ДООП Плетение из Лозы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
станицы СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета МБУДО СЮТ
Директор МБУДО СЮТ
от «11» марта 2025г.
___________ Е.А. Отрошко
Протокол № 2
М.П.
«12» марта 2025г.
Приказ № 40
от «12» марта 2025г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛОЗЫ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год – 144 ч.
Возрастная категория: от 10 до 17 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 63797

Автор-составитель:
Хвостик Надежда Григорьевна,
педагог дополнительного образования

ст. Старотитаровская, 2025

Содержание
Введение
3
1. Нормативно-правовая документация Программы
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание и планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
5
1.1.1. Направленность
5
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
5
программы
1.1.3. Отличительные особенности программы
6
1.1.4. Адресат программы
6
1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации
7
1.1.6. Формы обучения
8
1.1.7. Режим занятий
9
1.1.8. Особенности организации учебного процесса
9
1.2. Цель и задачи программы
11
1.2.1. Цель программы
11
1.2.2. Задачи программы
11
1.3. Содержание программы
12
1.3.1. Учебный план
12
1.3.2. Содержание учебного плана
14
1.3.3. Планируемые результаты
16
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающих формы аттестации».
2.1. Календарный учебный график программы
18
2.2. Раздел программы «Воспитание»
19
2.3. Условия реализации программы
23
2.4. Формы аттестации
24
2.5. Оценочные материалы
25
2.6. Методические материалы
26
2.7 Список литературы для педагога
29

2

ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Плетение из лозы» по технической направленности (далее – Программа)
ознакомительного уровня, является модифицированной, разработана на основе
программ педагогов дополнительного образования, работающих в
соответствующем направлении.
Программа ежегодно обновляется с учетом динамичного развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Это
позволяет обеспечить актуальность содержания Программы, соответствие
современным требованиям образовательного процесса и индивидуальным
потребностям обучающихся. Регулярное пересмотр и обновление материала
гарантирует внедрение новых методов обучения, использование современных
технологий и актуальных данных, что способствует дальнейшему развитию
детей, их всемирному восприятию и интеграции в современное общество.
Такой подход обеспечивает не только высокое качество образования, но и
формирует у обучающихся критическое мышление и готовность к жизни в
быстро меняющемся мире".
1. Нормативно-правовая база
Программа способствует развитию коммуникативных и творческих
способностей обучающихся, разработана согласно требованиям следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и
дополнениями).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р).
6. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 сентября 2020 г. № 500
«Об утверждении примерной формы договора об образовании по
дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального

3

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
(действует до 1 сентября 2028 г).
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил СанПин 1.2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди
обитания».
13. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо
Минобрнауки от 18 декабря 2015 г. № 09-3242.
14. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
15. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки от
24.06.2020 г. № 47.01-13-6067/20).
16. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования
Станция
юных
техников
станицы
Старотитаровской
муниципального образования Темрюкский район.

4

Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Плетение из лозы» технической направленности (далее – Программа),
ориентирована на обучение детей и подростков навыкам плетения из бумаги.
Она способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческого
мышления и усидчивости у участников. Кроме того, такая программа позволяет
изучать материалы, развивать чувство прекрасного и навыки ручной работы.
1.1.1. Направленность
Программа
имеет
техническую
направленность
и
призвана
способствовать формированию и развитию индивидуальных творческих
способностей обучающихся, их самовыражению и самоопределению.
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Программы.
Новизна. Программа "Плетение из лозы" представляет собой
инновационный подход к образованию, поскольку она сочетает в себе
элементы ручной работы, дизайна и экологического воспитания. Она позволяет
детям и подросткам изучать и использовать натуральные материалы для
создания различных изделий. Такой подход способствует развитию у
участников программы творческих навыков, способностей к самовыражению и
позволяет им узнавать о природе через практическое взаимодействие с ней.
Данный подход способствует формированию у учащихся уважения к природе,
развитию навыков ручной работы и творчества, и нацелен на то, чтобы каждый
участник мог развить свои уникальные способности и творческий потенциал.
Актуальность: Программа "Плетение из лозы" остаётся актуальной и
востребованной в современном мире по нескольким причинам.
Во-первых, она помогает детям развивать творческие и ручные навыки,
что особенно важно в эпоху цифровых технологий, когда подростки могут
утратить
интерес
к
традиционным
видам
ремесел.
Во-вторых, программа способствует экологическому воспитанию,
поскольку при работе с различными материалами участники узнают о природе,
её
ценности
и
уникальности.
Таким образом, программа "Плетение из лозы" представляет собой актуальный
и ценный ресурс для развития у детей и подростков творческих способностей,
уважения к окружающей среде и умений работать с материалами.
Программа реализуется в сельской местности, что особенно важно для
повышения уровня образовательных услуг и доступности знаний для детей и
подростков, проживающих вне городских агломераций. В условиях
удаленности от крупных учебных заведений данная Программа обеспечивает
равные возможности для развития, содействует социализации обучающихся и
помогает преодолеть цифровой разрыв.

5

Педагогическая целесообразность. Программы заключается в
следующем:
- развитие творческих способностей: Программа способствует развитию
механической памяти, производственного внимания;
- развитие коммуникативных навыков: постоянного взаимодействия с
другими участниками группы и педагогом, что способствует развитию
социальных навыков и навыков общения;
- повышение самооценки и уверенности в себе: участие в конкурсах
помогают обучающимся осознать свой потенциал и повысить уверенность в
своих силах;
- расширение кругозора: Программа включает в себя изучение различных
техник плетения, что расширяет кругозор обучающихся;
1.1.3. Отличительные особенности Программы.
Отличительные особенности.
Учебный план Программы направлен на знакомство обучающихся с
историей лозоплетения и основами плетения. Она поможет привить интерес к
истокам народного творчества, осваивают новые стили и направления, научатся
выполнять простые и более сложные работы.
1.1.4. Адресат программы: данная Программа рассчитана на
обучающихся в возрасте от 10 до 17 лет. Набор обучающихся производится без
специальной подготовки, требований к физическому развитию, независимо от
половой принадлежности, испытывающие трудности в обучении и развитии.
Группы формируются по результатам входной диагностики. Количество
обучающихся по Программе в группе – 15 человек.
В Программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации. В случае если дети этих
категорий будут зачислены на данную Программу, предполагается разработка
индивидуальных образовательных маршрутов для данной категории
обучающихся.
В рамках Программы предусмотрена возможность работать в малых
группах в зависимости от особенностей творческой деятельности с каждой
возрастной категорией обучающихся. Педагогом проводится индивидуальная
работа с некоторыми обучающимися, чтобы обеспечить полноценное развитие
каждого участника образовательного процесса.
Обучение по Программе предоставляется как для вновь пришедших
обучающихся, никогда не занимавшихся в объединении, так и для опытных
обучающихся.
Состав групп - разновозрастной. Развитие детского коллектива в
разновозрастной группе предполагает развитие отношений наставничества, как
волонтерского вида деятельности активных обучающихся, готовых понять,
принять и помочь другим ребятам.
Запись на Программу осуществляется через систему заявок на сайте АИС
«Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» по
6

