УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
станицы СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета МБУДО СЮТ
от «09» января 2023г.
Протокол № 3
М.П.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО СЮТ
___________ Е.А.Отрошко
«10» января 2023г.
Приказ № 49
от « 10 » января 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Технокактус»
Уровень программы:
Срок реализации программы:
Возрастная категория:
Форма обучения
Вид программы
Программа реализуется
ID-номер Программы в Навигаторе
ознакомительный
72 ч
от 10 до 12 лет
очная
Модифицированная_
на бюджетной основе
48879
Автор - составитель:
Ткаченко Елена Николаевна
Должность: педагог
дополнительного образования
ст. Старотитаровская, 2023
1
Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.Пояснительная записка:
1.1. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Технокактус» относится к технической
направленности и является модифицированной. Программа представляет собой
логически выстроенную систему работы, направленную на: воспитание
эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их
политехнического и творческого кругозора, развитию способности воспринимать
и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить свои
знания и умения по интересующему их делу и применить для своего развития и
взросления. Программа раскрывает принципы организации и проведения занятий
кружка, направленные на развитие творческой активности учащихся. Освещены
основные формы эстетического и художественного воспитания на занятиях.
1.2.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Актуальность программы заложена в самом названии «Технокактус».
Учреждение
является
незыблемым
исполнителем
преподавания
рекомендованных программ технологии и основ начального конструирования.
Получая новые знания о секретах красоты одежды, учащиеся испытывают
положительные эмоции, учатся видеть прекрасного, чувствовать меру
допустимого в декоре одежды, осознанно относиться к искусству создания
костюма. Дети обучаются не только придумывать и воплощать свои идеи, но и
представлять их на публике в показах моделей одежды, участвовать в конкурсах.
Программа является комплексной и интегрированной. Программа составлена
таким образом, чтобы учащиеся, опираясь на теоретические знания, полученные
при изучении истории костюма, смогли овладеть всем комплексом знаний по
композиции, пропорциональному соотношению частей, цветовому решению.
Изучение материала, связанного с практическими работами, основано на
освоение учащимися необходимого минимума теоретических сведений. В
программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с
элементами проектной деятельности.
Программа «ТехноКакТУС» актуальна тем, что раскрывает для обучающегося
мир технического конструирования и начального технического моделирования.
Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за
другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них
формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии
личности в процессе технического творчества.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет:
1.
Сделать
занятие
наглядным,
красочным,
информативным;
2.
Приблизить занятие к мировосприятию ребенка за счет использования
программ, облегчающих и обеспечивающих коммуникативный уровень;
3.
Использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
2
4.
Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и
педагогом;
5.
Активизировать
познавательную
деятельность
учащегося;
6.
Повысить
мотивацию
учащихся
к
изучению
предмета;
7.
Развивать
мышление
и
творческие
способности
детей.
Новизна заключается в том, что настоящая программа отвечает требованиям
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г.
№1726-р, откуда следует, что одним из принципов проектирования и реализации
дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических
условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую
зоне его ближайшего развития.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
образовательной
(общеразвивающей) программы «ТехноКакТУС» заключается в том, что занятия
в объединении технического творчества – это та среда, где раскрывается талант и
дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой
личности. Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение
осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки
практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед
ними конструкторские задачи. Создавая модель самолета, корабля или ракеты,
ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
соответствует действующим нормативно-правовым актам и государственным
программным документам:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждѐнная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022г. № 678-р.
3.
План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы) утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. № 678-р.
4.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года, протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
5.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7 декабря
2018 года.
6.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации дополнительного образования детей».
3
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г.№ 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9.
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019г.№ 170 «Об
утверждении
методики
расчета
показателя
национального
проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), Москва, 2015 - Информационное письмо 09-3242 от 18.11.2015 г.
11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года №298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года,
регистрационный номер 25016).
12. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»
№ ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
13. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», кафедра дополнительного
образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, 2016
год.
1.3.Отличительные особенности программы дополнительной образовательной
(общеразвивающей) программы «ТехноКакТУС» заключается в том, что занятия
в объединении технического творчества – это та среда, где раскрывается талант и
дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой
личности. Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение
осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки
практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед
ними конструкторские задачи. Создавая модель самолета, корабля или ракеты,
ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится.
Программа призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический
способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе
собственной творческой деятельности.
Именно внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее
полно удовлетворить потребности подростка в творческом самовыражении.
Польза и красота, обычное, в сущности, художественная и конструкторская
работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства - такова главная
идея программы объединения «Технокактус».
Формы проведения дистанционных занятий.
1.Веб-занятия. Занятия организовываются с использованием сети Интернет.
Реализуются в форме вебинаров, дистанционных лекций на платформе ZOOM.
Педагог принимает непосредственное участие в учебном процессе,
предполагается двустороннее общение в режиме онлайн.
2. Чат - занятия. Занятия предполагает контакт с помощью голосовой или видиосвязи с помощью использование мессенжеров в Viber, WhatsApp или через
4
социальные сети «вконтакте». В данной форме общения ведется диалог между
педагогом и учениками непосредственно «здесь и сейчас».
3. Мастер-класс, видеозапись. Педагог отправляет обучающимся по электронной
почте или в группу ВК мастер-класс, видеозапись либо ссылки на них. Как
вариант, возможно организация единой электронной почты, которая заводится на
группу и служит каналом связи между педагогами, родителями и обучающимися.
Особенностью организации образовательного процесса является то, что занятия
строятся на идеях развивающего обучения: если учащийся выполняет задание с
дозированной помощью педагога или товарищей (подбадривание, указание
ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход
способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с
помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся
переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
При разноуровневом обучении это реализуется посредством дифференциации
содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной
деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного
и сменного состава).
