100
Важным критерием оценки эффективности деятельности технического объединения
и качественных характеристик образовательного процесса, осуществляемого в рамках
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, являются
Уровень ЗУН обучающихся (%)
показатели овладения обучающимися знаний, умений и навыков. Знания обучающихся
оценивались по трёхуровневой системе усвоения теоретического и практического материала
- высокий, средний, низкий (рисунок 1).
5
3,5
2,5 1,8 2
0
4,3 4,4
2,4 2
3
Высокий
2021-2022
2,5
2022-2023
3,5
2023-2024
4,3
Средний
1,8
2,4
4,4
2
2
3
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Сравнительный анализ качества ЗУН обучающихся за три года
Результативность деятельности объединения «Технология игрушки» является
наглядной характеристикой качества реализации представленной программы (таблица 4).
Обучающиеся технического объединения принимают активное участие в конкурсах
различного уровня.
Достижения обучающихся ТО «Технология игрушки» за три года
Таблица 4
Учебный
год
Количество
обучающихся
Уровень достижений обучающихся
Муниципал
Региональный
Всероссийский
ьный
6
-
2021-2022
45
2022-2023
75
8
-
-
2023-2024
75
12
-
-
Анализ динамических показателей вовлечения обучающихся в проводимые
конкурсные мероприятия различного уровня продемонстрировал стойкую тенденцию к
росту, что является прекрасной иллюстрацией заинтересованности детей в публичном
представлении достигнутых ими результатов.
Стоит особо подчеркнуть, что, являясь профессионально ориентированной,
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технология игрушки»
помогает подросткам определиться с выбором будущей профессии. Интерес к занятиям у
детей возрастает по мере овладения теоретическими и практическими навыками в процессе
обучения (таблица 5).
Интерес обучающихся к занятиям в ТО «Технология игрушки»
Учебный год
2021-2022
Количество
обучающихся
45
Таблица 5
Интерес к занятиям в техническом объединений (%)
устойчивый формирующийся
неустойчивый
92
6
2
2022-2023
2023-2024
75
75
95
95
4
3
1
2
Показатели вовлеченности в конкурсную деятельность
Таблица 6
Учебный год
Уровень
Районный
Мероприятия
15
Участники
42
Результаты достижений участия на различных конкурсах
Название мероприятия
Районный конкурс проектов
технического творчества
школьников по истории военной
техники «Ими гордится Родина»
Муниципальный этап краевого
конкурса выставки детского
творчества Любимому учителю»
Краевой конкурс выставки
детского творчества Любимому
учителю»
Фотоконкурс «Я помню! Я
горжусь!»
Конкурс
видеопроектов
« Мы - патриоты России!»
Открытый конкурс
посвященный Дню космонавтики,
«Поехали!»
Семейный конкурс технического
творчества «Папа, мама, я –
инженерная семья!
Конкурс детского творчества
«Пасха в кубанской семье»
Фотоконкурс «Минувших лет
живая память!»
Фотоконкурс "Я из России"
Конкурс юных фотолюбителей
«Темрюкский район в объективе»
Конкурс технического
моделирования и
конструирования «Мир идей и
фантазий»
Конкурс фото и видео "Моя мама
лучше всех"
Уровень
Таблица 7
Результат
Районный
Грамота(1- е место)
Муниципальный
Победитель
Региональный
Победитель
Районный
Грамота (2-е место)
Районный
Грамота (3-е место)
Районный
Грамота (3-е место)
Районный
Грамота (3-е место)
Районный
Грамота (3-е место)
Районный
Грамота (2-е место)
Районный
Районный
Грамота (2-е место)
Грамота (2-е место)
Районный
Грамота (3-е место)
Районный
Грамота (2-е место)
Оценка образовательных результатов потребителями образовательных услуг
Результаты мониторинга, организованного с целью определения удовлетворенности
обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством предоставляемых
результатов, приведены в таблице 6. Приведенные данные основываются на результатах
анкетирования респондентов и сведений, полученных при проведении опросов родителей
(законных представителей) и обучающихся на протяжении всего срока реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Начальное
моделирование», а также многочисленных положительных отзывах, размещенных в
социальных сетях.
Показатели
2021-2022
Процент
родителей
(законных
представителей), удовлетворенных
95%
качеством
образовательных
результатов
Процент
обучающихся,
удовлетворенных
качеством
образовательных результатов
97%
2022-2023
Таблица 8
2023-2024
98%
98%
99%
99%
Выводы:
1.
обучающиеся проявляют устойчивый интерес к занятиям в техническом
объединении;
2.
сохранность контингента обучающихся составляет 100% за все годы реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
3.
материал дополнительной общеобразовательной программы усваивается в
полном объёме;
4.
91,7% обучающихся имеют высокий уровень знаний, умений, навыков, что
подтверждается и показателями относительной динамики числа участников конкурсных
мероприятий за три года;
обучающиеся и их родители (законные представители) удовлетворены качеством,
предоставления услуги. Полученные отзывы от родителей и детей показывают высокий уровень
удовлетворенности. Более 85% опрошенных отметили положительное влияние игрушек на развитие
своих детей