3Д ручка 144 ч

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
станицы СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета МБУДО СЮТ
Директор МБУДО СЮТ
от «09» января 2023г.
___________ Е.А.Отрошко
Протокол № 3
М.П. «10» января 2023г.
Приказ № 49
от «10» января 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«3Dручка»
Уровень программы:
Срок реализации программы:
Возрастная категория:
Форма обучения:
Вид программы:
Программа реализуется:
ID-номер Программы в Навигаторе:

ознакомительный
1 год – 144 часа
от 7 до 12 лет
очная, дистанционная
модифицированная
на бюджетной основе

Автор - составитель:
Ерёменко Светлана Александровна
Должность: педагог
дополнительного образования
ст. Старотитаровская, 2023

2

Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.Пояснительная записка:
1.1. Направленность
программы.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной программы техническая. Программа ориентирована на
развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся,
организацию проектно-исследовательской деятельности, профессионального
самоопределения обучающихся. Программа рассчитана на 144 часа
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Работа с 3D – одно из самых популярных направлений, причём занимаются
этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. В наше
время трёхмерной картинкой уже никого не удивишь. Люди осваивают азы
трёхмерного моделирования достаточно быстро и начинают применять свои
знания на практике.
Решающее значение имеет способность к пространственному воображению.
Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из
плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми
особенностями его устройства и формы. Как и любая способность,
пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи
практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить
пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому
освоение 3D-моделирования призвано способствовать приобретению
соответствующих навыков. Данный курс посвящён изучению простейших
методов 3D- моделирования с помощью 3D ручки.
В ходе обучения ребенок получает основные сведения о работе с 3D ручки.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D
ручка» может реализовываться с применением электронного обучения, это
образовательный процесс, построенный на основе интеграции и внеаудиторной
образовательной деятельности, с использованием и взаимным дополнением
технологий традиционного и электронного обучения. В целях развития
самостоятельности на занятиях предлагается решать задачи различной
сложности, связанные со способами изготовления и сборки моделей с учетом
ограничений той или иной технологии. Занятия строятся по принципу: от
простого к сложному. При общей практической направленности теоретические
сведения сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для правильного
понимания значение тех или иных технических требований для осознанного
выполнения работы. Изложение теории проводится постепенно, иногда
ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу учебного
процесса. Специально для практической работы подобран ряд моделей, которые
позволят ребенку понять, границы применимости той или иной технологии,
понять свойства того или иного материала. В конце программы каждый

3

обучающийся изготавливает модель, что способствует формированию большей
заинтересованности в дальнейшей работе.
Технические кружки – место пробы сил и выявления своих способностей для
школьников:
- создание условий развития личности, способностей к техническому
творчеству;
- обучение приемам работы с 3D ручки;
- обучение умению планирования своей работы;
- развитие мышления;
- создание условий к саморазвитию обучающихся;
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание чувства самоконтроля и гражданственности.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
соответствует действующим нормативно-правовым актам и государственным
программным документам:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022г. № 678-р.
3.
План мероприятий по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы)
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. № 678-р.
4.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года, протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
5.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7
декабря 2018 года.
6.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г.№ 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9.
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019г.№ 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».

4

10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), Москва, 2015 - Информационное письмо 09-3242 от 18.11.2015 г.
11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года №298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018 года, регистрационный номер 25016).
12. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
13. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», кафедра дополнительного
образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края,
2016 год.
1.3.Отличительные особенности программы.
Программа ориентирована на формирование и систематизацию знаний и
умений по курсу 3D-моделирования. Практические задания, выполняемые в
ходе изучения материала готовят учащихся к решению ряда задач, связанных с
построением объектов геометрии и технического творчества, с одной стороны,
призван развить умения использовать трехмерные графические представления
информации в процессе обучения, а с другой – предназначен для прикладного
использования обучающимися в их дальнейшей учебной или производственной
деятельности.
1.4.Адресат программы.
Для освоения программы принимаются все желающие учащиеся в возрасте от 7
до 12 лет. Группы формируются с учетом интересов учащихся, возраста,
степени теоретических занятий и уровня подготовки.
Портрет учащегося:
-укрепление здоровья
-улучшение моральных качеств
-необходимая подготовка при выборе будущей профессии.
Группы обучения формируется из вновь зачисляемых учащихся, желающих
заниматься по выбранному направлению. Процесс адаптации учащегося в
первые дни порой проходят достаточно сложно, и в этом ему поможет активное
включение в коллективную творческую деятельность, тогда учащийся быстрее
приучится к правильной организации учебного процесса, и у него будут
формироваться ответственность, навыки общения и культуры поведения, опыт
коллективной деятельности. Дети данного возраста отличаются способностью к
творчеству, у них активно идет процесс социализации личности, для
реализации которой ему нужна деятельность, получающая признание других
людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества
миропонимания, формирование эстетического отношения к действительности.
Такой деятельностью, где он может реализовать свои возросшие возможности,
стремление
к
самостоятельности,
активности,
коммуникабельности,