В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития
специальных умений и умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна
сложная конструкция (с применением наиболее сложных материалов), менее
подготовленным можно предложить работу проще по той же тематике (с
применением простых материалов, типа бумаги). При этом обучающий и
развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь
ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного
материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся
предыдущих заданий;
• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение
модулей программы;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с
другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и
значимость для группы.
1.4.Адресат программы. Комплектация состава объединения возможна из числа
учащихся 5 – 15 лет, состав групп – разновозрастной. Наличие в одной группе
детей не только разного возраста, но и разного уровня подготовки определяет
выбор дифференцированного подхода и использование на занятиях не только
групповой, но и микро групповой работы, различных форм индивидуального
сопровождения и взаимообучения. При такой организации учебновоспитательного процесса новый материал всем учащимся дается на одну тему,
которая предполагает разный характер заданий для каждого возраста и уровня
5
учащихся. Рекомендуемый состав группы – от 12 до 15 человек. При наборе
принимаются все желающие, в том числе дети с ограниченными возможностями
здоровья.
1.5.Уровень программы, объем и сроки. Программа реализуется на
ознакомительном уровне. Срок освоения программы: один год обучения. Общее
количество учебных часов, запланированных, на весь период обучения
необходимых для освоения программы составляет 72 часа.
1.6.Цель и задачи программы. Приобщение детей к техническому творчеству,
формирование системы знаний в области начального технического
моделирования и конструирования, ранняя профориентация.
Задачи:
Обучающие:
- обучить приемам работы с инструментами, умению читать простейшие схемы и
чертежи;
- обучить приемам и технологиям изготовления несложных моделей из различных
материалов;
- обучить технологии создания творческих проектов;
- расширить представление о профессиях технической направленности.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные качества через коллективную творческую
деятельность, реализацию коллективных проектов.
- формировать адекватную самооценку через проявление себя в выставках,
конкурсах, мероприятиях, подведении итогов деятельности.
- формировать устойчивый интерес к выбранному виду деятельности.
Развивающие:
- содействовать интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся;
-развивать основы технического и образного мышления, творческую инициативу,
конструкторские способности, навыки самоконтроля.
1.7.Объем и сроки реализации программы. Срок освоения программы: один
год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения необходимых для освоения программы составляет 72 часа.
1.8.Формы обучения и режим занятий по программе. Очная, дистанционная.
Программа рассчитана на 72 часа в год, 1 раз в неделю по 2 часа, занятия
проводятся по расписанию. Установленная продолжительность одного занятия 45
минут, продолжительность перерыва между занятиями - 10 минут. В ходе работы
предполагается применение дистанционных технологий, индивидуальное онлайнконсультирование с родителями с целью организации учебного процесса.
Предусмотрено сокращение режима занятий с учѐтом использования технических
средств обучения при применении дистанционных технологий, согласно
рекомендациям СанПин.
1.9.Особенности организации образовательного процесса. Состав группы:
постоянный, количество учащихся до 15 человек в группе. Формы занятий:
индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных группах,
6
сформированных с учѐтом возрастных закономерностей и уровнем
первоначальных знаний и умений обучающихся. В содержание занятий включено
применение дистанционных технологий, инструментария электронного обучения.
Для электронного обучения применяется технологическая платформа с
применением кейс-технологии, которая основывается на использовании наборов
(текстовых, видео, мультимедийных учебно-методических материалов и их
рассылке для самостоятельного изучения учащимися при организации
регулярных консультаций у педагогов. Для адресного общения применяется вид
связи с помощью электронной почты. Формой учебного инструментария
является: лекция, тест, задание, дающее возможность учащемуся дать ответ в
виде текста, файла. Форма организации электронного обучения: самообучение,
организуемое посредством взаимодействия, учащегося с образовательными
ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса
минимизированы.
2.Содержание программы.
2.1.Учебный план для очного обучения
№
Название раздела, темы
Количество часов
п/п
всего
практики
Раздел 1. Вводное занятие.
1.
1.1. Вводное занятие. Знакомство с
направлениями работы объединения.
Техника безопасности.
2.
теории
Форма контроля
2
2
-
Диагностическая
карта.
Собеседование.
Раздел 2. Конструирование и моделирование из природного материала.
Знакомство с терминологией:
2.1. гербарий, композиция,
композиционный центр и др.
Знакомство с технологией сбора,
сушки и подготовки природного
материала к работе.
Знакомство с терминологией:
2.2. гербарий, композиция,
композиционный центр и др.
Знакомство с технологией сбора,
сушки и подготовки природного
материала к работе.
Использование природного
2.3. материала (ореховая скорлупа,
желуди, шишки, крылатки ясеня и
клена) для изготовления игрушек.
Использование природного
2.4. материала (ореховая скорлупа,
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
желуди, шишки, крылатки ясеня и
клена) для изготовления игрушек.
Моделирование различных
2.5. композиций из засушенных трав,
цветов, веток, листьев.
7
Творческая работа.
Моделирование различных
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2.8. желудей, скорлупы грецких орехов и 2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2.9. Конструирование из шишек, желудей, 2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2.10. Конструирование из шишек, желудей, 2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2.6. композиций из засушенных трав,
цветов, веток, листьев.
Моделирование различных
2.7. композиций из засушенных трав,
цветов, веток, листьев.
Конструирование из шишек,
т.д. Мини – проекты: «Яхта»,
«Крокодил», «Гномики», «Сова»,
«Лиса», «Ежик».
скорлупы грецких орехов и т.д. Мини
– проекты: «Яхта», «Крокодил»,
«Гномики», «Сова», «Лиса», «Ежик».
скорлупы грецких орехов и т.д. Мини
– проекты: «Яхта», «Крокодил»,
«Гномики», «Сова», «Лиса», «Ежик».
3.