следующей
ссылке:
https://xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn-d1acj3b/directivities?municipality=38&organizer=44
Программа предполагает индивидуальный подход к каждому
обучающемуся на основе их возрастных и творческих потребностей.
Психолого-педагогические особенности адресата Программы для
обучающихся в возрасте от 10 до 17 лет:
В этом возрасте подростки активно развиваются как в физическом, так и
в психологическом плане. Они становятся более самостоятельными, у них
формируется собственное мнение и интересы.
Психолого-педагогические особенности обучающихся в рамках данной
возрастной категории включают следующее:
- развитие социальных навыков: обучающиеся учатся работать в команде,
общаться с другими людьми, решать конфликты;
- развитие творческих способностей: Программа предоставляет
возможность для выражения своих мыслей и идей;
- развитие эмоциональной сферы: обучающиеся учатся понимать свои
эмоции и управлять ими, что помогает им лучше справляться с различными
жизненными ситуациями;
- развитие познавательных процессов: Программа помогает улучшить
внимание, память, мышление;
- развитие коммуникативных навыков: общение с педагогами,
родителями помогает подросткам научиться эффективно взаимодействовать с
окружающими;
- развитие лидерских качеств: участие в творческих проектах и
мероприятиях Программы способствует формированию у обучающихся
лидерских навыков;
- развитие самооценки: Программа дает возможность обучающимся
оценить свои достижения и успехи, что способствует формированию
адекватной самооценки;
- развитие самостоятельности: Программа предоставляет обучающимся
возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за
свои действия.
1.5. Уровень Программы, объем и сроки реализации.
Программа ознакомительного уровня. Программа рассчитана на 1 год
обучения. Общее количество часов- 1 год обучения - 144 часа (по 2 часа 2 раза в
неделю).
Матрица программы:
Таблица1
Уровень
программы
Специфика
целеполагания

Ознакомительный
Познакомить с историей и развитием художественного плетения;
обучить правильному положению рук при плетении, пользованию
инструментами;
познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
научить чётко выполнять основные приёмы плетения;
обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по

7

Критерии, объём и
сложность

Применяемые
методы и
технологии
Формы и методы
диагностики

Ожидаемые
результаты
(предметные,
метапредметные,
личностные)

плетению;
научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Подготовка обучающихся к участию в конкурсах;
развитие мотивации к самосовершенствованию.
Развитие социальных и коммуникативных навыков в процессе работы в
группе и взаимодействия с педагогом.
Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие индивидуального
потенциала обучающихся и помощь в определении их профессиональных
интересов.
- развить образное мышление;
- развить внимание;
- развить моторные навыки;
- развить творческие способности;
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация, практика и обратная
связь).
Продуктивный, творческо-поисковый и эвристический методы
(индивидуальный подход к каждому обучающемуся, работа над развитием
критического мышления, анализ и оценка работы на конкурсах)
Наблюдение
Наблюдение, тестирование, анкетирование и интервьюирование.
Наблюдение, тестирование, анкетирование и интервьюирование, проведение
мастер-классов, участие в конкурсах, а также самоанализ выполненной
работы обучающихся.
Предметные:
- освоение основных элементов техники: скручивание трубочки, покраска,
грунтовка;
- правильное постановление рук;
- основные приемы плетения;
- изготовление картонного дня;
- плетение круглого дна;
- изготовление формы для плетения.
Метапредметные:
- развитие эстетического отношения к действительности
- развитие творческих способностей
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Личностные:
- формирование уверенности в себе и готовности выступать перед
аудиторией;
- развитие эмоциональной выразительности и эмоциональной отзывчивости.

1.1.6. Форма обучения.
Форма обучения – очная, (частично предусмотрены занятия в
дистанционной форме обучения, по необходимости), групповая (возможна
работа малыми группами, индивидуальная работа).
Форма
организации
занятий:
групповая,
мелкогрупповая,
индивидуальная.
Если по каким-то причинам ребенок не может посещать очные занятия,
Программа предусматривает возможность использования дистанционных
технологий. Это позволяет детям продолжать обучение, не выходя из дома, и
успешно осваивать материал. В связи с этим, в Программу были включены
8

дистанционные занятия, проводимые через Интернет (VK Мессенджер и
Сферум). Они не заменяют полноценное освоение Программы в режиме
оффлайн.
1.1.7. Режим занятий.
Обучение проводится в группах, продолжительность каждого занятия –
представлена в таблице 2. После каждого занятия 10 минутный перерыв; по
количеству часов в неделю и по наполняемости групп Программа соответствует
требованиям СанПиНа).
Режим занятий:
Таблица2
Год обучения

1

Продолжительность
занятия (часов)

