УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
станицы СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета МБУДО СЮТ
от «11» марта 2025г.
Протокол № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО СЮТ
___________ Е.А. Отрошко
«12» марта 2025г.
Приказ № 40
от «12» марта 2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Уровень программы: Ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год – 72 ч.
Возрастная категория: от 5 до 12 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 35522
Авторы-составители:
Твердая Инна Николаевна,
Сазонова Ольга Михайловна
педагоги дополнительного образования
ст. Старотитаровская, 2025
Содержание
Введение
3
1. Нормативно-правовая документация Программы
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание и планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
5
1.1.1. Направленность
5
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
5
программы
1.1.3. Отличительные особенности программы
6
1.1.4. Адресат программы
6
1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации
7
1.1.6. Формы обучения
8
1.1.7. Режим занятий
8
1.1.8. Особенности организации учебного процесса
9
1.2. Цель и задачи программы
10
1.2.1. Цель программы
11
1.2.2. Задачи программы
11
1.3. Содержание программы
11
1.3.1. Учебный план
12
1.3.2. Содержание учебного плана
13
1.3.3. Планируемые результаты
14
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающих формы аттестации».
2.1. Календарный учебный график программы
15
2.2. Раздел программы «Воспитание»
17
2.3. Условия реализации программы
21
2.4. Формы аттестации
22
2.5. Оценочные материалы
24
2.6. Методические материалы
25
2.7 Список литературы для педагога
27
Приложения
28
2
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательное конструирование» по технической направленности (далее –
Программа), является модифицированной, разработана на основе программ
педагогов дополнительного образования, работающих в соответствующем
направлении.
Программа ежегодно обновляется с учетом динамичного развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Это
позволяет обеспечить актуальность содержания Программы, соответствие
современным требованиям образовательного процесса и индивидуальным
потребностям обучающихся. Регулярное пересмотр и обновление материала
гарантирует внедрение новых методов обучения, использование современных
технологий и актуальных данных, что способствует дальнейшему развитию
детей, их всемирному восприятию и интеграции в современное общество.
Такой подход обеспечивает не только высокое качество образования, но и
формирует у обучающихся критическое мышление и готовность к жизни в
быстро меняющемся мире".
1. Нормативно-правовая база
Программа способствует развитию коммуникативных и творческих
способностей обучающихся, разработана согласно требованиям следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и
дополнениями).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р).
6. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 сентября 2020 г. № 500
«Об утверждении примерной формы договора об образовании по
дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
3
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
(действует до 1 сентября 2028 г).
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил СанПин 1.2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди
обитания».
13. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо
Минобрнауки от 18 декабря 2015 г. № 09-3242.
14. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
15. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки от
24.06.2020 г. № 47.01-13-6067/20).
16. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования
Станция
юных
техников
станицы
Старотитаровской
муниципального образования Темрюкский район.
4
Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательное конструирование» технической направленности (далее –
Программа), ориентирована на развитие творческих способностей, логического
мышления и умений в области конструирования среди учащихся. Она
способствует формированию инженерной грамотности и технической культуры
у детей, а также развивает координацию движений, пространственное
воображение и внимание к мелким деталям.
1.1.1. Направленность
Программа
имеет
техническую
направленность
и
призвана
способствовать формированию навыков творческого мышления, логики,
аналитического мышления, а также навыков работы с различными материалами
и инструментами. Участие в такой программе помогает детям развивать умения
планирования, решения проблем, коммуникации и сотрудничества при работе в
группе.
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Программы.
Новизна. Программа "Занимательное конструирование» представляет
собой инновационный подход к обучению школьников. Она основана на
принципах активного обучения, позволяющих детям не только учить материал,
но и самостоятельно познавать мир через практическую деятельность. Это
новаторский метод, цель которого - развитие у детей технического мышления,
творческих способностей и навыков работы с материалами. Основной упор
делается на развитие умений, которые могут быть важны в будущем для выбора
профессии или повседневной жизни.
Актуальность.
Программа
"Занимательное
конструирование"
чрезвычайно актуальна в наше время, так как она способствует развитию у
детей технического мышления, креативности и навыков работы с материалами.
В условиях быстро меняющегося мира и развития технологий, важно, чтобы
дети уже с раннего возраста получали навыки, которые могут пригодиться им в
будущем. Программа также поддерживает инновационный подход к обучению,
который стимулирует интерес к науке, технике и дизайну. Таким образом,
"Занимательное конструирование" является актуальной и востребованной
программой, способствующей всестороннему развитию школьников.
Программа реализуется в сельской местности, что особенно важно для
повышения уровня образовательных услуг и доступности знаний для детей и
подростков, проживающих вне городских агломераций. В условиях
удаленности от крупных учебных заведений данная Программа обеспечивает
равные возможности для развития, содействует социализации обучающихся и
помогает преодолеть цифровой разрыв.
5
Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность
программы "Занимательное конструирование" заключается в том, что она
способствует развитию у учащихся навыков конструирования, решения
проблем, аналитического мышления и креативности. Эта программа позволяет
детям осваивать новые знания и умения через практическую деятельность, что
положительно сказывается на эффективности обучения. Кроме того,
"Занимательное
конструирование"
способствует
формированию
коммуникативных навыков, увеличивает интерес учеников к науке и технике, а
также развивает инициативу и самостоятельность. Таким образом, эта
программа имеет высокую педагогическую ценность, поскольку она
способствует всестороннему развитию личности обучающегося.
1.1.3. Отличительные особенности Программы.
Отличительные особенности. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа "Занимательное конструирование" отличается
тем, что она акцентирует внимание на развитии у детей навыков
конструирования и творческого мышления. В отличие от традиционных уроков,
где акцент делается в основном на теоретические знания, данная программа
предоставляет учащимся возможность практической работы с материалами и
инструментами.
Это
позволяет
им
лучше
понимать
принципы
конструирования, а также создавать и реализовывать свои собственные идеи.
Кроме того, "Занимательное конструирование" способствует развитию у детей
коммуникативных навыков через работу в группах и обсуждение общих задач.