5

удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, товарищей, могут
стать занятия техническим творчеством, создающие возможность реализации
своей индивидуальности. В этом возрасте дети уже могут управлять своим
поведением, и занятия в детском творческом коллективе благотворно могут
повлиять на развитие внимания, мышления, памяти, совершенствуется
восприятие. К этому времени подростки проявляют самый разнообразный
интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей
личности, поэтому очень важно формировать устойчивый интерес к традициям
своего народа. Выбор вида деятельности данной программы и материалов для
работ позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и дает
возможность каждому учащемуся раскрыть свои индивидуальные способности.
1.5.Уровень программы, объем и сроки. Программа предназначена для
освоения обучающимися 7-12 лет, отбора детей для обучения по программе не
предусмотрено.
Программа реализуется на ознакомительном уровне. Срок освоения
программы: год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы составляет
144 часа.
1.6.Цель и задачи программы.
- формирование и развитие у учащихся основных навыков по трёхмерному
моделированию.
-формирование интереса к техническому творчеству, создание условий для
всестороннего развития и воспитания личности учащегося.
Задачи:
Образовательные (ориентированы на предметный результат):
: способствовать формированию умения обобщения, анализа, восприятия
информации, постановки цели и выбора путей ее достижения, умения
осуществлять целенаправленный поиск информации;
способствовать реализации межпредметных связей по информатике, геометрии
и рисованию.
формировать понятие трёхмерного моделирования;
учить ориентироваться в трёхмерном пространстве, модифицировать, изменять
объекты или их отдельные элементы, объединять созданные объекты в
функциональные группы, создавать простые трёхмерные модели развитие
интереса к миру техники;
выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в
направлении технического творчества;
возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития
творческой личности;
формирование эстетических и художественных черт личности через
технический дизайн;

6

выработка навыков планирования и конструирования через создание
простейших моделей;
развитие коммуникативных навыков;
закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта,
архитектуры, искусства, как интеллектуального и гармонично развитого члена
Развивающие (ориентированы на метапредметный результат):
-развивать творческую инициативу и самостоятельность в поиске решения;
-развивать мелкую моторику;
-развивать логическое мышление.
-развивать технические способности и техническую смекалку при выполнении
практических работ.
Воспитательные (ориентированы на личностный результат)
-способствовать развитию умения работать в команде, умения подчинять
личные интересы общей цели;
-способствовать воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели,
трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности,
аккуратности. - формировать личность творческую и самостоятельную,
гуманную и внутренне свободную, способную к техническому творчеству.
1.7.Объем и сроки реализации программы. Программа ознакомительного
уровня, срок освоения программы полгода рекомендациям СанПин. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 2 часа в неделю, всего 144
часа.
1.8.Формы обучения и режим занятий по программе. Очная. Программа
рассчитана на полгода обучения, 144 часа, 2 раз в неделю по 2 часа, занятия
проводятся согласно расписанию. Установленная продолжительность одного
занятия 45 минут, продолжительность перерыва между занятиями -10 минут.
1.9.Особенности организации образовательного процесса. Состав группы:
постоянный, количество учащихся до 15 человек в группе. Формы занятий:
индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных группах,
сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем
первоначальных знаний и умений обучающихся.
2.Содержание программы.
2.1.Учебный план для очного и дистанционного обучения.
№
п/п
1.