Периодичность
в неделю

35 -45 минут

по 1
академическому
часу 2 раза в
неделю

Количество
часов в
неделю
2

Количество
недель в году
36

Всего часов в
год
72

1.1.8. Особенности организации образовательного процесса.
Обучающиеся, сформированы в группы; состав группы постоянный;
занятия групповые (возможна работа малыми группами); виды занятий по
Программе определяются содержанием Программы и могут предусматривать
лекции, беседы, практические занятия, тематические занятия, выполнение
самостоятельной работы, творческие отчеты и другие виды учебных занятий и
учебных работ.
В каждом разделе Программы предусмотрены задания разной степени
сложности для детей с разной степенью подготовки. Наличие в одной группе
обучающихся не только разного возраста, но и детей разного уровня
подготовки определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и
использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных
форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой
организации в учебно-воспитательном процессе новый материал всем
обучающимся дается на одну тему, которая предполагает разный характер
заданий для каждого возраста и уровня обучающихся. Разновозрастные группы
имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и
учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым
тоже учатся.
Содержание Программы допускает некоторые изменения в содержании
занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного
материала на усмотрение педагога. В Программе предусмотрено участие детей
в обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и
каждого обучающегося. И чем чаще дети участвуют в совместном анализе,
рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной
самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение
и суждение, слушать других. Также важно участие каждого обучающегося в
концертной деятельности, конкурсах, праздниках коллектива, образовательных

9

проектах и др. Это повышает самооценку и увеличивает интерес к выбранному
виду деятельности.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
- индивидуальный подход: каждый ребенок имеет свои особенности,
поэтому Программа предусматривает индивидуальный подход к обучению.
Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и ребенком.
Подбор индивидуальных творческих заданий необходимо производить с
учетом
личностных
особенностей
каждого
обучающегося,
его
заинтересованности и достигнутого уровня подготовки;
- постепенное усложнение: Программа построена таким образом, чтобы
обучающиеся могли постепенно осваивать новые навыки и умения;
- вовлечение в творческий процесс: Программа предполагает участие
обучающихся в конкурсах и других мероприятиях, что способствует развитию
их творческих способностей;
- сотрудничество с родителями: Программа предусматривает активное
участие родителей в образовательном процессе, что помогает создать
атмосферу поддержки и взаимопомощи;
- культуросообразности и природосообразности: в Программе
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание
Программы опирается на традиции и культуру народов России, и
региональный компонент.
- системности: полученные знания, умения и навыки, обучающиеся
системно применяют на практике. Это позволяет использовать знания и умения
в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что способствует
самовыражению обучающегося, развитию его творческого потенциала;
- наглядности: использование наглядности повышает внимание
обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует
развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Таблица 3
Название уровня
Базовый
Способ
выполнения Продуктивный
деятельности
Метод
исполнения По памяти, по аналогии
деятельности
Программа может учитывать запросы родителей, детей и педагогов.
Родители могут высказывать свои пожелания относительно содержания
Программы, методов обучения и расписания занятий. Дети могут предлагать
свои идеи по выбору выполняемой работы и участию в конкурсах. Педагог
может вносить свои предложения по улучшению Программы, исходя из своего
опыта и знаний. Таким образом, Программа может быть адаптирована для
удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.
Образовательный запрос выражается в потребности сохранения,
укрепления
здоровья,
эмоционального
комфорта,
формирования

10

коммуникативных навыков и лидерских компетенций обучающихся.
1.2. Цель и задачи Программы.
1.2.1. Цель Программы: создание условий для развития творческих
способностей и формирование активной, саморазвивающейся личности
ребенка.
1.2.2. Задачи Программы (общие):
Предметные (обучающие) задачи:
-освоение основных элементов техники:
скручивание трубочки, покраска, грунтовка;
- правильное постановление рук;
- основные приемы плетения;
- изготовление картонного дна;
- изготовление формы для плетения.
Метапредметные (развивающие) задачи:
- развитие эстетического отношения к действительности;
- развитие творческих способностей;
- развитие фантазии;
- выработка эстетического и художественного вкуса.
Личностные (воспитательные) задачи:
- формирование уверенности в себе и готовности выступать перед
аудиторией.
- развитие эмоциональной выразительности и эмоциональной
отзывчивости.
Задачи Программы по годам и уровням обучения:
Таблица 4
Уровень
Программы

Задачи

Ознакомительный
– 1 год обучения

Предметные задачи:
- освоение основных элементов техники:
- скручивание трубочки, покраска, грунтовка;
- правильное постановление рук;
- основные приемы плетения;
- изготовление картонного дна;
- изготовление формы для плетения.
Метапредметные задачи:
- развитие эстетического отношения к действительности;
- развитие творческих способностей;
- развитие фантазии;
- выработка эстетического и художественного вкуса.
Личностные задачи:
- формирование уверенности в себе и готовности
выступать перед аудиторией.
- развитие эмоциональной выразительности и
11

эмоциональной отзывчивости.
1.3. Содержание Программы.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием программ по
психологии и педагогике, обеспечивает единство развития, воспитания и
обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные
виды работ:
- теоретические занятия: изучение свойств бумаги, изучение техники
скручивание трубочки, изучение основных видов и узоров плетения, расчет
стоек;
- практические занятия: освоение техники скручивание бумажной
трубочки, плетение круглого дна, поднятие стоек, выполнение различных
узоров и выполнение загибки;
- индивидуальные занятия: постановка рук при скручивании бумажной
трубочки и выплетании узора, техники исполнения;
- групповые занятия: участие в конкурсах;
1.3.1. Учебный план
Учебный план
Таблица 5
№
п/п
1.1.
2.1.

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Раздел № 1 «Знакомство с Программой» (2 ч.)
Вводное занятие. Техника безопасности
2
2
Раздел № 2 «Основы материаловедения» (30 ч.)
Основные виды бумаги, изучение
2
2
направления волокон.

2.2.

Нарезка бумаги.

4

-

4

2.3.

Скручивание бумажной лозы.

12

2

10

2.4.

Покраска бумажной лозы.

6

2

4

2.5.

Грунтовка бумажной лозы.

6

2

4

3.1.

Раздел №3 Основные приемы плетения (26 ч.)
Изготовление картонного дна
2
2

12

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями

3.2.

Изготовление формы для плетения

4

-

4

3.3.

Круглая корзинка с картонным дном

10

2

8

3.4.

Квадратная корзинка с картонным дном

10

2

8

4.1.

Раздел № 4 «Основные узоры» (20 ч.)
Узор: «веревочка из двух»
2
-

2

4.2.

Узор: «веревочка из трех»

2

-

2

4.3.

Выплетание стенок узорами:
«веревочка из двух»,
«веревочка из трех».

4

-

4

4.4.

Узор: «ситец и двух»

4

-

4

4.5.

Круглая корзинка из бумажной лозы
узором: «ситец».