Программа также учит учащихся решению проблем, поскольку они
сталкиваются с различными вызовами при создании моделей и механизмов. В
целом, отличительной особенностью этой программы является активное
участие детей в применении полученных знаний на практике и развитие
широкого спектра навыков, которые будут полезны им в будущем.
1.1.4. Адресат программы: данная Программа рассчитана на
обучающихся в возрасте от 5 до 12 лет. Набор обучающихся производится без
специальной подготовки, требований к физическому развитию, независимо от
половой принадлежности, испытывающие трудности в обучении и развитии.
Группы формируются по результатам входной диагностики. Количество
обучающихся по Программе в группе – до 15 человек.
В Программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации. В случае если дети этих
категорий будут зачислены на данную Программу, предполагается разработка
индивидуальных образовательных маршрутов для данной категории
обучающихся.
В рамках Программы предусмотрена возможность работать в малых
группах в зависимости от особенностей творческой деятельности с каждой
возрастной категорией обучающихся. Педагогом проводится индивидуальная
6
работа с некоторыми обучающимися, чтобы обеспечить полноценное развитие
каждого участника образовательного процесса.
Обучение по Программе предоставляется как для вновь пришедших
обучающихся, никогда не занимавшихся в объединении, так и для опытных
обучающихся.
Состав групп - разновозрастной. Развитие детского коллектива в
разновозрастной группе предполагает развитие отношений наставничества, как
волонтерского вида деятельности активных обучающихся, готовых понять,
принять и помочь другим ребятам.
Запись на Программу осуществляется через систему заявок на сайте АИС
«Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» по
следующей ссылке: https://xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn-d1acj3b/directivities?municipality=38&organizer=44
Программа предполагает индивидуальный подход к каждому
обучающемуся на основе их возрастных и творческих потребностей.
Психолого-педагогические особенности адресата Программы для
обучающихся в возрасте от 5 до 12 лет:
Для обучающихся в возрасте от 5 до 12 лет психолого-педагогические
особенности являются ключевыми при разработке дополнительных
образовательных общеразвивающих программ. В этом возрасте дети находятся
в стадии активного развития и формирования своей личности. Вот несколько
особенностей, которые следует учитывать:
1. Преобладание игровой активности: В этом возрасте игровая
деятельность играет важную роль в обучении и развитии. Для обучающихся в
этом возрасте важно создавать интересные и интерактивные уроки, используя
игры и творческие задания.
2. Краткосрочная концентрация внимания: У детей от 5 до 12 лет обычно
наблюдается краткосрочная концентрация внимания. Поэтому важно
использовать разнообразные методики обучения, чтобы удерживать их
внимание.
3. Развитие социальных навыков: В этом возрасте дети активно учатся
взаимодействовать друг с другом и развивать социальные навыки. Поэтому
важно включать в образовательные программы задания, способствующие
развитию коммуникативных навыков. Эти факторы следует учитывать при
разработке программ для детей 5-12 лет, чтобы обеспечить им оптимальные
условия для развития и обучения.
1.5. Уровень Программы, объем и сроки реализации.
Программа ознакомительного уровня. Программа рассчитана на 1 год
обучения. Общее количество часов- 1 год обучения - 72 часа (по 2 часа 1 раз в
неделю).
Матрица программы:
Таблица 1
Уровень
программы
Ознакомительный
7
Специфика
целеполагания
Критерии, объём и
сложность
Применяемые
методы и
технологии
Формы и методы
диагностики
Ожидаемые
результаты
(предметные,
метапредметные,
личностные)
Познакомить с историей и развитием моделирования;
обучить правильному положению рук, пользованию инструментами;
познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов;
научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Подготовка обучающихся к участию в конкурсах;
развитие мотивации к самосовершенствованию.
Развитие социальных и коммуникативных навыков в процессе работы в
группе и взаимодействия с педагогом.
Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие индивидуального
потенциала обучающихся и помощь в определении их профессиональных
интересов.
- развить образное мышление;
- развить внимание;
- развить моторные навыки;
- развить творческие способности;
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация, практика и обратная
связь).
Продуктивный, творческо-поисковый и эвристический методы
(индивидуальный подход к каждому обучающемуся, работа над развитием
критического мышления, анализ и оценка работы на конкурсах)
Наблюдение
Наблюдение, тестирование, анкетирование и интервьюирование.
Наблюдение, тестирование, анкетирование и интервьюирование, проведение
мастер-классов, участие в конкурсах, а также самоанализ выполненной
работы обучающихся.
Предметные:
- освоение основных элементов техники: разработка модели, подбор
материалов;
- правильное постановление рук;
- вырезание из бумаги, картона, потолочной плитки;
- правильное расположение деталей;
- офермление работы.
Метапредметные:
- развитие эстетического отношения к действительности
- развитие творческих способностей
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Личностные:
- формирование уверенности в себе и готовности выступать перед
аудиторией;
- развитие эмоциональной выразительности и эмоциональной отзывчивости.
1.1.6. Форма обучения.
Форма обучения – очная, (частично предусмотрены занятия в
дистанционной форме обучения, по необходимости), групповая (возможна
работа малыми группами, индивидуальная работа).
Форма
организации
занятий:
групповая,
мелкогрупповая,
индивидуальная.
Если по каким-то причинам ребенок не может посещать очные занятия,
Программа предусматривает возможность использования дистанционных
8
технологий. Это позволяет детям продолжать обучение, не выходя из дома, и
успешно осваивать материал. В связи с этим, в Программу были включены
дистанционные занятия, проводимые через Интернет (VK Мессенджер и
Сферум). Они не заменяют полноценное освоение Программы в режиме
оффлайн.
1.1.7. Режим занятий.
Обучение проводится в группах, продолжительность каждого занятия –
представлена в таблице 2. После каждого занятия 10 минутный перерыв; по
количеству часов в неделю и по наполняемости групп Программа соответствует
требованиям СанПиНа).
Режим занятий:
Таблица 2
Год обучения
1
Продолжительность
занятия (часов)
Периодичность
в неделю
35 -45 минут
по 1
академическому
часу 2 раза в
неделю
Количество
часов в
неделю
2
Количество
недель в году
36
Всего часов в
год
72
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса.