Раздел 3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Из истории возникновения бумаги,
3.1. картона, фольги. Знакомство с их
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
свойствами и видами. Техника
безопасности при работе с бумагой.
Аппликация, мозаика, коллаж. И др.
3.2. Изучение различных техник работы
с бумагой, картоном, салфеткой,
фольгой.
Конструирование из готовых форм
3.3. (спичечные коробки, картонные
упаковки и т. д).
Знакомство с шаблонами.
3.4. Изготовление технических моделей
с помощью шаблонов.
Сопоставление формы окружающих
3.5. предметов, частей машин и других
технических объектов с
геометрическими фигурами.
3.6. Создание художественных образов.
Изготовление моделей, поделок из
бумаги, картона и фольги в различных
техниках плоскостного и объемного
моделирования.
8
3.7. Мини – проекты: «Елочные игрушки», 2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
3.8. Мини – проекты: «Елочные игрушки», 2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
«Открытки», «Карандашницы»,
«Лодка», «Дом», «Ракеты»,
«Автотранспорт».
«Открытки», «Карандашницы»,
«Лодка», «Дом», «Ракеты»,
«Автотранспорт».
4.
Раздел 4. Конструирование и моделирование из пластика (бросового материала)
4.1. Интересные факты из истории
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
4.3. Изготовление игрушек – сувениров из 2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
4.4. Изготовление игрушек – сувениров из 2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
4.5. Конструирование с применением
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
4.6. Конструирование с применением
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
возникновения полимерных
материалов и их применение в быту.
Особенности технологии работы с
синтетическим и полимерным
материалом.
Знакомство с терминологией:
4.2. пластик, полимер, пластмасса и др.
Использование инструментов при
обработке потолочной плитки.
пластикового бросового материала.
Мини – проекты: «Медвежонок»,
«Котенок», «Матрешка», «Цветы» и
т.д.
пластикового бросового материала.
Мини – проекты: «Медвежонок»,
«Котенок», «Матрешка», «Цветы» и
т.д.
проволочного каркаса: лошадка,
жираф, собачка, котенок, мышь.
проволочного каркаса: лошадка,
жираф, собачка, котенок, мышь.
5.
Раздел 5. Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора.
Работа с набором «Конструктор»
5.1. Металлические детали. Способы
2
2
-
соединения деталей. Инструменты,
используемые для выполнения
соединения. Создание моделей по
образцу. Безопасность при работе.
Изготовление модели ко Дню
5.2. космонавтики
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
9
«Наборы «ЛЕГО». Способы
5.3. соединения деталей. Сборка
2
-
2
простейших узлов, несложных
моделей. Изготовление поделок по
схемам Изготовление модели по
собственному замыслу.
Мастер-класс Открытка
5.4. «Солдатский треугольник»
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
2
2
-
Итоговая аттестация
2
-
2
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
Праздник, посвященный Дню
5.5. Победы
Итоговая творческая работа по теме
5.6. «Конструирование и моделирование
из готовых деталей конструктора»
5.7.
Подготовка к итоговой аттестации
Итоговая аттестация. Выставка-
5.8. защита творческих работ.
Посещение выставки детского
5.9. творчества
Раздел 6. Итоговое занятие
6.
6.1.
6.2.
Праздник окончания учебного года
Подведение итогов.
ИТОГО
2
-
2
Посещаемость
занятий.
2
2
-
Посещаемость
занятий.
Собеседование.
72
26
46
2.2.Содержание учебного плана.
ТЕМА №1
1.Вводное занятие (2 часа).
Теоретическая часть (2 часа) Вводное занятие. Знакомство с направлениями
работы объединения. Техника безопасности.
Форма контроля: Посещаемость занятий. Собеседование.
ТЕМА №2
2. Конструирование и моделирование из природного материала (20 часов)
10
Теоретическая часть(6 часов) Знакомство с терминологией: гербарий,
композиция, композиционный центр и др. Знакомство с технологией сбора,
сушки и подготовки природного материала к работе. Знакомство с
терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. Знакомство
с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе.
Использование природного материала (ореховая скорлупа, желуди, шишки,
крылатки ясеня и клена) для изготовления игрушек.
Форма контроля: Посещаемость занятий. Собеседование.
Практическая часть (14 часов) Использование природного материала (ореховая
скорлупа, желуди, шишки, крылатки ясеня и клена) для изготовления игрушек.
Моделирование различных композиций из засушенных трав, цветов, веток,
листьев. Конструирование из шишек, желудей, скорлупы грецких орехов и т.д.
Мини – проекты: «Яхта», «Крокодил», «Гномики», «Сова», «Лиса», «Ежик».
Форма контроля: Посещаемость занятий. Творческая работа.
ТЕМА №3
3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона. (16 часов)
Теоретическая часть(6 часов) Из истории возникновения бумаги, картона,
фольги. Знакомство с их свойствами и видами. Техника безопасности при работе
с бумагой. Аппликация, мозаика, коллаж. И др. Изучение различных техник
работы с бумагой, картоном, салфеткой, фольгой. Сопоставление формы
окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с
геометрическими фигурами.
Форма контроля: Посещаемость занятий. Собеседование.
Практическая часть (10 часов) Конструирование из готовых форм (спичечные
коробки, картонные упаковки и т. д). Знакомство с шаблонами. Изготовление
технических моделей с помощью шаблонов. Создание художественных образов.
Изготовление моделей, поделок из бумаги, картона и фольги в различных
техниках плоскостного и объемного моделирования. Мини – проекты: «Елочные
игрушки», «Открытки», «Карандашницы», «Лодка», «Дом», «Ракеты»,
«Автотранспорт».
Форма контроля: Посещаемость занятий. Творческая работа.