6

6

5.1.

Раздел № 5 «Плетение по кругу» (38 ч.)
Плетение по кругу. Приемы наращивания.
8
-

8

5.2.

Изготовление подставки под горячее

10

-

10

5.3.

Изготовление сервировочной салфетки

10

-

10

5.4.

Изготовление карандашницы

10

-

10

6.1.

Раздел № 6 «Плетение корзин» (18 ч.)
Выплетание круглого дна, расчет стоек.
10
-

13

10

Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Педагогическое
наблюдение,
прослушивание,
опрос
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями

6.2.

Поднятие стоек, выплетание стенок
корзины.

8

-

8

Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями
Усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями

7.1.

Раздел № 7 «Плетение на каркасе» (10 ч.)
Изготовление каркаса, установка стоек
2

2

7.2.

Выплетание стенок

2

2

7.3.

Оплетание каркаса и обработка изделия

4

-

4

7.4.

Итоговое занятие

2
144

2
12

132

Итого:

1.3.2. Содержание учебного плана.
Содержание учебного плана.
Раздел № 1 «Знакомство с Программой» (4 ч.).
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности (4 часа).
Теория: Обзор Программы: темы и направления, сложность заданий.
Правила поведения на занятиях и в учреждении. Основные правила техники
безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Правила по ТБ, работы в актовом зале и с оборудованием.
Демонстрация педагогом ДО основных приемов работы с материалами и
инструментами.
Раздел № 2 «Основы материаловедения» (32 ч.).
Тема 2.1. Основные виды бумаги, изучение направления волокон (2 часа).
Теория: Основные виды бумаги, газетная, офисная. Нахождение
правильного направление волокон.
Тема 2.2. Нарезка бумаги (4 часов).
Теория: Техника безопасности, подготовка инструментов и рабочего
места.
Практика: Нарезка бумаги на подложке канцелярским ножом.
Тема 2.3. Скручивание бумажной лозы (12 часов).
Теория: Подбор спицы, и правильное положение рук.
Практика: Накручивание трубочек на спицу.
Тема 2.4. Покраска бумажной лозы (6 часов).
Теория: Основные виды используемых материалов для покраски
бумажной лозы.
Практика: Покраска трубочек марилкой на водной основе и другими
материалами. Высушивание трубочек.
Тема 2.5. Грунтовка бумажной лозы (6 часов).

14

Теория: Изучение основных материалов для грунтовки и обработки
бумажной лозы перед плетением.
Практика: Доведение акрилового лака до нужной консистенции.
Обработка бумажной лозы, просушка.
Раздел № 3 Основные приемы плетения (26 ч.).
Тема 3.1. Изготовление картонного дна (2 часа).
Теория: Правильная подборка материала.
Практика: Вырезание картона нужной формы и размера. Обклеивание
или покраска дна.
Тема 3.2. Изготовление формы для плетения (4 часа).
Теория: Выбор и изучение характеристик материалов, подходящих для
создания формы.
Практика: Вырезание деталей, склеивание и подгон по размеру.
Тема 3.3. Круглая корзинка с картонным дном (10 часов).
Теория: Подбор материала для создания дна.
Практика: Изготовление картонного дна, изготовление формы, установка
стоек, выплетание корзинки.
Тема 3.4. Квадратная корзинка с картонным дном (10 часов).
Теория: Подбор материала для создания дна.
Практика: Изготовление картонного дна, изготовление формы, установка
стоек, выплетание корзинки.
Раздел № 4 «Основные узоры» (18 ч.).
Тема 4.1. Узор: «веревочка из двух» (2 часа).
Теория: Объяснение правил плетения узором «веревочка из двух», разбор
схем.
Практика: Плетение узором «веревочка из двух» стенок.
Тема 4.2. Узор: «веревочка из трех» (2 часа).
Теория: Объяснение правил плетения узором «веревочка из трех», разбор
схем.
Практика: Плетение узором «веревочка из трех» стенок.
Тема 4.3. Выплетание стенок узорами: «веревочка из двух», «веревочка из
трех» (4 часа).
Теория: Разбор схем.
Практика: Плетение узором «веревочка из двух», «веревочкой из трех»
стенок.
Тема 4.4. Узор: «ситец из двух» (4 часа).
Теория: Объяснение правил плетение узором «ситец из двух». Разбор
схем.
Практика: Плетение узором «ситец из двух» стенок.
Тема 4.5. Круглая корзинка из бумажной лозы узором «ситец» (6 часа).
Практика: Изготовление картонного дна, установка стоек, выплетание
стенок узором «ситец».
Раздел № 5 «Плетение по кругу» (38 ч.).
Тема 4.1. Плетение по кругу, приемы наращивания (4 часа).
Теория: Объяснение правил плетения по кругу, приемов наращивания.
15

Практика: Плетение по кругу.
Тема 4.2. Изготовление подставки под горячее (10 часов).
Теория: История возникновения подставок и их применение. Зарисовка
схемы для выполнения круга.
Практика: Плетение круга по схеме. Плетение и оформление.
Тема 4.3. Изготовление сервировочной салфетки (10 часов).
Теория: История возникновения сервировочных салфеток и их
применение. Зарисовка схемы для выполнения круга.
Практика: Плетение круга по схеме. Плетение и оформление.
Тема 4.4. Изготовление карандашницы (10 часов).
Теория: История сувенира и его назначение. Анализ моделей. Зарисовка
схем выполнения карандашниц. Подбор. толщины трубочек и цвета для
изделия.
Практика: Изготовление формы. Расчет стоек. Выплетание круглого дна,
поднятие стоек, выплетание стенок, простая загибка.
Раздел № 6 «Плетение корзин» (18 ч.).
Тема 5.1. Выплетание круглого дна, расчет стоек (10 часов).
Теория: Толщина трубочек и цвет для плетения корзинки. Различные
формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Зарисовка схем для
выполнения корзинки.
Практика: Выплетание дна.
Тема 5.2. Поднятие стоек, выплетание стенок корзины (8 часов).
Теория: Плотные и ажурные корзинки. Анализ моделей.
Практика: Расчет стоек, кратного раппорту плетения. Плетение и оформление
плотной и ажурной корзинки.
Раздел № 7 «Плетение на каркасе» (8 ч.).
Тема 7.1. Изготовление каркаса, установка стоек (2 часа).
Практика: Изготовление каркаса, установка стоек.
Тема 7.2. Выплетание стенок (4 часа).
Практика: Выплетание стенок выбранным узором.
Тема 7.3. Оплетание каркаса и обработка изделия (3 часа).
Теория: Рассказ о видах оплетания, разбор схем.
Практика: Оплетание каркаса, обработка изделия лаком
Тема 7.4. Итоговое занятие (2 часа).
Обсуждение достигнутых результатов, демонстрация своих работ.
1.3.3. Планируемые результаты и способы их проверки.
Предметные:
- освоение основных элементов техники: скручивание трубочки,
покраска, грунтовка;
- правильное постановление рук;
- основные приемы плетения;
- изготовление картонного дня;
- плетение круглого дна;
- изготовление формы для плетения.