Обучающиеся, сформированы в группы; состав группы постоянный;
занятия групповые (возможна работа малыми группами); виды занятий по
Программе определяются содержанием Программы и могут предусматривать
лекции, беседы, практические занятия, тематические занятия, выполнение
самостоятельной работы, творческие отчеты и другие виды учебных занятий и
учебных работ.
В каждом разделе Программы предусмотрены задания разной степени
сложности для детей с разной степенью подготовки. Наличие в одной группе
обучающихся не только разного возраста, но и детей разного уровня
подготовки определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и
использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных
форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой
организации в учебно-воспитательном процессе новый материал всем
обучающимся дается на одну тему, которая предполагает разный характер
заданий для каждого возраста и уровня обучающихся. Разновозрастные группы
имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и
учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым
тоже учатся.
Содержание Программы допускает некоторые изменения в содержании
занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного
материала на усмотрение педагога. В Программе предусмотрено участие детей
в обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и
каждого обучающегося. И чем чаще дети участвуют в совместном анализе,
рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной
самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение
9
и суждение, слушать других. Также важно участие каждого обучающегося в
конкурсах, праздниках коллектива, образовательных проектах и др. Это
повышает самооценку и увеличивает интерес к выбранному виду деятельности.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
- индивидуальный подход: каждый ребенок имеет свои особенности,
поэтому Программа предусматривает индивидуальный подход к обучению.
Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и ребенком.
Подбор индивидуальных творческих заданий необходимо производить с
учетом
личностных
особенностей
каждого
обучающегося,
его
заинтересованности и достигнутого уровня подготовки;
- постепенное усложнение: Программа построена таким образом, чтобы
обучающиеся могли постепенно осваивать новые навыки и умения;
- вовлечение в творческий процесс: Программа предполагает участие
обучающихся в конкурсах и других мероприятиях, что способствует развитию
их творческих способностей;
- сотрудничество с родителями: Программа предусматривает активное
участие родителей в образовательном процессе, что помогает создать
атмосферу поддержки и взаимопомощи;
- культуросообразности и природосообразности: в Программе
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание
Программы опирается на традиции и культуру народов России, и
региональный компонент.
- системности: полученные знания, умения и навыки, обучающиеся
системно применяют на практике. Это позволяет использовать знания и умения
в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что способствует
самовыражению обучающегося, развитию его творческого потенциала;
- наглядности: использование наглядности повышает внимание
обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует
развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Таблица 3
Название уровня
Ознакомительный
Способ
выполнения Продуктивный
деятельности
Метод
исполнения По памяти, по аналогии
деятельности
Программа может учитывать запросы родителей, детей и педагогов.
Родители могут высказывать свои пожелания относительно содержания
Программы, методов обучения и расписания занятий. Дети могут предлагать
свои идеи по выбору выполняемой работы и участию в конкурсах. Педагог
может вносить свои предложения по улучшению Программы, исходя из своего
опыта и знаний. Таким образом, Программа может быть адаптирована для
удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.
Образовательный запрос выражается в потребности сохранения,
10
укрепления
здоровья,
эмоционального
комфорта,
формирования
коммуникативных навыков и лидерских компетенций обучающихся.
1.2. Цель и задачи Программы.
1.2.1. Цель Программы: развитие у детей навыков конструирования,
творческого мышления и пространственного воображения.
1.2.2. Задачи Программы (общие):
Предметные (обучающие) задачи:
- ознакомление с основными принципами и методами конструирования и
моделирования;
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и
инструментами;
- погружение в пространственное мышление и формирование понимания
трехмерных форм;
- поддержка развития творческого мышления через создание собственных
моделей и конструкций;
- стимуляция интереса к науке, технике и инженерии через реальные
практические проекты.
Метапредметные (развивающие) задачи:
- развитие логического мышления, умения находить решения на основе
анализа и обобщения информации;
- формирование навыков коммуникации, сотрудничества и коллективной
работы над проектами;
- повышение уровня самостоятельности и ответственности в процессе
выполнения заданий;
- развитие творческого потенциала и способностей к самовыражению
через дизайн и моделирование;
- стимуляция интереса к изучению новых знаний и приобретению умений
в различных областях.
Личностные (воспитательные) задачи:
- формирование ценностного отношения к труду, креативности и
мастерству;
- развитие самооценки и уверенности в своих собственных способностях
и возможностях;
- поддержание интереса к обучению и познанию нового через применение
знаний на практике;
- воспитание ответственности за результаты своей деятельности и
уважения к труду других людей;
- стимулирование творческого мышления и развитие индивидуальной
выразительности через творческие проекты.
1.3. Содержание Программы.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием программ по
психологии и педагогике, обеспечивает единство развития, воспитания и
обучения. Формы занятий: индивидуальные, групповые. Занятия организуются
11
в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и
уровнем первоначальных знаний и умений обучающихся.
1.3.1. Учебный план
Учебный план
Таблица 4
№
п/п
1.1.
Название раздела, темы
Всего
Теория
Раздел № 1 «Вводное занятие» (2 ч.)
2
2
Задачи и содержание работ
Практика
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
объединения. Входной контроль.
Раздел № 2 «Конструирование из бумаги, Модели из картона» (32 ч.)
Изучение
характеристикбумаги,
2.1.
Усвоение знаний,
2
2
картона.
овладение
Ознакомление с геометрическими
специальными
фигурами.
умениями
2.2. Объемное моделирование и
Усвоение знаний,
2
2
овладение
конструирование из бумаги. «Машины
специальными
будущего»
умениями
2.3. Изготовление моделей. «Путешествие
Усвоение знаний,
2
2
ребят на планету роботов»
овладение
специальными
умениями
2.4. Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
2
2
овладение
«Космические корабли».
специальными
умениями
2.5. Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
2
2
овладение
«Танк»
специальными
умениями
2.6
Усвоение знаний,
Изготовление моделей из картона.
2
2
овладение
«Гоночные машины»
специальными
умениями
2.7
Усвоение знаний,
Изготовление моделей из картона.