ТЕМА №4
4. Конструирование и моделирование из пластика (бросового материала)
(12 часов)
Теоретическая часть(4 часа) Интересные факты из истории возникновения
полимерных материалов и их применение в быту. Особенности технологии
работы с синтетическим и полимерным материалом. Знакомство с
терминологией: пластик, полимер, пластмасса и др. Использование
инструментов при обработке потолочной плитки.
Форма контроля: Посещаемость занятий. Собеседование.
Практическая часть (14 часов) Изготовление игрушек – сувениров из
пластикового бросового материала. Мини – проекты:
«Медвежонок»,
«Котенок», «Матрешка», «Цветы» и т.д. Конструирование с применением
проволочного каркаса: лошадка, жираф, собачка, котенок, мышь.
Форма контроля: Посещаемость занятий. Творческая работа.
11
ТЕМА №5
5. Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора
(18часов)
Теоретическая часть(6 часов) Работа с набором «Конструктор» Металлические
детали. Способы соединения деталей. Инструменты, используемые для
выполнения соединения. Создание моделей по образцу. Безопасность при
работе. Подготовка к итоговой аттестации. Итоговая аттестация. Выставказащита творческих работ.
Форма контроля: Посещаемость занятий. Собеседование.
Практическая часть (12 часов) Изготовление модели ко Дню космонавтики.
«Наборы «ЛЕГО». Способы соединения деталей. Сборка простейших узлов,
несложных моделей. Изготовление поделок по схемам Изготовление модели по
собственному замыслу. Мастер-класс Открытка «Солдатский треугольник».
Праздник, посвященный Дню Победы. Итоговая творческая работа по теме
«Конструирование и моделирование
из готовых деталей конструктора».
Посещение выставки детского творчества.
Форма контроля: Посещаемость занятий. Творческая работа.
ТЕМА №6
6. Итоговое занятие (4 часа)
Теоретическая часть(2 часа) Подведение итогов.
Форма контроля: Посещаемость занятий. Собеседование.
Практическая часть (2 часа) Праздник окончания
Форма контроля: Посещаемость занятий. Творческая работа.
2.3.
учебного
года.
Планируемые результаты и способы их проверки.
Образовательные результаты: (предметные)
Знания
Компетенции (навыки)
Умения
Названий, свойств и
назначения
инструментов.
правил техники
безопасности при
работе с различными
инструментами
читать простейшие
схемы и чертежи;
выполнять разметку
деталей по шаблону,
трафарету
свойств бумаги,
картона и других
используемых в
творчестве
материалов и правил
работы с ними
работать с
различными
инструментами
осуществлять
последовательную
сборку простейших
моделей из
12
слушать и слышать
собеседника
использовать
полученную
информацию при
планировании
пользоваться
справочной
литературой
работать в группах
контролировать и
оценивать свою
ключевых
графических
понятий,
геометрических
фигур
приемов и
технологий
изготовления
несложных моделей
из различных
материалов
технологии создания
творческих проектов
иметь представление
о профессиях
технической
направленности.
отдельных деталей
изготавливать
модель по готовому
образцу
организовать рабочее
место и соблюдать
порядок на нем во
время работы
бережно относиться
к инструментам и
материалам
соблюдать правила
безопасности труда
контролировать
правильность
выполнения работы
деятельность
публично
представлять,
презентовать
результаты своего
труда
Личностные результаты
готовность и способность учащихся к саморазвитию
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов
уважительно относиться к чужому мнению
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности
самостоятельная и личная ответственность за свои поступки
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в творческой
деятельности
мотивация к творческой деятельности, работа на результат
обеспечения безопасности труда
умение организовывать индивидуальную и трудовую деятельность
Метапредметные результаты
способность определять и формулировать цель деятельности, выявлять и
формулировать учебную проблему совместно с педагогом
готовность слушать собеседника и высказывать свое мнение
13
умение предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов
изготовления изделия
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручных
инструментов
работать по составленному совместно с педагогом плану, используя
инструкционные карты, схемы, рисунки
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать
конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
группировать предметы по их общему признаку
2.4. Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Формы контроля:
- начальный - проводится с целью определения уровня развития детей;
- промежуточный – с целью определения результатов обучения;
- итоговый - с целью определения изменения уровня развития
обучающихся, их творческих способностей достижение поставленных
целей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1.Собеседование.
2.Выставка работ.
3. Самостоятельная работа.
Раздел II «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации»
1.Календарный учебный график.
№
п/п
1
Тема занятия
Колво
часов
Вводное занятие.
2
Вводное
занятие.
Знакомство
с
направлениями
работы
объединения.
2
Вре
мя
про
веде
ния
заня
тия
Форма
занятия
Место
проведения
Здание
№1
Групповая
14
Форма
контроля
Диагностическая
карта.
Наблюдение.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
Техника
безопасности.
Конструирование
и моделирование
из
природного
материала.
Знакомство с
терминологией: гербарий,
композиция,
композиционный центр и
др. Знакомство с
технологией сбора, сушки
и подготовки природного
материала к работе.
Знакомство с
терминологией: гербарий,
композиция,
композиционный центр и
др. Знакомство с
технологией сбора, сушки
и подготовки природного
материала к работе.
Использование
природного материала
(ореховая скорлупа,
желуди, шишки,
крылатки ясеня и клена)
для изготовления
игрушек.
Использование
природного материала
(ореховая скорлупа,
желуди, шишки,
крылатки ясеня и клена)
для изготовления
игрушек.
Моделирование
различных композиций из
засушенных трав, цветов,
веток, листьев.
Моделирование
различных композиций из
засушенных трав, цветов,
веток, листьев.
Моделирование
различных композиций из
засушенных трав, цветов,
веток, листьев.
Конструирование из
шишек, желудей,
скорлупы грецких орехов
и т.д. Мини – проекты:
«Яхта», «Крокодил»,
«Гномики», «Сова»,
«Лиса», «Ежик».