16

Метапредметные:
- развитие эстетического отношения к действительности
- развитие творческих способностей
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Личностные:
- формирование уверенности в себе и готовности выступать перед
аудиторией;
- развитие эмоциональной выразительности и эмоциональной
отзывчивости.
В процессе дистанционного обучения будут сформированы умения
работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять занятия
самостоятельно;
Планируется активация родителей в решении воспитательных и развивающих
задач.
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических
включающий формы аттестации».
2.1. Календарный учебный график.

условий,

Календарный учебный график
Таблица 6
№
п/п

1.1.

2.1.

2.2.

Дата/время
проведения
занятий
План Факт

Тема занятия

Кол-во
часов

Нарезка бумаги

МБУ ДО
СЮТ
групповая

Скручивание бумажной
лозы
12

2.4.

Место
проведени
я

Раздел № 1 «Знакомство с программой» (4 ч.)
Вводное занятие.
МБУ ДО
4
групповая
СЮТ
Техника безопасности
Раздел № 2 «Основы материаловедения» (32 ч.)
Основные виды бумаги,
изучение направление
МБУ ДО
групповая
волокон.
2
СЮТ

4

2.3.

Форма
занятия

6

17

групповая

Беседа
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний
Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний

МБУ ДО
СЮТ

Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний

МБУ ДО
СЮТ

Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных

групповая

Покраска бумажной лозы

Форма контроля

знаний
2.5.

Грунтовка бумажной
лозы.

МБУ ДО
СЮТ

6

групповая

3.1.

Раздел № 3 Основные приемы плетения (26 ч.)
МБУ ДО
Изготовление картонного
2
групповая
СЮТ
дна

3.2.

Изготовление формы для
плетения

4

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Круглая корзинка с
картонным дном

10

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Квадратная корзинка с
картонным дном

10

групповая

МБУ ДО
СЮТ

3.3.
3.4.

4.1.

Раздел № 4 «Основные узоры» (18 ч.)
Узор: «веревочка из
2
групповая
двух»

МБУ ДО
СЮТ

4.2.

Узор: «веревочка из
трех»

МБУ ДО
СЮТ

4.3.

4.4.
4.5.

5.1.
5.2.
5.3.
5.4.

6.1.
6.2.

2

Выплетание стенок
узорами: «веревочка из
двух», «веревочка из
трех»
Узор: «ситец из двух»

групповая

4

групповая

4

групповая

МБУ ДО
СЮТ

МБУ ДО
СЮТ

Круглая корзинка из
6
групповая
бумажной лозы узором
«ситец»
Раздел № 5 «Плетение по кругу» (38 ч.)
Плетение по кругу,
4
групповая
приемы наращивания

МБУ ДО
СЮТ

Изготовление подставки
под горячее

10

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Изготовление
сервировочной салфетки

10

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Изготовление
карандашницы

10

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Раздел № 6 «Плетение корзин» 18 ч.)
Выплетание круглого
10
групповая
дна, расчет стоек

Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний

Педагогическое
наблюдение,
опрос,
закрепление
полученных
знаний

МБУ ДО
СЮТ

МБУ ДО
СЮТ

МБУ ДО
Поднятие стоек,
СЮТ
8
групповая
выплетание стенок
корзины
Раздел № 7 «Плетение на каркасе» (8 ч.)

18

Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний

Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний

Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний

7.1.
7.2.
7.3.
7.4.

Изготовление каркаса,
установка стоек

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

3

групповая

МБУ ДО
СЮТ

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Выплетание стенок
Оплетание каркаса и
обработка изделия
Итоговое занятие
Итого:

Педагогическое
наблюдение,
закрепление
полученных
знаний

144

2.2. Раздел Программы «Воспитание»
2.2.1. Аннотация к разделу.
Данный раздел направлен на приобщение обучающихся к традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также
решение проблем гармоничного вхождения детей и подростков в социальный
мир и налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Раздел «Воспитание» Программы решает основную идею комплексного
подхода в образовательном процессе и непосредственно связан с реализацией
Программы в объединении «Плетение из лозы».
Воспитание ребенка в объединении происходит в процессе обучения и
общения его со сверстниками и педагогами. К данному разделу прилагается
комплекс мероприятий, позволяющих усилить его воспитательный эффект,
достигнуть планируемых результатов Программы, используя разнообразные
формы работы, создать условия для реализации творческого потенциала детей в
духовной и предметно-продуктивной деятельности.
В данном разделе также предусмотрены тематические занятия,
посвященные тематическим праздникам и датам:
- День открытых дверей;
- День учителя;
- День Матери;
- День народного единства;
- Рождество Христово;
- День защитника отечества;
- Международный женский день;
- День космонавтики;
- Пасха в кубанской семье;
- День Победы и др.
По Программе воспитательный процесс осуществляется в двух
направлениях:
- основы предпрофессионального воспитания. Включает в себя
формирование этики и эстетики выполнения и культуры организации своей
творческой деятельности, уважительного отношения к творческой деятельности