2
2
овладение
«Водный транспорт»
специальными
умениями
2.8
Усвоение знаний,
Изготовление моделей из картона.
2
2
овладение
«Сказочные домики»
специальными
умениями
2.9
Усвоение знаний,
Изготовление моделей из картона.
2
2
овладение
«Многоэтажный дом».
специальными
умениями
2.10. Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
2
2
овладение
«Модель самоката»
специальными
умениями
2.11 Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
2
2
овладение
«Тачка»
12
специальными
умениями
2.12 Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
2
2
овладение
«Самолет»
специальными
умениями
2.13 Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
2
2
овладение
«Модель грузового мотороллера»
специальными
умениями
2.14 Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
2
2
овладение
«Стул».
специальными
умениями
2.15. Промежуточная аттестация.
Оценка знаний.
2
2
2.16. Промежуточная аттестация.
Оценка знаний.
2
2
Раздел №3 Начальное техническое моделирование (работа с бумагой и картоном, мягким
пластиком) (38 ч.)
3.1. Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
4
4
овладение
«Подставка для карандашей»
специальными
умениями
3.2. Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
4
4
овладение
«Жилой дом»
специальными
умениями
3.3. Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
2
2
овладение
«Административное здание»
специальными
умениями
3.4. Изготовление моделей из потолочной
Усвоение знаний,
4
4
овладение
плиты. «Самолет»
специальными
умениями
3.5
Усвоение знаний,
Изготовление моделей из потолочной
4
4
овладение
плиты. «Ракета»
специальными
умениями
3.6
Усвоение знаний,
Изготовление моделей из потолочной
4
4
овладение
плиты. «Миг-27»
специальными
умениями
3.7
Усвоение знаний,
Изготовление моделей из картона.
2
2
овладение
«Упрощенная модель вертолета»
специальными
умениями
3.8
Усвоение знаний,
Изготовление моделей из картона.
4
4
овладение
«Упрощенная модель легкового
специальными
автомобиля».
умениями
3.9
Усвоение знаний,
Изготовление моделей из картона.
2
2
овладение
«Лодка с парусом».
специальными
умениями
3.10 Изготовление моделей из картона.
Усвоение знаний,
4
4
13
«Лодка с треугольным дном»
3.11. Итоговое занятие.
Итого:
4
4
-
72
8
64
овладение
специальными
умениями
Оценка знаний.
1.3.2. Содержание учебного плана.
Раздел 1. Вводное занятие (2часа)
Теоретическая часть (2 часа).
Форма контроля: Диагностическая карта. Собеседование. Посещаемость
занятий.
Раздел 2. Конструирование из бумаги, Модели из картона (32 часа)
Теоретическая часть (2 часа) Свойства бумаги и картона. Краткие сведения из
истории бумажной промышленности. Разметка бумаги, измерение. ТБ при
работе с инструментами.
Практическая часть (30 часов) Обработка бумаги. Виды её окраски.
Практическая работа. Приёмы работы с бумагой (сгибание, вырезание,
соединение, деталей. Симметричное вырезание. Изготовление деталей для
объемных моделей. Инструменты, материалы и приспособления. ТБ при работе.
Форма контроля: Собеседование. Посещаемость занятий.
Раздел 3. Начальное техническое моделирование (работа с бумагой и
картоном, мягким пластиком) (38 часов)
Практическая часть (38 часов) Самостоятельно строить детали для моделей,
уметь создавать конструкцию по представлению, пользоваться схемой.
Приемы работы с потолочными плитами, вырезать, соединять, подгонять
детали, склеивать, обрабатывать, красить. Представить свою работу.
Форма контроля: Диагностическая карта. Собеседование. Посещаемость
занятий.
1.3.3. Планируемые результаты.
Предметные (обучающие)результаты:
- освоены основные принципы и методы конструирования и
моделирования;
- развиты навыки работы с различными материалами и инструментами;
- сформировано понимание трехмерных форм;
- развито творческое мышление через создание собственных моделей и
конструкций;
- стимуляция интереса к науке, технике и инженерии через реальные
практические проекты.
Метапредметные (развивающие) результаты:
- развиты логическое мышление, умение находить решения на основе
анализа и обобщения информации;
- сформированы навыки коммуникации, сотрудничества и коллективной
работы над проектами;
14
- повышен уровень самостоятельности и ответственности в процессе
выполнения заданий;
- развит творческий потенциал и способности к самовыражению через
дизайн и моделирование;
- повышен интерес к изучению новых знаний и приобретению умений в
различных областях.
Личностные (воспитательные) задачи:
- сформировано ценностное отношение к труду, креативности и
мастерству;
- развита самооценка и уверенность в своих собственных способностях и
возможностях;
- повышен интерес к обучению и познанию нового через применение
знаний на практике;
- воспитана ответственность за результаты своей деятельности и
уважения к труду других людей;
- развито творческое мышление и развита индивидуальная
выразительность через творческие проекты.
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических
включающий формы аттестации».
2.1. Календарный учебный график.
условий,
Календарный учебный график
Таблица 5
№
п/п
Дата/время
проведения
занятий
План Факт
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма
занятия
Место
проведени
я
Форма контроля
МБУ ДО
СЮТ
Беседа
Раздел № 1 «Вводное занятие» (2 ч.)
1.1.
Задачи и содержание
работ объединения.
Входной контроль.
2
групповая
Раздел № 2 «Конструирование из бумаги» (32 ч.)
2.1.
2.2.
2.3.
Изучение
характеристик бумаги,
ознакомление с
геометрическим
фигурами.
Объемное
моделирование и
конструирование из
бумаги. «Машины
будущего».
2
Изготовление моделей.
«Путешествие ребят на
планету роботов».
2
групповая
2
МБУ ДО
СЮТ
МБУ ДО
СЮТ
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
МБУ ДО
СЮТ
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
групповая
групповая
15
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
полученных
знаний
2.4.
2.5.
Изготовление моделей
из картона.
«Космические
корабли».
2
Изготовление моделей
из картона. «Танк»
2
МБУ ДО
СЮТ
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
МБУ ДО
СЮТ
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
групповая
групповая
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
.