Конструирование из
Здание
№1
20
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
15
Творческая
работа
шишек, желудей, скорлупы
грецких орехов и т.д. Мини
– проекты: «Яхта»,
«Крокодил», «Гномики»,
«Сова», «Лиса», «Ежик».
2.10.
Конструирование из
2
шишек, желудей, скорлупы
грецких орехов и т.д. Мини
– проекты: «Яхта»,
«Крокодил», «Гномики»,
«Сова», «Лиса», «Ежик».
3
Конструирование
и моделирование
из
бумаги и
картона.
Из истории
возникновения бумаги,
картона, фольги.
Знакомство с их
свойствами и видами.
Техника безопасности
при работе с бумагой.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Групповая
Здание
№1
16
66
Аппликация, мозаика,
коллаж. И др. Изучение
различных техник работы
с бумагой, картоном,
салфеткой, фольгой.
Конструирование из
готовых форм (спичечные
коробки, картонные
упаковки и т. д).
Знакомство с шаблонами.
Изготовление
технических моделей с
помощью шаблонов.
Сопоставление формы
окружающих предметов,
частей машин и других
технических объектов с
геометрическими
фигурами.
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
3.6.
Создание художественных 2
образов. Изготовление
моделей, поделок из
бумаги, картона и фольги в
различных техниках
плоскостного и объемного
моделирования.
3.7.
Мини – проекты: «Елочные 2
игрушки», «Открытки»,
«Карандашницы»,
«Лодка», «Дом», «Ракеты»,
Групповая
Групповая
16
Творческая
работа
«Автотранспорт».
3.8.
Мини – проекты: «Елочные 2
игрушки», «Открытки»,
«Карандашницы»,
«Лодка», «Дом», «Ракеты»,
«Автотранспорт».
4
Конструирование
и моделирование
из
пластика
(бросового
материала)
4.1.
Интересные факты из
2
истории возникновения
полимерных материалов и
их применение в быту.
Особенности технологии
работы с синтетическим и
полимерным материалом.
4.2.
Знакомство с
терминологией: пластик,
полимер, пластмасса и др.
Использование
инструментов при
обработке потолочной
плитки.
Групповая
12
Изготовление игрушек –
2
сувениров из пластикового
бросового материала.
Мини – проекты:
«Медвежонок», «Котенок»,
«Матрешка», «Цветы» и
т.д.
4.4.
Изготовление игрушек –
2
сувениров из пластикового
бросового материала.
Мини – проекты:
«Медвежонок», «Котенок»,
«Матрешка», «Цветы» и
т.д.
4.5.
Конструирование с
2
применением
проволочного каркаса:
лошадка, жираф, собачка,
котенок, мышь.
4.6.
Конструирование с
2
применением
проволочного каркаса:
лошадка, жираф, собачка,
котенок, мышь.
5
Конструирование
Творческая
работа
Здание
Творческая
Групповая
Групповая
2
4.3.
Здание
№1
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
18
17
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.
6
6.1.
6.2.
и моделирование
из
готовых
деталей
конструктора.
Работа с набором
«Конструктор»
Металлические детали.
Способы соединения
деталей. Инструменты,
используемые для
выполнения соединения.
Создание моделей по
образцу. Безопасность
при работе.
Изготовление модели ко
Дню космонавтики
«Наборы «ЛЕГО».
Способы соединения
деталей. Сборка
простейших узлов,
несложных моделей.
Изготовление поделок по
схемам Изготовление
модели по собственному
замыслу.
Мастер-класс Открытка
«Солдатский
треугольник»
Праздник, посвященный
Дню Победы
Итоговая творческая
работа по теме
«Конструирование и
моделирование из
готовых деталей
конструктора»
Подготовка к итоговой
аттестации
Итоговая аттестация.
Выставка-защита
творческих работ.
Посещение выставки
детского творчества
Итоговое занятие
Праздник окончания
учебного года
Подведение итогов.
№1
работа
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая
2
Групповая Здание
№1
Групповая
4
2
Собеседование
Групповая
2
72
2.Условия реализации программы. Данная программа может быть реализована
при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
1.Общие требования к
обстановке в
кабинете.
Оформление кабинета соответствует содержанию
программы,
постоянно
18
обновляется
учебным материалом и наглядными пособиями: Чистота,
освещенность, проветриваемость помещения кабинета в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14; Физкультурные минутки и паузы и
др.
Организационное обеспечение: кабинет, содержащий ученические столы с
оборудованными местами, стол педагога, компьютер, манекен, плакаты, утюг,
гладильная доска.
Перечень оборудования, инструментов, материалов: Карандаши простые,
краски акварельные, гуашь, клей ПВА, альбомы, цветную бумагу, белый и
цветной картон, гофрокартон, пластилин, набор «Конструктор», конструктор
Лего, копировальную бумагу, салфетки, гофрированную бумагу, кисточки,
грамоты, кусачки, шило, молоток, линейки, проволока, вата, картон, лак,
природный, бросовый материал.
Кадровое обеспечение: реализовывать программу имеет право педагог со
средне
специальным
или
высшим
образованием,
обладающий
профессиональными знаниями в области моделирования и конструирования
изделий, имеющий практические навыки организации интерактивной
деятельности детей. По данной программе работает педагог дополнительного
образования Ткаченко Елена Николаевна , педагогический стаж - 21 год, имеет
высшее образование.