Название раздела,
Количество часов
темы
Всего
Теория Практика
Раздел 1. «Знакомство с 3D ручкой»

1.1.

3D ручка.
Демонстрация

2

1

1

Формы
аттестации/контроля
Собеседование.

7

1.2.

1.3.

1.4.
1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10

1.11.

1.12.

2.

возможностей,
устройство 3D ручки
Техника безопасности 2
при работе с 3D
ручкой
Эскизная графика и
2
шаблоны при работе с
3D ручкой
Общие понятия и
2
представления о форм
Геометрическая
2
основа строения
формы предметов
Выполнение линий
2
разных видов.
Способы заполнения
межлинейного
пространства
Практическая работа
2
«Создание плоской
фигуры по трафарету»
(алфавит)
Практическая работа
2
«Создание плоской
фигуры по трафарету»
(алфавит)
Практическая работа
2
«Создание плоской
фигуры по трафарету»
Практическая работа
2
«Создание плоской
фигуры по трафарету»
Практическая работа
2
«Создание плоской
фигуры по трафарету»
Практическая работа
2
«Создание плоской
фигуры по трафарету»
Раздел 2. «Я моделирую»

1

1

Собеседование.

1

1

Собеседование.

1

1

Собеседование.

1

1

Собеседование.

1

1

Собеседование.

-

2

Самостоятельная
работа .

-

2

Самостоятельная
работа .

-

2

Самостоятельная
работа .

-

2

Самостоятельная
работа .

-

2

Самостоятельная
работа .

-

2

Самостоятельная
работа .

Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.

2.1.

Значение чертежа

2

1

1

2.2.

Значение чертежа

2

1

1

2.3.

Практическая работа
«Создание объёмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Башня»
Практическая работа
«Создание объёмной

2

-

2

2

-

2

2.4

Самостоятельная
работа.

8

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

3.
3.1.
3.2.

фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Башня»
Практическая работа
«Создание объёмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Украшение для
мамы»
Практическая работа
«Создание объёмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Украшение для
мамы»
Практическая работа
«Создание объёмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Цветы»
Практическая работа
«Создание объёмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Цветы»
Практическая работа
«Создание объёмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Машина»
Практическая работа
«Создание объёмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Машина»
Практическая работа
«Создание объёмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Самолет»
Практическая работа
«Создание объёмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Самолет»
Раздел 3. «Я создаю»
Создание трёхмерных
объектов
Создание трёхмерных
объектов

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

1

1

Собеседование.

2

1

1

Самостоятельная
работа.

9
3.3

Создание трехмерных
объектов

2

-

2

Самостоятельная
работа.

3.4

Создание трехмерных
объектов

2

-

2

3.5

Практическая работа
«Велосипед»

2

-

2

Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.

3.6

Практическая работа
«Велосипед

2

-

2

3.7

Практическая работа
«Велосипед»

2

-

2

3.8

Практическая работа
«Дерево

2

-

2

3.9

Практическая работа
«Дерево»

2

-

2

3.10

Практическая работа
«Качели»

2

-

2

3.11

Практическая работа
«Качели»

2

-

2

3.12

Практическая работа
«Самолет»

2

-

2

3.13

Практическая работа
«Самолет»

2

-

2

3.14

Практическая работа
«Велосипед»

2

-

2

3.15

Практическая работа
«Велосипед»

2

-

2

3.16

Практическая работа
«Велосипед»

2

-

2

3.17

Практическая работа
«Роза»

2

-

2

3.18

Практическая работа
«Роза»

2

-

2

3.19

Практическая работа
«Дом»

2

-

2

3.20

Практическая работа
«Дом»

2

-

2

Самостоятельная
работа.

3.21

Практическая работа
«Машина»

2

-

2

3.22

Практическая работа
«Машина»

2

-

2

Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.

3.23

Практическая работа
«Ангел»

2

-

2

3.24

Практическая работа

2

-

2

Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.

Самостоятельная
работа.
Самостоятельная

10
«Ангел»
3.25

Практическая работа
«Ёлка»

2

-

3.26

Практическая работа
«Ёлка»

2

-

3.27

Практическая работа
«Ракета»

4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16

2

-

2

2
2

работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.