2.11
2.12
2.13
Изготовление моделей
из картона. «Гоночные
машины»
2
Изготовление моделей
из картона. «Водный
транспорт»
2
Изготовление моделей
из картона. «Сказочные
домики»
2
Изготовление моделей
из картона.
«Многоэтажный дом».
2
Изготовление моделей
из картона. «Модель
самоката»
2
Изготовление моделей
из картона. «Тачка»
2
Изготовление моделей
из картона. «Самолет»
2
Изготовление моделей
из картона. «Модель
грузового
мотороллера»
2
16
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
2.14
2.15
Изготовление моделей
из картона. «Стул».
2
Промежуточная
аттестация.
2
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Раздел № 3 Конструирование из плоских деталей (38 ч.)
3.1.
3.2.
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
Изготовление моделей
из картона. «Подставка
для карандашей»
Изготовление моделей
из картона. «Жилой
дом»
Изготовление моделей
из картона.
«Административное
здание»
Изготовление моделей
из потолочной плиты.
«Самолет»
Изготовление моделей
из потолочной плиты.
«Ракета»
Изготовление моделей
из потолочной плиты.
«Миг-27»
Изготовление моделей
из картона.
«Упрощенная модель
вертолета»
Изготовление моделей
из картона.
«Упрощенная модель
легкового
автомобиля».
Изготовление моделей
из картона. «Лодка с
парусом».
Изготовление моделей
из картона. «Лодка с
треугольным дном»
Итоговое занятие.
4
Итого:
72
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
4
2
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
4
4
4
2
групповая
МБУ ДО
СЮТ
МБУ ДО
СЮТ
4
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
закрепление
полученных
знаний
групповая
групповая
МБУ ДО
СЮТ
групповая
МБУ ДО
СЮТ
2
4
4
2.2. Раздел Программы «Воспитание»
17
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
2.2.1. Аннотация к разделу.
Данный раздел направлен на приобщение обучающихся к традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также
решение проблем гармоничного вхождения детей и подростков в социальный
мир и налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Раздел «Воспитание» Программы решает основную идею комплексного
подхода в образовательном процессе и непосредственно связан с реализацией
Программы в объединении «Занимательное конструирование».
Воспитание ребенка в объединении происходит в процессе обучения и
общения его со сверстниками и педагогами. К данному разделу прилагается
комплекс мероприятий, позволяющих усилить его воспитательный эффект,
достигнуть планируемых результатов Программы, используя разнообразные
формы работы, создать условия для реализации творческого потенциала детей в
духовной и предметно-продуктивной деятельности.
В данном разделе также предусмотрены тематические занятия,
посвященные тематическим праздникам и датам:
- День открытых дверей;
- День учителя;
- День Матери;
- День народного единства;
- Рождество Христово;
- День защитника отечества;
- Международный женский день;
- День космонавтики;
- Пасха в кубанской семье;
- День Победы и др.
По Программе воспитательный процесс осуществляется в двух
направлениях:
- основы предпрофессионального воспитания. Включает в себя
формирование этики и эстетики выполнения и культуры организации своей
творческой деятельности, уважительного отношения к творческой деятельности
других и адекватного восприятия предпрофессиональной оценки своей
деятельности.
- основы социального воспитания. Формирует коллективную
ответственность, умение взаимодействовать с другими членами творческого
коллектива, эмпатию.
Формы воспитательной деятельности по Программе включают в себя:
- беседы на занятиях;
- тематические занятия;
- проектную деятельность;
- участие в акциях детских общественных объединений;
- мастер-классы, встречи с профессионалами;
- экскурсии;
18
- участие в конкурсах, мероприятиях в рамках зонального,
межрегионального, международного сотрудничества и мн. др.
Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и
обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых
потребностей и мотиваций ребёнка, его сознания и приёмов поведения. В
данной Программе предусмотрены следующие методы:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
2.2.2. Цель и задачи воспитания.
Цель: создание условий для усвоения обучающимися социальнозначимых знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут.
Задачи воспитания:
Таблица 6
Направления воспитания
Учебные занятия по Программе
Организация воспитательной
деятельности в детском
объединении
Воспитательные мероприятия в
детском объединении,
образовательной организации
Продуктивное взаимодействие с
родителями
Задачи воспитания
Тематические блоки
Использовать в воспитании
обучающихся возможности
учебного занятия по
Программе как источника
поддержки и развития
интереса к познанию и
творчеству; содействовать к
успеху каждого ребенка.
Способствовать
формированию и
раскрытию творческой
личности каждого ребенка
«Воспитание на учебном
занятии»
Выявление и развитие
творческих способностей,
обучающихся путем
создания творческой
атмосферы в объединении и
в образовательной
организации
Организовать работу с
родителями (законными
представителями)
обучающихся для
совместного решения
проблем воспитания и
социализации детей и
«Ключевые культурнообразовательные события»
19
«Воспитание в детском
объединении»
«Взаимодействие с
родителями»
Индивидуализация
образовательного процесса
подростков
Реализовать
потенциал «Наставничество и
наставничества
в тьютерство»
воспитании
детей
как
основу
поддержки
и
развития
мотивации
к
саморазвитию
и
самореализации
2.2.3. Виды формы и содержание деятельности
Таблица 7
№ п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.7
3.9
3.14
3.15
3.16
3.17
Форма проведения
Название
Дата проведения
мероприятия
Блок 1 «Воспитание на учебном занятии»
Рекламное мероприятие,
День открытых дверей
Сентябрь
предполагающее свободный
доступ родителей (законных
представителей), обучающихся в
учебные кабинеты МБУ ДО СЮТ
для участия в открытых мастерклассах
Посещение выставки декоративно- День героев Отечества
Декабрь
прикладного творчества,
организованной в рамках Дня
героев Отечества
Занятие-игра
«Волшебно Рождество» Январь
Занятие-презентация
«Пасха в кубанской
Март
семье»
Занятие-игра
Логоритмические игры
Апрель
Блок 2. «Воспитание в детском объединении»
Игры на знакомство и сплочение
«Здравствуй, друг!»