19

других и адекватного восприятия предпрофессиональной оценки своей
деятельности.
- основы социального воспитания. Формирует коллективную
ответственность, умение взаимодействовать с другими членами творческого
коллектива, эмпатию.
Формы воспитательной деятельности по Программе включают в себя:
- беседы на занятиях;
- тематические занятия;
- проектную деятельность;
- участие в акциях детских общественных объединений;
- мастер-классы, встречи с профессионалами;
- экскурсии;
- участие в конкурсах, мероприятиях в рамках зонального,
межрегионального, международного сотрудничества и мн. др.
Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и
обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых
потребностей и мотиваций ребёнка, его сознания и приёмов поведения. В
данной Программе предусмотрены следующие методы:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
2.2.2. Цель и задачи воспитания.
Цель: создание условий для усвоения обучающимися социальнозначимых знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут.
Задачи воспитания:
Таблица 7
Направления воспитания
Учебные занятия по Программе

Организация воспитательной
деятельности в детском
объединении
Воспитательные мероприятия в

Задачи воспитания

Тематические блоки

Использовать в воспитании
обучающихся возможности
учебного занятия по
Программе как источника
поддержки и развития
интереса к познанию и
творчеству; содействовать к
успеху каждого ребенка.
Способствовать
формированию и
раскрытию творческой
личности каждого ребенка

«Воспитание на учебном
занятии»

Выявление и развитие

«Ключевые культурно-

20

«Воспитание в детском
объединении»

детском объединении,
образовательной организации

Продуктивное взаимодействие с
родителями

Индивидуализация
образовательного процесса

творческих способностей,
обучающихся путем
создания творческой
атмосферы в объединении и
в образовательной
организации
Организовать работу с
родителями (законными
представителями)
обучающихся для
совместного решения
проблем воспитания и
социализации детей и
подростков
Реализовать
потенциал
наставничества
в
воспитании
детей
как
основу
поддержки
и
развития
мотивации
к
саморазвитию
и
самореализации

21

образовательные события»

«Взаимодействие с
родителями»

«Наставничество и
тьютерство»

2.2.3. Виды формы и содержание деятельности
Таблица 8
№
п/п
1.1

1.2

1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

3.7
3.9
3.14
3.15
3.16
3.17

4.1

5.1

Форма проведения

Название мероприятия

Дата проведения

Блок 1 «Воспитание на учебном занятии»
Рекламное мероприятие,
День открытых дверей
Сентябрь
предполагающее свободный
доступ родителей (законных
представителей), обучающихся в
учебные кабинеты МБУ ДО СЮТ
для участия в открытых мастерклассах
Посещение выставки декоративно- День героев Отечества
Декабрь
прикладного творчества,
организованной в рамках Дня
героев Отечества
Занятие-игра
«Волшебное Рождество»
Январь
Занятие-презентация
«Пасха в кубанской
Март
семье»
Занятие-игра
Логоритмические игры
Апрель
Блок 2. «Воспитание в детском объединении»
Игры на знакомство и сплочение
«Здравствуй, друг!»
Сентябрь
коллектива
Игра-викторина
«Золотая осень»
Октябрь
Урок-мужества
«Блокадный Ленинград. Январь
Будем помнить»
Исторический час
«Судьбы,
опаленные Февраль
Афганистаном»
Исторический час
Дети – герои великой
Май
Отечественной войны»
Блок 3. Ключевые культурно-образовательные события
Участие в районом конкурсе в «День матери»
Ноябрь
преддверии Дня матери
Участие во Всероссийской акции «Белый цветок»
Ноябрь
(акция)
Участие во Всероссийской акции, «Песни Победы»
Май
посвященной Дню Победы
Участие во Всероссийской акции, «Наследники Победы»
Май
посвященной Дню Победы
Участие во Всероссийской акции, «Окна Победы»
Май
посвященной Дню Победы
Участие в ежегодном праздничном «Венок Славы»
Май
концерте, посвященном ветеранам
Великой Отечественной войны
Блок 4. «Взаимодействие с родителями»
Индивидуальные беседы
Консультации для
В течении года
родителей
Блок 5. «Наставничество и тьютерство»
Наставничество в объединении
Мастер-класс для детей с Сентябрь - май
ОВЗ.
Беседы.
Коллективные проекты.

22

5.2

5.3

Разработка
индивидуальных
образовательных
маршрутов
Проектный метод
Разработка
индивидуальных
и
групповых
творческих
проектов
Блок 6. «Профессиональное самоопределение»
Игра-викторина
«Кем бы я хотел стать,
когда вырасту?»
Игра-упражнение
«Выбор за тобой»
Викторина
«Найди профессию»
Квиз
«Мир
профессий
будущего»

Сентябрь

Январь - июнь

Сентябрь
Октябрь
Март
Май

2.2.4. Оценка результативности реализации раздела «Воспитание»
Таблица 9
Результаты воспитания,
социализации и
саморазвития обучающихся

Форма
проведения
Входная
диагностика

название

Анкетирование
Мониторинг

Игровые
методики
Тестирование

Психологопедагогическая
диагностика для
изучения детского
коллектива.
Анкета по изучению
потребностей и
интересов обучающихся
Мониторинг уровня
удовлетворённости
образовательным
процессом в
объединении
«Выявление лидера в
детском коллективе»
«Карта интересов»
(профориентация
обучающихся)

сроки
проведения
Сентябрь

Ноябрь
Апрель

Сентябрь
Март

2.3. Условия реализации Программы.
Занятия по Программе проводятся:
- В кабинете, соответствующем требованиям СанПиНа, имеются: стулья
15 штук, ноутбук, USB носитель.
На занятиях используются аудио, видео, фото, электроннообразовательные ресурсы. Каждое занятие начинается с зарядки.
Психолого-педагогические условия реализации Программы:
- создание условий для свободы выбора в учебном процессе;
- побуждение к рефлексии - самоанализу учебной деятельности,
выявлению собственных затруднений и ошибок, а также обучение умениям и
навыкам путем «погружения» в творческую вокальную деятельность;
- психологическая поддержка в самоопределении;
23