Раздел 4. «Свободная творческая деятельность по 3х мерному
моделированию»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«В мире сказок»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«В мире сказок»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«В мире сказок»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«В мире сказок»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«В мире сказок»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«В мире сказок»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«В мире сказок»
Самостоятельная
Создание и
2
2
работа.
защита
проекта. «В
миресказок»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«Любимые герои»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«Любимые герои»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«Любимые герои»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«Любимые герои»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«Город будущего»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«Город будущего»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«Город будущего»
Самостоятельная
Создание проекта.
2
2
работа.
«Город будущего»

11
4.17

Создание проекта.
«Город будущего»

2

-

2

4.18

Защита проекта.

2

-

2

4.19

Защита проекта.

2

-

2

4.20

Защита проекта.

2

-

2

4.21

Защита проекта.

2

-

2

ИТОГО

2.2.

144

10

Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.

134

Содержание учебного плана для очного обучения.

Раздел. I «Волшебный мир 3-D ручки» -24 часа
Теоретическая часть – 5 часа
Введение в учебный курс. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,
методической литературы. Знакомство с инструментами, приспособлениями,
материалами, используемыми в работе. Свойства материалов.
Практическая часть – 19 часов
Изучение предложенного материала. Устройство 3-Dручки. Приемы работы с
ней.Практическая часть: знакомство с 3 д ручкой, заправка ее
пластиком.Контроль: Наблюдение
Раздел. II «Плоскостные работы» -24 часа
Теоретическая часть – 2 часа
Устройство 3-Dручки. Приемы работы с ней.
Практическая часть -22 часа
знакомство с 3 д ручкой, заправка ее пластиком. Нанесение рисунка на шаблон,
отработка линий,конечная обработка рисунка. Оформление готовой работы.
Контроль: Наблюдение
III
Раздел. «Объемные работы» -54 часа
Теоретическая часть – 2 часа
Виды пластика (ABS и PLA). Сходства и отличия. Определение видапластика,
заправка его в ручку.
Практическая часть - 52 часа

12

Создание трехмерных обьектов. Нанесение деталей рисунка на шаблон. Сборка
готовой модели. Оформление готовой работы. Нанесение деталей рисунка на
шаблон.
IV
Раздел. «Свободная творческая деятельность по 3х мерному
моделированию» - 42 часа
Самостоятельный выбор модели,Практическая часть – 42 часа
Создание эскизов и шаблонов, нанесение деталей рисунка, сборка и
оформлениеготовой работы. Контроль: Итоговая диагностика. Итоговая
выставка
Образовательные результатыЛичностные результаты:
-Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебнопознавательной мотивации
-готовность к выбору направления профильного образования с учетом
устойчивыхпознавательных интересов.
-Освоение материала курса как одного из инструментов информационных
технологий в дальнейшей учёбе.
Метапредметные результаты:
формирование умений ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические
графические объекты впроцессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение
его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла.
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты:
-формирование и развитие навыков технического творчества в процессе
трехмерного моделирования.
углубленные знания о возможностях построения трехмерных моделей.
создание простых модели реальных объектов.
2.3. Планируемые результаты и способы их проверки.
готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебнопознавательной мотивации;
готовность к выбору направления профильного образования с учётом
устойчивых познавательных интересов;
освоение материала курса как одного из инструментов информационных
технологий в дальнейшей учёбе и повседневной жизни.
Предметные результаты освоения программы:
обучающийся получит знания о возможностях построения трёхмерных
моделей,

13

научится самостоятельно создавать простые модели реальных объектов.
Учащийся научится:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям,
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-знать теорию и практику в сфере 3D моделирования;
- владеть методами и приемами 3D моделирования;
В ценностно-ориентационной сфере:
Метапредметные результаты освоения программы:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические
объекты в процессе работы;
оценка получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным
замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо
замысла.
Учащийся получит возможность научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в
повседневной жизни для исследования сущности предмета технического
моделирования, способность характеризовать собственные знания по предмету,
формулировать вопросы, устанавливать, какие задания могут быть им успешно
решены; познавательный интерес к техническому моделированию как науке.
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.
Познавательные универсальные учебные действия:
- работа с чертежами, объединение предметов в единое целое
умение выбирать и составлять алгоритм действий, выполнять пошаговые
действия по заданному алгоритму;
умение находить приемы решения заданий логического характера, умение
использовать знаково-символические средства для решения задач; строить ось
симметрии, отображать фигуры относительно оси симметрии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-сформировывать навыки управления своим поведением;