Сентябрь
коллектива
Игра-викторина
«Золотая осень»
Октябрь
Урок-мужества
«Блокадный Ленинград. Январь
Будем помнить»
Исторический час
«Судьбы,
опаленные Февраль
Афганистаном»
Исторический час
Дети – герои великой
Май
Отечественной войны»
Блок 3. Ключевые культурно-образовательные события
Участие в районом конкурсе в «День матери»
Ноябрь
преддверии Дня матери
Участие во Всероссийской акции «Белый цветок»
Ноябрь
(акция)
Участие во Всероссийской акции, «Песни Победы»
Май
посвященной Дню Победы
Участие во Всероссийской акции, «Наследники Победы»
Май
посвященной Дню Победы
Участие во Всероссийской акции, «Окна Победы»
Май
посвященной Дню Победы
Участие в ежегодном праздничном «Венок Славы»
Май
концерте, посвященном ветеранам
20
4.1
5.1
5.2
5.3
Великой Отечественной войны
Блок 4. «Взаимодействие с родителями»
Индивидуальные беседы
Консультации для
родителей
Блок 5. «Наставничество и тьютерство»
Наставничество в объединении
Мастер-класс для детей
с ОВЗ.
Беседы.
Коллективные проекты.
Разработка
индивидуальных
образовательных
маршрутов
Проектный метод
Разработка
индивидуальных
и
групповых творческих
проектов
Блок 6. «Профессиональное самоопределение»
Игра-викторина
«Кем бы я хотел стать,
когда вырасту?»
Игра-упражнение
«Выбор за тобой»
Викторина
«Найди профессию»
Квиз
«Мир
профессий
будущего»
В течении года
Сентябрь - май
Сентябрь
Январь - июнь
Сентябрь
Октябрь
Март
Май
2.2.4. Оценка результативности реализации раздела «Воспитание»
Таблица 8
Результаты воспитания,
социализации и саморазвития
обучающихся
Форма
проведения
Входная
диагностика
название
Анкетирование
Мониторинг
Игровые
методики
Тестирование
Психологопедагогическая
диагностика для
изучения детского
коллектива.
Анкета по изучению
потребностей и
интересов обучающихся
Мониторинг уровня
удовлетворённости
образовательным
процессом в
объединении
«Выявление лидера в
детском коллективе»
«Карта интересов»
(профориентация
обучающихся)
2.3. Условия реализации Программы.
Занятия по Программе проводятся:
21
сроки
проведения
Сентябрь
Ноябрь
Апрель
Сентябрь
Март
- В кабинете, соответствующем требованиям СанПиНа, имеются: стулья
15 штук, ноутбук, USB носитель.
На занятиях используются аудио, видео, фото, электроннообразовательные ресурсы. Каждое занятие начинается с зарядки.
Психолого-педагогические условия реализации Программы:
- создание условий для свободы выбора в учебном процессе;
- побуждение к рефлексии - самоанализу учебной деятельности,
выявлению собственных затруднений и ошибок, а также обучение умениям и
навыкам путем «погружения» в творческую вокальную деятельность;
- психологическая поддержка в самоопределении;
- предоставление самостоятельности и возможности самоконтроля в
проектно-творческой деятельности,
- использование ИКТ во взаимодействии педагога с родителями, как
вариативной формы просветительской поддержки в вопросах воспитания и
обучения;
- эмоциональный комфорт в общении и отношениях.
Информационно-коммуникационные
и
методические
условия
реализации Программы:
- дидактическое сопровождение на электронных и бумажных носителях по
каждому разделу образовательной программы, наглядные пособия (в т.ч.
собственного изготовления), технические средства, подписные издания, видео
материалы;
- наличие группы в VK Мессенджер для обучающихся и родителей;
- сайт образовательного учреждения с еженедельной обновляемой учебной
и организационной информацией для педагогов, родителей и обучающихся;
- страничка в социальных сетях: https://vk.com/tehniktem
- дидактические пакеты на электронных и бумажных носителях;
- программное обеспечение (в том числе видео редакторы).
Информационное обеспечение:
Интернет-источники:
- https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Краснодарского края
- https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования
детей Краснодарского края».
- http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы
дополнительного образования.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющей
по профилю деятельности профессиональное высшее образование или средние
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования, имеющий соответствующую классификацию
и профессиональное образование в области, соответствующей профилю
Программы. По данной программе работает педагоги дополнительного
образования Твердая Инна Николаевна, Сазонова Ольга Михайловна.
22
2.4. Формы аттестации.
Обучающиеся объединения «Занимательное конструирование» проходят
аттестацию (входную, текущую, промежуточную и итоговую). Она проводится
в формах, определенных учебным планом как составной частью
образовательной Программы (тестирование, опрос, беседа).
По итогам прохождения аттестации возможно определение дальнейшего
маршрута ребенка.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- проведение мероприятий для родителей;
- проведение открытых занятий;
- участие в тематических мероприятиях;
- участие в конкурсах и выставках и др.
Способы определения результативности:
- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые.
Формы аттестации
Таблица 9
Виды контроля
Входной
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Задачи
Диагностика
уровня вновь
поступивших
детей
практических
умений и
творческих
способностей
Выявление
динамики
творческого
развития, успехов
в практикоориентированной
деятельности.
Акцент на успехи
или недостатки в
работе над
отдельными
темами
Анализ уровня
освоения раздела,
темы.
Сроки
Сентябрь,
октябрь
На каждом
Просмотр работ,
учебном занятии. рефлексия,
наблюдение,
самооценка и
самодиагностика
Проводится по
окончании
изучения
каждого раздела
Анализ
уровня В конце
освоения
учебного
материала.
года
23
Формы
Педагогическое
наблюдение.
Практические
задания,
анкетирование,
тестирование
Участие в
конкурсах и
выставках, зачеты
по разделам.
презентация,
защита проектов
на итоговом
занятии, в рамках
районной
творческой
олимпиады,
внешняя
экспертиза,
экспертные
опросы.
Конкурсы.
2.5. Оценочные материалы.