3.Формы аттестации: К числу важнейших пунктов работы педагога по данной
программе относится постоянное отслеживание результатов. Способы и
методика
определения
результативности
образовательного
процесса
разнообразны и направлены на определение степени развития творческих
способностей каждого учащегося, сформировании его личностных качеств
(любовь и уважение к Родине, бережное сохранение и продолжение традиций
своего народа, умение общаться с взрослыми и сверстниками), в дальнейшем
развитие профессиональных умений и навыков. Данной программой
предусмотрены следующие формы и виды контроля: Беседа в форме «вопросответ», с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и
особенного. Такой вид контроля развивает мышление обучающегося, умение
общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится
доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы
обучающихся, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Беседы и лекции с
элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес учащихся
и обеспечить дух соревнования. После нескольких пройденных тем
предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и
обсуждением сделанных работ. Основной формой подведения итогов обучения
является участие учащихся в
краевых, районных
конкурсах.
Аттестация обучающихся проводится на добровольных началах и строится на
принципах:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
19
- адекватности содержания и организации аттестации специфике творческой
деятельности обучающихся в конкретном детском объединении и его
образовательной программе;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов.
Виды аттестации: входной контроль, промежуточная и итоговая.
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед
началом образовательного процесса.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающихся
содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода
(полугодия, года).
Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся,
заявленных
в
образовательных
программах
по
завершении
всего
образовательного курса программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе,
промежуточная
аттестация
проводится
в
конце
учебного
года.
Виды осуществления диагностики результатов: устные ответы учащихся
(участие в диалогах-дискуссиях на занятиях), тестовые работы; практические
задания, творческие работы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: фотоматериал,
грамота, готовая работа, журнал посещаемости, материал анкетирования и
тестирования, при применении дистанционных технологий обучения - просмотр
видео и фото файлов с выполненным заданием с помощью электронной почты ,
опрос, комментарии и замечания от педагога.
4.Оценочные материалы.
Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
Учащегося____________________________________________________________________
ФИО
по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (72ч.)
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
учащегося:
1.1Теоретические
Критерии
Соответствие
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
- минимальный
20
На
начало
обучения
На
оконча
ние
обучен
ия
знания
теоретических
знаний
учащегося
программным
требованиям.
1.2 Владение
специальной
терминологией
Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологией.
2.Практическая
подготовка
учащегося:
2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
2.2 Владение
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям.
Отсутствие
и
уровень (учащийся
овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет
более ½);
- максимальный
уровень (учащийся
освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренный
программой за
конкретный период)
- минимальный
уровень (учащийся
избегает употреблять
специальные
термины);
- средний уровень
(учащийся сочетает
специальную
терминологию);
максимальный
уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
и
в
полном
соответствии с их
содержанием)
- минимальный
уровень (учащийся
овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
умений и навыков);
- средний уровень
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½)
максимальный
уровень
(учащийся
освоил
практически
весь объем знаний,
предусмотренный
программой
за
конкретный период)
- минимальный
21
специальным
оборудованием,
оснащением
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения.
2.3 Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий.
3. Общие
учебные умения
и навыки
3.1Учебноинтеллектуальны
е умения:
3.1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
уровень (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при
работе с
оборудованием,
оснащением);
- средний уровень
( работает с
оборудованием,
оснащением с
помощью педагога);
максимальный
уровень
(учащийся
работает
с
оборудованием,
оснащением
не
испытывает
особых
трудностей).
- начальный уровень
умений (учащийся в
состоянии выполнить
лишь
простейшие
практические задания
педагога);
репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания по
образцу);
- творческий уровень
(выполняет
практические задания
с
различными
элементами)
Самостоятельность
- минимальный
в подборе и анализе уровень умений
литературы.
(учащийся испытывает
серьезные
затруднения при
работе с литературой,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений
(работает
с литературой с
помощью педагога или
родителей );
максимальный
22
3.1.2Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.1.3Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу
уровень
умений
(учащийся работает с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный
в
пользовании уровень умений
компьютерными
(учащийся испытывает
источниками
серьезные
информации.
затруднения при
работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений
(работает с помощью
педагога или
родителей);
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный
в
учебной уровень умений
исследовательской
(учащийся испытывает
работе.
серьезные
затруднения при
работе с литературой,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений
(работает
с литературой с
помощью педагога или
родителей );
максимальный
уровень
умений
(учащийся работает с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.2Учебнокоммуникативны
е умения:
3.2.1Умение
Адекватность
слушать и
восприятия
слышать педагога информации,
идущей от педагога.
- минимальный
уровень умений
(учащийся испытывает
серьезные
затруднения при
работе, нуждается в
23
3.2.2Умение
выступать перед
аудиторией
Свобода владения и
подачи учащимися
подготовленной
информации.
3.2.3 Умение
вести полемику,
участвовать в
дискуссии
Самостоятельность
в
построении
дискуссионного
выступления, логика
в
построении
доказательств.
3.3Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1Умение
организовать свое
учебное, рабочее
место
Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
помощи педагога);
- средний уровень
умений
(работает
с помощью педагога
или родителей);
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный
уровень умений
(учащийся испытывает
серьезные
затруднения при
работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений
(работает
с помощью педагога
или родителей );
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный
уровень умений
(учащийся испытывает
серьезные
затруднения при
работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений
(работает
с помощью педагога
или родителей );
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный
уровень умений
(учащийся испытывает
серьезные
затруднения при
24
убирать
собой.
3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности
его
за работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений
(работает с помощью
педагога или
родителей );
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Соблюдение
- минимальный
реальных навыков уровень (учащийся
соблюдения правил овладел менее чем ½
безопасности
объема навыков
программным
соблюдения правил
требованиям.
безопасности,
предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных
навыков составляет
более ½);
максимальный
уровень
(учащийся
освоил
практически
весь объем навыков,
предусмотренный
программой
за
конкретный период).
Оценочными материалами при дистанционном обучении являются:
- тест;
- фото;
- видео отчет;
- адресное общение с помощью электронной почты.
5.Методическое обеспечение.