14

-готовится к планированию учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками
-владеть диалогической и монологической формами речи.
2.4.Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Формы контроля:
- промежуточный – с целью определения результатов обучения;
- итоговый - с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их
творческих способностей достижение поставленных целей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1.Тестирование по пройденным темам.
2. Устные зачеты.
3. Самостоятельная работа.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения,
являются выставка работ учащихся в образовательном учреждении. В одном
месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления
творчества. Выставка позволит обменяться опытом, технологией, оказывает
неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Ребенок,
сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки,
получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в
творчестве.
Раздел II «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
1.Календарный учебный график для очного и дистанционного обучения.
№
п/п

Ме
сяц
Чи
сло

Врем
я
пров
еден
ия
заня
тий

Форма
заняти
я

1

1.1

Колво
часов

24
Группо
вая.

2

Тема занятия

I Раздел.
«Волшебныймир
3D ручкой»
3D ручка.
Демонстрация
возможностей,
устройство
3D ручки.

Место
проведения

Форма
контро
ля

Выста
вка
Здание №2
Кабинет №5

15
1.2

Группо
вая.

2

1.3

Группо
вая.

2

1.4

Группо
вая.
Группо
вая.

2

1.6

Группо
вая.

2

1.7

Группо
вая.

2

1.8

Группо
вая.

2

1.9

Группо
вая.

2

1.10

Группо
вая.

2

1.11

Группо
вая.

2

1.12

Группо
вая.

2

1.5

2

26
2.1
2.2
2.3

Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.

Техника безопасности
Здание №2
Кабинет
№5
при
работе с 3D ручкой
Эскизная графика и
Здание №1
шаблоны при работе с
Кабинет№5
3D
ручкой.
Общие понятия и
Здание №2
представления о форме. Кабинет №5
Геометрическая основа
Здание №2
строения формы
Кабинет№5
предметов
Выполнение линий
Здание №2
разных видов. Способы
Кабинет№5
заполнения межлинейного
пространства.
Практическая работа
Здание №2
«Создание плоской фигуры Кабинет№5
по трафарету» ( алфавит)
Практическая работа
Здание №2
«Создание плоской
Кабинет№5
фигуры
по трафарету»
Практическая работа
Здание №2
«Создание плоской
Кабинет№5
фигуры
по трафарету»
Практическая работа
Здание №2
«Создание плоской
Кабинет№5
фигуры
по трафарету»
Практическая работа
Здание №2
«Создание плоской
Кабинет№5
фигуры
по трафарету»
Практическая работа
Здание №2
«Создание плоской
Кабинет№5
фигуры
по трафарету»
II Раздел. « Плоскостные
работы »

2

Значение чертежа

2

Значение чертежа

2

Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей «Башня»

Здание №2
Кабинет№5
Здание №2
Кабинет№5
Здание №2
Кабинет№5

Собесед
ование

16
2.4

Группо
вая.

2

Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей «Башня»

Здание №2
Кабинет №5

2.5

Группо
вая.

2

Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Украшения для мамы»

Здание №2
Кабинет №5

2.6

Группо
вая.

2

Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Украшения для мамы»

Здание №2
Кабинет №5

2.7

Группо
вая.

2

2.8

Группо
вая.

2

2.9

Группо
вая.

2

2.10

Группо
вая.

2

2.11

Группо
вая.

2

2.12

Группо
вая.

2

Практическая работа
Здание №2
Кабинет
№5
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей «Цветы»

Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей «Цветы»
Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Машина»
Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Машина»
Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Самолет»

Здание №2
Кабинет №5
Здание№2
Кабинет№5
Здание №2
Кабинет №5

Здание №2
Кабинет №5

Здание №2
Кабинет №5

17
2.13

Группо
вая.