В качестве оценки творческой деятельности детей по данной Программе
могут использоваться:
- анализ формирования у обучающегося навыка самостоятельно оценивать
свои действия;
- анализ результатов основных этапов освоения Программы;
- самостоятельная практическая работа;
- опрос, тестирование, собеседование;
- количество обучающихся, желающих продолжить дальнейшее обучение
по Программе.
Оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения
практических умений и навыков, а также уровень эмоциональнопсихологической готовности обучающихся к занятиям по Программе будет
проходить по 3-х бальной системе:
Таблица 10
Виды
контроля
Входной
Текущий
Итоговый
Низкий
Базовый
Повышенный
Не может ответить на
все вопросы
Отвечает с подсказками
педагога
Отвечает
самостоятельно
Владеет изученным
материалом на
уровне опознания,
различения,
соотнесения.
Умеет выполнять
Типовые задачи с
помощью педагога.
Не сформированы
ценностные
понятия, не
развиты
эмоции сочувствия,
ребенок не владеет
навыками контроля
и саморегуляции
поведения,
не может
длительное
время держать
Нравственные
ценности, нормы
и правила
декларируются, но
не осознаны
ребенком, частично
проявляются в его
поведении и
эмоциональных
отношениях.
Ситуативное
Проявление контроля,
Умеет
самостоятельно
решать
поставленные
типовые
задачи.
Ребенок осознает и
применяет во
взаимодействии
с другими
нравственные нормы
и правила поведения,
эмоционально
реагирует на
состояния других
детей и готов прийти
на помощь. Владеет
навыками
24
в голове правило
и образец,
действовать
по инструкции,
не умеет
договариваться в
процессе
«совместной
деятельности
и осуществлять
взаимопомощь.
самоконтроля и
саморегуляции,
соблюдает правила
при напоминании
педагога, владеет
некоторыми
навыками
конструктивного
взаимодействия
самоконтроля и саморегуляции, способен
выполнять правила в
деятельности и
действовать по
предложенной
инструкции, владеет
навыками
конструктивного
взаимодействия
2.6. Методические материалы.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, игровой, и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы
обосновывается с позиции профиля деятельности.
Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными
людьми, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник,
практическое занятие.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, инновационные технологии, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология,
технологии обучения
Работая с материалами, можно применять как традиционные формы
работы, так и новые педагогические технологии.
1. Педагогические технологии:
- здоровъесберегающие;
- игровые технологии обучения.
2. По подходу к ребенку:
- личностно-ориентированные;
- гуманно-личностные технологии.
-технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания.
3. По организационным формам:
Групповые технологии предполагают фронтальную работу, групповую
(одно задание на разные группы), межгрупповую (группы выполняют разные
задания в рамках общей цели), работу в статичных парах.
Технология
дифференцированного
обучения
предполагает
дифференциацию по возрасту, уровню развития; позволяет осуществлять
развивающее - дифференцированное обучение с учетом разнообразия состава
обучающихся. Основные методы организации деятельности обучающихся на
занятиях следующие: групповой, метод индивидуальных занятий.
25
Групповой метод.
Групповой метод более эффективно позволяет контролировать
обучающихся и вносить необходимые коррективы: направлять внимание на
группу, выполняющую более сложные задания, или на менее подготовленную
группу.
Наряду с данными методами формирования знаний, умений, навыков
применяются методы стимулирования познавательной деятельности:
поощрение; опора на положительное; контроль, самоконтроль, самооценка.
Основные навыки и умения у обучающихся младшего возраста
формируются, а у старшего - совершенствуются.
В основе процесса обучения лежат следующие методические принципы:
- единство художественного и технического развития, обучающегося;
- постепенность и последовательность в овладении вокальных навыков;
- применение индивидуального подхода к обучающимся.
Основными формами организации деятельности обучающихся на
занятиях являются:
- индивидуальные, групповые.
Индивидуальная - самостоятельное выполнение заданий;
Групповая - предполагает наличие системы «педагог-группа учащихся».
Формы занятий:
- учебное занятие;
- открытые занятия;
- мастер-классы;
- конкурсы;
- выставки.
Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов,
которые вызывают у детей желание обучаться творчеству.
Методы обучения:
- Иллюстративный (рассказ и показ);
- рекомендации. Проводить занятия в форме игры.
Словесный метод. Это беседа об использовании плетенных изделий в
интерьеры
Алгоритм учебного занятия
Таблица 11
Часть занятия
I Организационная
часть.
II Основная часть.
Содержание
Приветствие с детьми. Установление
эмоционального контакта с детьми. Мотивация,
настройка внимания на занятие.
Подготовка материала для работы, выполнение
работы
Рассказ педагога об истории и области
применения плетенного изделия.
Динамическая пауза (физкультминутка)
Проведение практической работы. Изучение
новой темы
26
Время
5 минут
20 минут
5 минут
3 минуты
10 минут
III
Заключительная Создание положительного настроя у детей на
2 минуты
часть.
взаимодействие с педагогом и дальнейшее
посещение занятий
Подведение итогов (рефлексия) Самоанализ
Итого: 45 минут
2.7. Список литературы
Список литературы для педагогов:
1. Герасимов А.А. Макетирование из бумаги и картона: учебно-методическое
пособие / А.А. Герасимов, В.И. Коваленко. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.
Машерова», 2010. –167с
2. Калинин Ю.М. Архитектурное макетирование: учеб. пособие / Ю.М.
3. Калинин, М.В. Перькова. ─ Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. ─ 117 с.
[электронный ресурс] http://www.studfiles.ru
4. Калмыкова Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие /
Н.В.Калмыкова, И.А. Максимова. - М.: ИД КДУ, 2014. – 80с.
Список литературы для обучающихся:
1. Бурдеева Е.В. Методические рекомендации «Бумажная пластика в
декоративном оформлении» [электронный ресурс] http: www.openclass.ru
2. Выгонов В.В. Ажурные изделия. 1-4 классы. – М.: Экзамен, 2014. – 95с.
3. Выгонов В.В. Летающие модели. 1-4 классы. - М.: Экзамен, 2014. – 95с.
4. Выгонов В.В. Технология. Изделия из бумаги. 1-4 классы. - М.: Экзамен,
2013. – 95с.