- предоставление самостоятельности и возможности самоконтроля в
проектно-творческой деятельности,
- использование ИКТ во взаимодействии педагога с родителями, как
вариативной формы просветительской поддержки в вопросах воспитания и
обучения;
- эмоциональный комфорт в общении и отношениях.
Информационно-коммуникационные
и
методические
условия
реализации Программы:
- дидактическое сопровождение на электронных и бумажных носителях по
каждому разделу образовательной программы, наглядные пособия (в т.ч.
собственного изготовления), технические средства, подписные издания, видео
материалы;
- наличие группы в VK Мессенджер для обучающихся и родителей;
- сайт образовательного учреждения с еженедельной обновляемой учебной
и организационной информацией для педагогов, родителей и обучающихся;
- страничка в социальных сетях: https://vk.com/tehniktem
- дидактические пакеты на электронных и бумажных носителях;
- программное обеспечение (в том числе видео редакторы).
Информационное обеспечение:
Интернет-источники:
- https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Краснодарского края
- https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования
детей Краснодарского края».
- http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы
дополнительного образования.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющей
по профилю деятельности профессиональное высшее образование или средние
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования, имеющий соответствующую классификацию
и профессиональное образование в области, соответствующей профилю
Программы. По данной программе работает педагог дополнительного
образования Кудинова Дарья Анатольевна, имеет высшее образование.
2.4. Формы аттестации.
Обучающиеся объединения «Плетение из лозы» проходят аттестацию
(входную, текущую, промежуточную и итоговую). Она проводится в формах,
определенных учебным планом как составной частью образовательной
Программы (тестирование, опрос, беседа).
По итогам прохождения аттестации возможно определение дальнейшего
маршрута ребенка.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- проведение мероприятий для родителей;
- проведение открытых занятий;
- участие в тематических мероприятиях;
24

- участие в конкурсах и выставках и др.
Способы определения результативности:
- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые.
Формы аттестации
Таблица 10
Виды контроля
Входной

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Задачи
Диагностика
уровня вновь
поступивших
детей
практических
умений и
творческих
способностей
Выявление
динамики
творческого
развития, успехов
в практикоориентированной
деятельности.
Акцент на успехи
или недостатки в
работе над
отдельными
темами
Анализ уровня
освоения раздела,
темы.

Сроки
Сентябрь,
октябрь

Формы
Педагогическое
наблюдение.
Практические
задания,
анкетирование,
тестирование

На каждом
Просмотр работ,
учебном занятии. рефлексия,
наблюдение,
самооценка и
самодиагностика

Проводится по
окончании
изучения
каждого раздела

Анализ
уровня В конце
освоения
учебного
материала.
года

Участие в
конкурсах и
выставках,
зачеты
по
разделам.
презентация,
защита проектов
на итоговом
занятии, в рамках
районной
творческой
олимпиады,
внешняя
экспертиза,
экспертные
опросы.
Конкурсы.

2.5. Оценочные материалы.
В качестве оценки творческой деятельности детей по данной Программе
могут использоваться:
25

- анализ формирования у обучающегося навыка самостоятельно оценивать
свои действия;
- анализ результатов основных этапов освоения Программы;
- самостоятельная практическая работа;
- опрос, тестирование, собеседование;
- количество обучающихся, желающих продолжить дальнейшее обучение
по Программе.
Оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения
практических умений и навыков, а также уровень эмоциональнопсихологической готовности обучающихся к занятиям по Программе будет
проходить по 3-х бальной системе:
Таблица 11
Виды
контроля
Входной

Текущий

Итоговый

Низкий

Базовый

Повышенный

Не может ответить на
все вопросы

Отвечает с подсказками
педагога

Отвечает
самостоятельно

Владеет изученным
материалом на
уровне опознания,
различения,
соотнесения.

Умеет выполнять
Типовые задачи с
помощью педагога.

Не сформированы
ценностные
понятия, не
развиты
эмоции сочувствия,
ребенок не владеет
навыками контроля
и саморегуляции
поведения,
не может
длительное
время держать
в голове правило
и образец,
действовать
по инструкции,
не умеет
договариваться в
процессе
«совместной
деятельности
и осуществлять
взаимопомощь.

Нравственные
ценности, нормы
и правила
декларируются, но
не осознаны
ребенком, частично
проявляются в его
поведении и
эмоциональных
отношениях.
Ситуативное
Проявление контроля,
самоконтроля и
саморегуляции,
соблюдает правила
при напоминании
педагога, владеет
некоторыми
навыками
конструктивного
взаимодействия

Умеет
самостоятельно
решать
поставленные
типовые
задачи.
Ребенок осознает и
применяет во
взаимодействии
с другими
нравственные нормы
и правила поведения,
эмоционально
реагирует на
состояния других
детей и готов прийти
на помощь. Владеет
навыками
самоконтроля и саморегуляции, способен
выполнять правила в
деятельности и
действовать по
предложенной
инструкции, владеет
навыками
конструктивного
взаимодействия

2.6. Методические материалы.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-

26

иллюстративный, репродуктивный, игровой, и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы
обосновывается с позиции профиля деятельности.
Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными
людьми, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник,
практическое занятие.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, инновационные технологии, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология,
технологии обучения
Работая с материалами, можно применять как традиционные формы
работы, так и новые педагогические технологии.
1. Педагогические технологии:
- здоровъесберегающие;
- игровые технологии обучения.
2. По подходу к ребенку:
- личностно-ориентированные;
- гуманно-личностные технологии.
-технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания.
3. По организационным формам:
Групповые технологии предполагают фронтальную работу, групповую
(одно задание на разные группы), межгрупповую (группы выполняют разные
задания в рамках общей цели), работу в статичных парах.
Технология
дифференцированного
обучения
предполагает
дифференциацию по возрасту, уровню развития; позволяет осуществлять
развивающее - дифференцированное обучение с учетом разнообразия состава
обучающихся. Основные методы организации деятельности обучающихся на
занятиях следующие: групповой, метод индивидуальных занятий.
Групповой метод.
Групповой метод более эффективно позволяет контролировать
обучающихся и вносить необходимые коррективы: направлять внимание на
группу, выполняющую более сложные задания, или на менее подготовленную
группу.
Наряду с данными методами формирования знаний, умений, навыков
применяются методы стимулирования познавательной деятельности:
поощрение; опора на положительное; контроль, самоконтроль, самооценка.
Основные навыки и умения у обучающихся младшего возраста
формируются, а у старшего - совершенствуются.
В основе процесса обучения лежат следующие методические принципы:
- единство художественного и технического развития, обучающегося;
- постепенность и последовательность в овладении вокальных навыков;
- применение индивидуального подхода к обучающимся.
27

Основными формами организации деятельности обучающихся на
занятиях являются:
- индивидуальные, групповые.
Индивидуальная - самостоятельное выполнение заданий;
Групповая - предполагает наличие системы «педагог-группа учащихся».
Формы занятий:
- учебное занятие;
- открытые занятия;
- мастер-классы;
- конкурсы;
- выставки.
Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов,
которые вызывают у детей желание обучаться творчеству.
Методы обучения:
- Иллюстративный (рассказ и показ);
- рекомендации. Проводить занятия в форме игры.
Словесный метод. Это беседа об использовании плетенных изделий в
интерьеры
Алгоритм учебного занятия
Таблица 12
Часть занятия
I Организационная
часть.