2

54
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9

3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19
3.20

Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.

2

Группо
вая.
Группо
вая.

2

Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.

2

Группо
вая.

2

2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2

Практическая работа
«Создание объѐмной
фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Самолѐт»
III Раздел. « Объемные
работы »
Создание трехмерных
объектов
Создание трехмерных
объектов
Создание трехмерных
объектов
Создание трехмерных
объектов
Практическая работа
«Велосипед»
Практическая работа
«Велосипед»
Практическая работа
«Велосипед»
Практическая работа
«Дерево»
Практическая работа
«Дерево»

Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5

Практическая работа
«Качели»
Практическая работа
«Качели»

Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5

Здание№2
Кабинет№5

Практическая работа
«Самолет»
Практическая работа
«Самолет»
Практическая работа
«Велосипед»
Практическая работа
«Велосипед»
Практическая работа
«Велосипед»
Практическая работа
«Роза»
Практическая работа
«Роза»
Практическая работа
«Дом»

Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5

Практическая работа
«Дом»

Здание №2
Кабинет №5

18
3.21
3.22
3.23
3.24
3.25
3.26
3.27

Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая

2
2
2
2
2
2
2
40

Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.

2

Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.

2

4.10

Группо
вая.

2

4.11

Группо
вая.

2

4.12

Группо
вая.

2

4.13

Группо
вая.

2

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9

2
2
2
2

2
2
2

Практическая работа
«Машина»
Практическая работа
«Машина»
Практическая работа
«Ангел»
Практическая работа
«Ангел»
Практическая работа
«Ёлка»
Практическая работа
«Ёлка»
Практическая работа
«Ракета»
IV Раздел. « Свободная
творческая деятельность
по 3х мерному
моделированию »
Создание и защита
проекта. «В мире сказок»
Создание и защита
проекта. «В мире сказок»
Создание и защита
проекта. «В мире сказок»
Создание и защита
проекта. «В мире сказок»
Создание и защита
проекта. «В мире сказок»

Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5

Создание и защита
проекта. «В мире сказок»
Создание и защита
проекта. «В мире сказок»
Создание и защита
проекта. «В мире сказок»
Создание и защита
проекта. «Любимые
герои»
Создание и защита
проекта. «Любимые
герои»
Создание и защита
проекта. «Любимые
герои»
Создание и защита
проекта. «Любимые
герои»
Создание и защита
проекта. «Город
будущего»

Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5

Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5

Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5

19
4.14

Группо
вая.

2

4.15

Группо
вая.

2

4.16

Группо
вая.

2

4.17

Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Группо
вая.
Итого:

2

4.18
4.19
4.20

2
2
2

Создание и защита
проекта. «Город
будущего»
Создание и защита
проекта. «Город
будущего»
Создание и защита
проекта. «Город
будущего»
Создание и защита
проекта.
Создание и защита
проекта.
Создание и защита
проекта.
Создание и защита
проекта.

Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5
Здание №2
Кабинет №5

144

2.
Условия реализации программы. Для организации учебного процесса
необходимо иметь кабинет для занятий с детьми, мастерскую. В комплект
мастерской входит;
• шкафы для инструментов
• шкафы для одежды
• информационный стенд
• Стул
• Рабочее место ученика
• Стол
• 3D ручки
• Пластик PLA
Для проведения теоретических занятий необходим учебный кабинет,
соответствующий всем нормам СЭС и ППБ, оборудованный всеми
необходимыми наглядными пособиями и плакатами. В ходе обучения ребенок
получает основные сведения о работе с инструментами и принципах его
работы. В целях развития самостоятельности на занятиях предлагается решать
задачи различной сложности, связанные со способами изготовления и сборки
моделей с учетом ограничений той или иной технологии. Занятия строятся по
принципу: от простого к сложному. При общей практической направленности
теоретические сведения сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для
правильного понимания значение тех или иных технических требований для
осознанного выполнения работы. Изложение теории проводится постепенно,