Методы обучения:
В процессе реализации программы, воспитательно-образовательной работы с
детьми планируется использование педагогических технологий: личностноориентированной, здоровьесберегающей, проектной, технологии коллективного
творчества и других, которые будут способствовать лучшему освоению
материала программы. Реализация технологии личностно-ориентированного и
развивающего обучения планируется через участие в выставках, конкурсах,
культурно-массовых мероприятиях, занятиях, развитие фантазии, воображения.
Обучающиеся научатся выражать свои мысли и идеи в изготовлении изделий,
доводить начатое дело до конца, реализовывать себя в творчестве, смогут
25
воплотить свои фантазии и идеи в изделии.
Реализация технологии
коллективного творчества планируется через обучение и общение в группах,
учащиеся научатся работать в группе, будут видеть, и уважать свой труд и труд
своих сверстников, научатся давать адекватную оценку и самооценку своей
деятельности и деятельности других воспитанников. Здоровьесберегающие
технологии реализуются через проведение физкультминуток и релаксирующих
пауз, учащиеся научатся управлять своим самочувствием и заботиться о своем
здоровье. Использование технологии проектной деятельности пройдет через
планирование и организацию изготовления изделия, контроля трудовой
деятельности, поиска путей решения поставленной задачи, работу с
технологическими картами, схемами повышенной сложности, анализ задания.
Техническое моделирование и прикладное творчество оказывает большое
влияние на развитие личности. Работа над изделиями и моделями способствует
развитию точности восприятия, наблюдательности, мелкой моторики пальцев
рук. Изготовление моделей и конструкций активизирует мышление ребенка.
Ведь при постройке моделей необходимо решать ряд практических задач, а это
требует сообразительности и смекалки. Удачное решение сложных для ребят
технических задач, вызывает у них чувство радости, добавляет уверенности в
своих силах. Первые успехи вызывают желание изготавливать новые, более
сложные модели, способствуют воспитанию трудолюбия.
Важнейшее требование к занятиям по техническому моделированию и
конструированию – дифференцированный подход к воспитанникам с учетом их
здоровья, творческих и умственных способностей. При объяснении теории
используются наглядные материалы (готовые модели, макеты, иллюстрации,
технологические карты и т.д.). Это помогает активизировать у детей
дополнительные чувственные анализаторы. При выполнении некоторых заданий
используется метод деловых игр. Дети в играх конструируют свой собственный
мир, проявляя бурную фантазию. В деловых имитационных играх имитируется
деятельность какой-либо организации, предприятия и т. п. При такой групповой
работе, в которой педагог выступает в роли консультанта, коллективные
действия, постепенно, способствуют индивидуальному решению учебной
задачи.
Методика развивающего обучения заключается в создании условий, когда
развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога, так и для
обучающегося. При таком обучении дети не только овладевают знаниями,
навыками и умениями, но и учатся, прежде всего, способам их самостоятельного
постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности,
развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.
Для сильных учеников используется технология проблемного обучения,
проектная деятельность. При этом педагог ставит конкретное практическое
задание, соответствующее интеллектуальным возможностям воспитанников, а
воспитанник сам (с помощью технологических таблиц, схем)
или под
руководством педагога находит решение и выполняет задание. В процессе
такого обучения воспитанники учатся мыслить логически, творчески, они
испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих
возможностях и силах. Педагог оказывает педагогическую поддержку развития
26
личности ребенка. Даже к самым слабым ребятам отношение на занятии
спокойное и доброжелательное. Учитываются индивидуальные возможности и
особенности ребенка при выборе форм, методов и приемов работы.
На занятии ребенок имеет возможность делать выбор приложения своего
мастерства, решает сам, какую модель будет делать, высказывает свою точку
зрения о приемах работы. Ребенка сравнивают с самим собой, а не с другими
ребятами. У ребенка создается субъективное переживание успеха. Смена
деятельности позволяет ребенку не только стать активным участником
образовательного процесса, но и развивает самостоятельность в принятии
решения. Все дети нуждаются в стимулировании, поэтому, любая активность,
самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методом поощрения. Вся
учебная деятельность нацелена на поддержание у детей оптимизма и
уверенности в своих силах. Девиз занятий: «Ты все можешь!». Вместе с тем,
требования к тому, чтобы ребенок доводил свою работу до конца, чтобы
качество изделия было высоким, чтобы воспитанник преодолевал трудности,
помогают воспитывать у него силу воли, дисциплинированность, трудолюбие,
терпение, ответственность за порученное дело.
Формы подведения итогов осуществляется через наблюдение педагогом,
бесед, итогового занятия по каждому разделу программы, коллективный
анализ выставочных работ, самоанализ, организации выставок, участие в
конкурсах.
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология индивидуального обучения;
- технология коллективной деятельности
Формы организации образовательного процесса:
Реализация данной программы предполагает использование следующих
форм организации образовательного процесса:
- групповые;
- индивидуальные
При организации самостоятельной работы используются инструктаж,
консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих
проектов, экспертиза. Активно применяется система наставничества (когда за
младшим или менее опытным учащимся закрепляется наставник из числа
воспитанников, обладающий определенным опытом и специальными
знаниями).
Формы организации учебного занятия:
-традиционное занятие (вступление, объяснение темы, практическая часть,
подведение итогов);
27
- занятие - экскурсия (с познавательной целью, изучение творческих
достижений сверстников);
- беседа-презентация (вступление, объяснение темы, наглядная демонстрация,
обсуждение, подведение итогов);
- итоговое занятие (выставка, мастер-класс (проведение открытого занятия для
родителей).
При реализации программы с помощью электронного обучения:
Отличительной особенностью дистанционного обучения (ДО) является акцент на
самостоятельную работу учащихся с учебным материалом. Технология ДО
основана на применении в учебном процессе различных видов учебнометодической литературы – печатных материалов, электронных учебных пособий,
аудиои
видео
продукции.