Содержание
Приветствие с детьми. Установление
эмоционального контакта с детьми. Мотивация,
настройка внимания на занятие.
II Основная часть.
Подготовка материала для работы, выполнение
работы
Рассказ педагога об истории и области
применения плетенного изделия.
Динамическая пауза (физкультминутка)
Проведение практической работы. Изучение
новой темы
III
Заключительная Создание положительного настроя у детей на
часть.
взаимодействие с педагогом и дальнейшее
посещение занятий
Подведение итогов (рефлексия) Самоанализ
Итого:

28

Время
5 минут
20 минут
5 минут
3 минуты
10 минут
2 минуты

45 минут

2.7. Список литературы
Список литературы для педагогов:
1. Юрова Т.В. Корзины из бумажной лозы – ИД Питер, 2020г.
2. Майорова П. В. Плести как дизайнер. От корзины до комода. ИД
Бомбора, 2023г.
3. Н. Телегина, Д. Гайнуллин. Плетение из лозы. Профиздат. 2010г.
Список литературы для обучающихся:
1. Булгакова С. Зоопарк из газетных трубочек. Хоббитека. 2023г.
2. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. ИД
Букинистика. 1997г.
Список литературы для родителей:
1. ТищенкоЕ., Плетение из газет. Основы мастерства.- Феникс, 2015
2. Попович Н., Плетем из газетных трубочек. Мебель, корзинки, вазочки.
Феникс, 2016
Интернет- ресурсы:
1. Сорокина М.В. Родительские установки [Электронный ресурс] – Режим
доступа:
URL:
https://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/10105roditelskieustanovki
2. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] http://nsportal.ru
3. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]www.edu.ru
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
[Электронный ресурс]. - www.fcior.edu.ru
5. Фестиваль педагогических идей. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru

29

Приложение 1
КИМ(задания) для итоговой аттестации по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе "Плетение из лозы".
Раздел 1: Теоретические знания
Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое плетение из лозы и в чем его особенности?
2. Назовите основные инструменты, используемые в плетении.
3. Какие виды лозы используются для плетения? Приведите примеры.
Задание 2. Заполните таблицу, указав преимущества и недостатки плетения из
лозы.
| Преимущества
| Недостатки | |----------------------------------|------------------------------| | | |
Раздел 2: Практические навыки
Задание 1. Изготовьте простую плетеную корзину. Опишите процесс работы и
шаги, которые вы предприняли. Не забудьте указать, какие материалы были
использованы.
Задание 2. Подготовьте кусок лозы для плетения, продемонстрируйте навыки
обрезки и подготовки материала. Сделайте фото до и после.
Раздел 3: Творческое задание
Задание 1. Создайте оригинальный предмет декора из лозы. Опишите идею
вашего проекта, эскиз и используемые техники плетения.
Оценивание
Каждое задание оценивается по 10 баллов. Максимально возможно получить 50
баллов.
Критерии оценивания могут включать:
- Полнота и точность ответов (задания 1 и 2)
- Качество выполнения практических заданий (задания 3 и 4)
- Оригинальность и kreativität, а также эстетика созданного предмета (задание
5)

30

Приложение 1
Диагностическая карта итоговый мониторинг результативности обучения
Учащегося____________________________________________________________________
ФИО
по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: год (72ч.)
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
учащегося:
1.1Теоретические
знания

1.2 Владение
специальной
терминологией

2.Практическая
подготовка
учащегося:
2.1 Практические
умения и навыки,

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Соответствие
теоретических
знаний
учащегося
программным
требованиям.

- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
- минимальный уровень
(учащийся избегает
употреблять специальные
термины);
- средний уровень
(учащийся сочетает
специальную
терминологию);
- максимальный уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием)

Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологией.

Соответствие
практических

и

- минимальный уровень
(учащийся овладел менее

31

На
начало
обучен
ия

На
оконча
ние
обучен
ия

предусмотренные
программой

умений и навыков
программным
требованиям.

2.2 Владение
специальным
оборудованием,
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения.

2.3 Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий.

3. Общие учебные
умения и навыки
3.1Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу

чем ½ объема знаний,
предусмотренных умений и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и
навыков составляет более
½)
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
- минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием,
оснащением);
- средний уровень
( работает с оборудованием,
оснащением с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(учащийся
работает
с
оборудованием,
оснащением не испытывает
особых трудностей).
начальный
уровень
умений
(учащийся
в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания педагога);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания по образцу);
творческий
уровень
(выполняет
практические
задания
с
различными
элементами)

Самостоятельность
- минимальный уровень
в подборе и анализе умений (учащийся
литературы.
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
32

3.1.2Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации

3.1.3Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу

3.2Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1Умение
слушать и
слышать педагога

помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
пользовании умений (учащийся
компьютерными
испытывает серьезные
источниками
затруднения при работе,
информации.
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
учебной умений (учащийся
исследовательской
испытывает серьезные
работе.
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога.

- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
33

3.2.2Умение
выступать перед
аудиторией

Свобода владения и
подачи учащимися
подготовленной
информации.

3.2.3 Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

Самостоятельность
в
построении
дискуссионного
выступления, логика
в
построении
доказательств.

3.3Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1Умение
организовать свое
учебное, рабочее
место

3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности

самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).

Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать
его
за
собой.

- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Соблюдение
- минимальный уровень
реальных навыков (учащийся овладел менее
соблюдения правил чем ½ объема навыков
безопасности
соблюдения правил
34

правил
безопасности

программным
требованиям.

безопасности,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренный
программой за конкретный
период).

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».