20

иногда ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу
учебного процесса. Специально для практической работы подобран ряд
моделей, которые позволят ребенку понять, границы применимости той или
иной технологии, понять свойства того или иного материала. В конце
программы каждый обучающийся изготавливает модель, что способствует
формированию большей заинтересованности в дальнейшей работе.
Реализовывать программу имеет право педагог со средне-специальным
или высшим образованием, обладающий профессиональными знаниями в
технической и художественно-эстетической направленности.
По данной программе работает педагог дополнительного образования
Ерёменко Светлана Александровна, педагогический стаж - 25 лет
3.Формы аттестации.
Аттестация обучающихся проводится на добровольных началах и строится на
принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей, обучающихся;
- адекватности содержания и организации аттестации специфике творческой
деятельности обучающихся в конкретном детском объединении и его
образовательной программе;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов.
Виды аттестации: входной контроль, промежуточная и итоговая.
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед
началом образовательного процесса.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающихся
содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного
периода (полугодия, года).
Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся,
заявленных в образовательных программах по завершении всего
образовательного курса программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по
программе, промежуточная аттестация проводится в конце учебного года.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: при
применении дистанционных технологий обучения - просмотр видео и фото
файлов с выполненным заданием с помощью электронной почты , опрос,
комментарии и замечания от педагога.
4.Оценочные материалы.
Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
Учащегося___________________________________________________________________
ФИО
по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (144ч.)

21
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
учащегося:
1.1Теоретические
знания

1.2 Владение
специальной
терминологией

2.Практическая
подготовка
учащегося:
2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Соответствие
теоретических
знаний
учащегося
программным
требованиям

- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
- минимальный уровень
(учащийся избегает
употреблять специальные
термины);
- средний уровень
(учащийся сочетает
специальную
терминологию);
- максимальный уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием)

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологией

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных умений и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и
навыков составляет более
½)
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный

На
начал
о
обуче
ния

На
оконча
ние
обучен
ия

22
2.2 Владение
специальным
оборудованием,
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

2.3 Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

3. Общие учебные
умения и навыки
3.1Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу

3.1.2Умение
пользоваться
компьютерными
источниками

период)
- минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием,
оснащением);
- средний уровень (работает
с оборудованием,
оснащением с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(учащийся
работает
с
оборудованием,
оснащением не испытывает
особых трудностей).
начальный
уровень
умений
(учащийся
в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания педагога);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания по образцу);
творческий
уровень
(выполняет
практические
задания
с
различными
элементами)

Самостоятельность
- минимальный уровень
в подборе и анализе умений (учащийся
литературы
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
пользовании умений (учащийся
компьютерными
испытывает серьезные
источниками
затруднения при работе,

23
информации

3.1.3Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу

3.2Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1Умение
слушать и
слышать педагога

3.2.2Умение
выступать перед
аудиторией

информации

нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
учебной умений (учащийся
исследовательской
испытывает серьезные
работе
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога

- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Свобода владения и - минимальный уровень
подачи учащимися умений (учащийся
подготовленной
испытывает серьезные
информации
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);

24

3.2.3 Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

3.3Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1Умение
организовать свое
учебное, рабочее
место

3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
построении умений (учащийся
дискуссионного
испытывает серьезные
выступления, логика затруднения при работе,
в
построении нуждается в помощи
доказательств
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).

Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать его за собой

- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Соблюдение
- минимальный уровень
реальных навыков (учащийся овладел менее
соблюдения правил чем ½ объема навыков
безопасности
соблюдения правил
программным
безопасности,
требованиям
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренный
программой за конкретный
период).

25

Оценочными материалами при дистанционном обучении являются:
- тест;
- фото;
- видео отчет;
- адресное общение с помощью электронной почты.
5.Методическое обеспечение.
Методы обучения:
Основной
формой
организации
учебной
деятельности
является
самостоятельная работа. В целом учебный процесс, складывается из
следующих основных видов подготовки:
-теоретическая;
-тактическая;
Вместе с тем, программой предусмотрено: выставки, участие в конкурсах и
викторинах.
В связи с практико-ориентированной направленностью программы
образовательный процесс в объединении строится на принципе преобладания
практических занятий над теоретическими занятиями.
Методы обучения определяются по источникам информации и включают в
себя следующие виды:
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
- демонстрационные (реализуют принципы наглядности);
- практические (имеют целью проверить практические умения обучающихся,
способность применять знания при решении конкретных задач).
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология индивидуального обучения.
Формы организации образовательного процесса:
Реализация данной программы предполагает использование следующих форм
организации образовательного процесса:
- групповые;
- индивидуальные.