По каждой программе формируется учебно-методический комплекс, включающий
учебный план программы на весь срок обучения, календарный план на текущий
учебный
год
- методические задания к занятиям с контрольными вопросами (тестами);
- комплект заданий и упражнений
по всем разделам программы;
Электронные
материалы
могут
включать:
- электронную версию учебно-методического комплекса на магнитном носителе
или
компакт-диске;
- электронные учебники и учебные пособия по программе или отдельным ее
разделам;
- дополнительное программное обеспечение ( электронные версии основной и
дополнительной учебной литературы, обучающие компьютерные программы,
игры
и
др.).
Аудио- и видеопродукция включает фрагменты учебных занятий, записанные на
диск и являющиеся дополнением к основным носителям учебной информации.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
№
Этап учебного
занятия
1.
Организационный момент
2.
Вводная часть занятия. Основы техники безопасности. Формулирование цели и
задач занятия.
28
3.
Лекция
4.
Предварительное планирование работы (составление устного плана предстоящей
работы)
5.
Обсуждение просмотренного и услышанного материала.
6.
Перерыв
7.
Введение в практическую деятельность.
8.
Практическая часть.
9
Физкультминутка.
10.
Анализ работы, подведение итогов.
11.
Уборка рабочего места.
АЛГОРИТМ занятия во время дистанционных занятий.
1.Вступление.
2. Изложение материала (в форме лекции) на сервисе Google , для
самостоятельного изучения.
3. Проверка выполненных заданий.
4. Персональное адресное общение по электронной почте, общение c помощью
телефонов после изучения учащимися материала.
6.Список литературы.
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Игрушки из бумаги –
СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2003 г.
2. Барта Ч., 200 моделей для умелых рук. - СПб.: «Сфинкс» СПб. – 1997 г.
3. Гальянц Э.К., Базин И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.:
Просвещение, 1991 г
4. Докучаева Н., Игрушки из бумаги и картона, СПб.: «Кристалл»; «Валери»
СПб.- 1997 г.
5. Журнал для родителей и педагогов «Детский досуг», № 2,2006; №4,2005
6. Зенкина С.А. Мониторинг результатов по дополнительной образовательной
программе. Социальная сеть работников образования, nsportal.ru, URL:
http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/08/22/monitoringrezultatov-obucheniya-po-dopolnitelnoy.
7. Игрушки из бумаги, Сборник. - СПб.: «Кристалл»; «Дельта» СПб.- 1996 г
8. Ковалева Т. М., Долгова, Л. М. Концепция школы «Эврика- развитие» как
школы индивидуально ориентированного образования» [Текст] // Управление
школой индивидуального образования. – Томск, 2002.
29
9. Копцев В.П., Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг, 2001 г.
10. Конышева Н.М., Чудесная мастерская – Изд-во «Ассоциация ХХ! век» 2003
11. Молотобарова О.С., Кружек изготовления игрушек-сувениров. – М.:
Просвещение, 1983 г.
12. Столярова С.В., Модели кораблей из бумаги. - Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2004 г.
13. Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо-конструкторской
деятельности. – М.: Академический проект, 2005
14. Черныш И.В., Поделки из природных материалов. – М.: АСТ-Пресс, 2000 г.
15.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Игрушки из бумаги – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2003 г.
16. Барта Ч., 200 моделей для умелых рук. - СПб.: «Сфинкс» СПб. – 1997 г.
17. Гальянц Э.К., Базин И.Я., Что можно сделать из природного материала. –
М.: Просвещение, 1991 г
18. Докучаева Н., Игрушки из бумаги и картона, СПб.: «Кристалл»; «Валери»
СПб.- 1997 г.
19. Журнал для родителей и педагогов «Детский досуг», № 2,2006; №4,2005
20. Зенкина С.А. Мониторинг результатов по дополнительной образовательной
программе. Социальная сеть работников образования, nsportal.ru, URL:
http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/08/22/monitoringrezultatov-obucheniya-po-dopolnitelnoy.
21. Игрушки из бумаги, Сборник. - СПб.: «Кристалл»; «Дельта» СПб.- 1996 г
22. Ковалева Т. М., Долгова, Л. М. Концепция школы «Эврика- развитие» как
школы индивидуально ориентированного образования» [Текст] // Управление
школой индивидуального образования. – Томск, 2002.
23. Копцев В.П., Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг, 2001 г.
24. Конышева Н.М., Чудесная мастерская – Изд-во «Ассоциация ХХ! век» 2003
25. Молотобарова О.С., Кружек изготовления игрушек-сувениров. – М.:
Просвещение, 1983 г.
26. Столярова С.В., Модели кораблей из бумаги. - Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2004 г.
27. Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо-конструкторской
деятельности. – М.: Академический проект, 2005
28.Черныш И.В., Поделки из природных материалов. – М.: АСТ-Пресс, 2000 г.
- Перевертень Г.И., Волшебная флористика, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.
- Перевертень Г.И., Чудеса из пуха растений, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 г.
- Перевертень Г.И., Поделки из шишек, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.
- Перевертень Г.И., Искусные поделки из разных материалов, М.: АСТ; Донецк:
Сталкер, 2004 г.
30
- Перевертень Г.И., Поделки из орехов, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2002 г.
- Перевертень Г.И., Поделки из желудей, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.
29. Серия «Подарок своими руками». Иванова Л.В., Цветы оригами для
любимой
мамы.
М.:
АСТ;
Донецк:
Сталкер,
2005
г.
30.Серия Журнал «Мастерилка».
31. Хоровод. - Ростов н/Дону: Изд-во «Малыш», 1991 г.
40. Цирулин Н.А., Проснякова Г.Н., Умелые руки. – Самара: Корпорация
«Федоров», Изд-во «Учебная литература», 2004 г.
31