Список литературы для родителей:
1. Афонькина, С. Ю. Цветы и вазы оригами. [Текст] / С. Ю. Афонькина.,
Е. Ю. Афонькина.- Спб.: Издательство Дом «Кристалл», 2002.- 231с
2. Афонькина, С. Ю. Драконы и динозавры: Оригами для знатоков. [Текст] / С
3. Академия детского творчества 365 поделки из бумаги и картона Джон
Рассел, Говард Ольтен 2011
4. Васильева Л., - Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика,
2000
5. Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Техники. Приемы. Изделия: Энциклопедия.
[Текст] / Ф
6. Джоунс.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. -160с. 6 Долженко, Г.И. 100 поделок из
бумаги. [Текст] / Г.И. Долженко. – Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг, 2002. - 144с
7. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001
8. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги — Ярославль
Академия развития,2001
9. РэйГибсон. Наши руки не для скуки. – М.: Издательство «Росмен», 2005
10. Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами. [Текст] / Т.Б. Сержантова.- М.:
Айрис – пресс, 2003.-192с
27
11. Столяров, С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. [Текст] / С.В.
Столяров. - Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг,
2000. -112с
12. Трумпа Э. А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) — М.
Учпедгиз, 2003
13. Острунов Н.Д. Оригами динамические, – М.: Айрис-пресс, 2005 2.7.3.
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)
1.Бумажная мозаика. Автор: Ханна Линд. Количество страниц: 32 стр.
Издательство: Айрис, 2007 г.
Интернет- ресурсы:
1. Сорокина М.В. Родительские установки [Электронный ресурс] – Режим
доступа: URL: https://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/10105roditelskieustanovki
2. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] http://nsportal.ru
3. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]www.edu.ru
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
[Электронный ресурс]. - www.fcior.edu.ru
5. Фестиваль педагогических идей. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru
28
Приложение 1
Диагностическая карта итоговый мониторинг результативности обучения
Учащегося____________________________________________________________________
ФИО
по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: год (144ч.)
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
учащегося:
1.1Теоретические
знания
1.2 Владение
специальной
терминологией
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Соответствие
теоретических
знаний
учащегося
программным
требованиям.
- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
- минимальный уровень
(учащийся избегает
употреблять специальные
термины);
- средний уровень
(учащийся сочетает
специальную
терминологию);
- максимальный уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием)
Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологией.
и
2.Практическая
подготовка
учащегося:
29
На
начало
обучен
ия
На
оконча
ние
обучен
ия
2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям.
2.2 Владение
специальным
оборудованием,
оснащением
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения.
2.3 Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий.
3. Общие учебные
умения и навыки
3.1Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных умений и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и
навыков составляет более
½)
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
- минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием,
оснащением);
- средний уровень
( работает с оборудованием,
оснащением с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(учащийся
работает
с
оборудованием,
оснащением не испытывает
особых трудностей).
начальный
уровень
умений
(учащийся
в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания педагога);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания по образцу);
творческий
уровень
(выполняет
практические
задания
с
различными
элементами)
Самостоятельность
- минимальный уровень
в подборе и анализе умений (учащийся
литературы.
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
30
3.1.2Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.1.3Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу
3.2Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1Умение
слушать и
слышать педагога
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
пользовании умений (учащийся
компьютерными
испытывает серьезные
источниками
затруднения при работе,
информации.
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
учебной умений (учащийся
исследовательской
испытывает серьезные
работе.
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога.
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
31
3.2.2Умение
выступать перед
аудиторией
Свобода владения и
подачи учащимися
подготовленной
информации.
3.2.3 Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии
Самостоятельность
в
построении
дискуссионного
выступления, логика
в
построении
доказательств.
3.3Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1Умение
организовать свое
учебное, рабочее
место
Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать
его
за
собой.
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
32
3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности
трудностей).
Соблюдение
- минимальный уровень
реальных навыков (учащийся овладел менее
соблюдения правил чем ½ объема навыков
безопасности
соблюдения правил
программным
безопасности,
требованиям.
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренный
программой за конкретный
период).
Приложение 2
КИМ для итоговой аттестации дополнительной общеразвивающей
программы "Занимательное конструирование"
Задание 1. Создание поделки из бумаги.
- Цель: Развить навыки работы с бумагой и ножницами.
- Описание задания:
Изготовьте поделку в виде животного или растения из цветной бумаги.
Используйте ножницы, клей и любые дополнительные материалы (например,
пуговицы, нитки).
- Критерии оценки:
- Оригинальность идеи
- Аккуратность выполнения
- Использование различных техник (оригами, вырезание, аппликация)
Задание 2. Конструирование из природных материалов.
- Цель: Познакомить детей с природными материалами и их использованием в
творчестве.
- Описание задания:
Создайте композицию из собранных природных материалов (шишки, листья,
камни, веточки). Это может быть пейзаж, фигура животного или абстрактная
работа.
- Критерии оценки:
- Эстетическое восприятие
- Творческий подход
- Сложность выполнения
33
Задание 3. Работа с пластилином или глиной.
- Цель: Развить мелкую моторику и воображение.
- Описание задания: Слепите фигурку любимого героя из мультфильма или
книги. Используйте различные цвета пластилина, добавляйте детали.
- Критерии оценки:
- Уровень детализации
- Соответствие образу
- Техника работы с материалом
Задание 4. Создание поделки из вторичных материалов.
- Цель: Воспитание бережного отношения к природе и понимание важности
переработки.
- Описание задания: Используя ненужные материалы (пластиковые бутылки,
крышки, картонные коробки), создайте новую полезную вещь (например,
игрушку, органайзер).
- Критерии оценки:
- Функциональность изделия
- Идея переработки
- Эстетика исполнения
Задание 5. Презентация своей работы
- Цель: Научить детей уверенно представлять свои творения.
- Описание задания:
Подготовьте краткое выступление о своей поделке: расскажите о процессе
создания, используемых материалах и идее.
- Критерии оценки:
- Четкость и логичность рассказа
- Уверенность в себе
- Способность отвечать на вопросы
34