26

При организации самостоятельной работы используются инструктаж,
консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов,
экспертиза. Активно применяется система наставничества (когда за младшим
или менее опытным учащимся закрепляется наставник из числа воспитанников,
обладающий определенным опытом и специальными знаниями).
Формы организации учебного занятия:
- теоретические учебные занятия;
- практические учебные занятия,
- выставки;
- спортивные соревнования;
- тематический праздник;
- при реализации программы с помощью электронного обучения:
- теоретические учебные занятия;
- презентации;
- просмотр фильмов.
Тематика и формы методических материалов по программе 3D ручки»
Тема

Форма
занятия

Приемы и
методы

Дидактическ
ий материал

Техническое
оснащение

Подведе
ние
итогов

Вводное
занятие

Групповая

Словесные,
наглядные,
практические

Рисунки,
схемы

Фотографии,
журналы.

Беседа,
просмо
тр
фильма

«Знакомство с
3D ручкой»

Групповая

Словесные,
наглядные,
практические

Схемы,
таблицы,

3D ручки

Беседа,
опрос

«Я моделирую»

Групповая

Словесные,
наглядные,
практические

Схемы,
таблицы,

3D
ручки, Беседа,
пластик
опрос

«Я создаю»

Групповая

Словесные,
наглядные,
практические

презентация

Оборудование Беседа,
для просмотра просмотр
презентации
фильма

27
Итоговое
занятие

Групповая

Словесные,
практические

3D
ручки, Беседа,
пластик
подведени
е итогов
за год

АЛГОРИТМ занятия во время практических занятий :
- организационные моменты;
- инструктаж;
- проверка готовности к занятиям;
- выполнение задания;
- выявление и исправление ошибок;
- конец занятий.
АЛГОРИТМ занятия во время теоретических занятий в помещении
(лекция).
- организационный момент;
- вводная часть (краткий рассказ о теме занятия, инструктаж);
- опрос по пройденному материалу прошлого занятия;
- лекция (учебное занятие);
- отдых (динамическая пауза, физкультминутка, короткий перерыв,
проветривание помещения);
- ответы на вопросы (по только что пройденному материалу);
- конец занятия ( проветривание).
Список литературы:
Литература для обучающихся
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального
общегообразования(1-4кл.)
2. Большаков В.П. Основы 3D-моделирования / В.П. Большаков, А.Л.
Бочков.- СПб.:Питер, 2013.- 304с.
Литература для педагога
Большаков В.П. Основы 3D-моделирования / В.П. Большаков, А.Л.
Бочков.- СПб.:Питер,2013.- 304с.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарѐнности. – СПб.:
Питер,2012.3.Фирова Н.Н. Поиск и творчество – спутники успеха//
«Дополнительное образование ивоспитание» №10(156)2012. – С.48-50.
4. Хромова Н.П. Формы проведения занятий в учреждениях ДОД деятельность
//
«Дополнительное образование и воспитание» №9(167) 2013. –
С.10-13. 125.Очередная подборка качественных шаблонов с 3D
ручкой URL:

28

http://yes3d.ru/blogs/blog/ocherednaya-podborka-kachestvennyh-shablonov-dlya-3druchek(дата обращения 31.08.2018.)
6. Как нарисовать рисунок 3D ручкой на бумаге поэтапно URL:
https://mirpozitiva.ru/articles/1894-kak-narisovat-3d-risunokpoehtapno.html (дата обращения28.08.2018г.)
7. Уроки рисования с 3D ручкой URL: http://3d-penin.ru/уроки_3d/ (датаобращения30.08.2018г.)
Трафареты, шаблоны, схемы для 3D ручки URL: http://3d-pen-in.ru/уроки_3d/
(датаобращения 30.08.2018г.)

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».