Юный фотограф

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
станицы СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета МБУДО СЮТ
Директор МБУДО СЮТ
от «09» января 2023г.
___________ Е.А. Отрошко
Протокол №3
М.П. «10» января 2023г.
Приказ № 49
от «10» января 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный фотограф»
Уровень программы:
Срок реализации программы:
Возрастная категория:
Форма обучения:
Вид программы:
Программа реализуется:
ID-номер Программы в Навигаторе:

ознакомительный
1 год – 144 часа
от 11 до 16 лет
очная, дистанционная
модифицированная
на бюджетной основе

Автор - составитель:
Косенко Юлия Григорьевна
Должность: педагог
дополнительного образования

ст. Старотитаровская, 2023

2

Структура содержания
дополнительной общеобразовательной программы
Титульный лист

1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи

6

1.3

Содержание программы

7

1.4

Учебно-тематический план

9

1.5

Планируемые (ожидаемые) результаты

13

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1

Календарный учебный график

15

2.2

Условия реализации программы

30

2.3

Формы аттестации

32

2.4

Оценочные материалы

33

2.5

Методические материалы

37

2.6

Список литературы

42

3

Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Юный фотограф» имеет техническую
направленность и является одним из вариантов дополнительного образования
для школьников, дающим начальные технические знания и понятия,
необходимые для занятий техническим творчеством, способствует развитию
творческих способностей детей младшего школьного возраста в области
фотографии.
Программа представляет собой логически выстроенную систему работы,
направленную на:
• формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании.
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, организацию их свободного времени выявление одаренных
обучающихся, обладающих способностями к творческой деятельности.
1.2.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Актуальность: заключается в том, что последние годы фотография развивается
всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня
представить современное общество без фотографии: она широко используется в
журналистике, с её помощью ведется летопись страны и каждой семьи.
Занятия фотографией способствуют приобщению учащихся к прекрасному,
помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира. Данная
программа позволяет многим учащимся найти своё место в жизни, развить в себе
способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и
полезным делом. В настоящее время фотография является широко доступной,
как никакой другой вид визуального искусства, и в то же время, именно
фотография имеет средства и возможности научить изобразительному
мышлению.
Новизна заключается в том, что содержание Программы не только расширяет
представление о технике, но и дает возможность расширить свой кругозор.
Педагогическая целесообразность: способствует развитию познавательных
интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к

4

фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися
знаний в области информационных технологий и практических навыков работы
с графической информацией является составным элементом общей
информационной культуры современного человека, служит основой для
дальнейшего роста профессионального мастерства.
Одна из задач программы - обучение фотосъемке, поэтому запланировано
большое количество выходов на фотосъемку, а также экскурсии в музей и на
выставки. Данная программа отдает приоритет практическим работам. На
теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приемы и только в
том объеме, в котором они будут использоваться в последующей практической
работе. При этом целью каждой практической работы ставится законченный
значимый результат. Порядок тем составлен таким образом, чтобы каждая
последующая тема давала возможность перейти на новый этап с получением
новой законченной работы. После изучения основного количества тем данного
цикла проходит обобщающее занятие. После таких занятий запланированы
самостоятельные практические работы и теоретические тесты, часто в игровой
форме, направленные не столько на проверку, сколько на закрепление
обобщенного результата. Программа предполагает и самостоятельную работу
обучающихся. Работа по данной программе включает в себя подготовку
индивидуального проекта или портфолио, включающее в себя фотографии,
сделанные ребенком. Специфика объединения позволяет развивать такие черты
характера,
как
усидчивость,
собранность,
целеустремленность,
коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций,
идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях.
Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою
ценность, найти свое место.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
соответствует действующим нормативно-правовым актам и государственным
программным документам:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022г. № 678-р.
План мероприятий I этап (2022-2024 годы) по реализации Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённый
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678р.

5

4.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года, протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
5.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7
декабря 2018 года.
6.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г.№ 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9.
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019г.№ 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы), Москва, 2015 - Информационное письмо 09-3242 от 18.11.2015 г.
11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года №298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018 года, регистрационный номер 25016).
12. Письмо Министерства образования науки РФ «О направлении
методических рекомендаций по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», кафедра дополнительного
образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, 2016
год.
1.3. Отличительные особенности программы в том, что её содержание
нацелено на развитие творческого потенциала школьников, на приобщение
учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество.
Адресат программы. Программа ориентирована на школьный возраст от 11 до
16 лет. При разработке Программы учитывались возрастные особенности
учащихся. Характерная особенность детей этого возрастного периода- ярко
выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети
воспринимают
те
объекты,
которые
вызывают
непосредственный
эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Как правило, дети этого
возраста отличаются бодростью, жизнерадостностью. Восприятие на этом

6

уровне развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять
предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём,
произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.
1.5. Уровень программы, объем и сроки – ознакомительный, срок реализации
программы - 1 год.
После каждых 45 минут занятия перерыв по 10 минут.
Возрастной состав 11-16 лет, по 15 человек в группе.
1.6. Цель и задачи программы На основе интереса подростков к фотографии
развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в
самосовершенствовании и создавать условия для реализации их творческих
возможностей
Задачи:
Образовательные :
Познакомить
с основными
понятиями и
принятыми в
цифровой фотографии;

определениями,

- Научить основным приемам владения фотоаппаратом;
- Сформировать практические навыки и умения обращаться с различными
типами фотоаппаратов;
- Сформировать основанные навыки цифровой обработки фотографий с
использованием современного программного обеспечения.
Развивающие:
- Развитие зрительного восприятия воспитанников, фотографического видения,
композиции;
- Формирование критического мышления у учащихся, умения отличать
удачные кадры отнеудачных;
- Сформировать
деятельности;

у

учащихся

навыки

самостоятельной

познавательной

- Развить у воспитанников художественный вкус и творческие способности.
Воспитательные :
- Показать роль фотографии в повседневной жизни человека и общества;
Способствовать воспитанию природного и разно культурного сознания.
1.7. Объем и сроки реализации программы. Программа ознакомительного
уровня, срок освоения программы 36 учебных недель в объеме 144 часа с учётом
максимальной нагрузки в неделю согласно санитарным нормам и правилам .
1.8. Формы
обучения
и
режим
занятий
по
программе.
Очная, дистанционная. Программа рассчитана на 144 часа, 2 раз в неделю по 2
часа,
занятия
проводятся
согласно
расписанию.
Установленная

7

продолжительность одного занятия 45 минут, продолжительность перерыва
между занятиями -10 минут.
1.9. Особенности организации образовательного процесса. Состав группы:
постоянный, количество учащихся до 15 человек в группе. Формы занятий:
групповые. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом
возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений
обучающихся.
2.Содержание программы.
№
п/п
1.

Название раздела,
темы

Количество часов
всего
теории
практики

Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.

2.
2.1

Раздел 2. Введение в фотографию (12 часов)
Введение в фотографию.
2
2
История фотографии.
2
2
История фотографии в России
2
2
История фотоаппарата.
2
2
Фотографы и изобретатели
2
2
Фотоаппарат. Принципы
2
2
работы.

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1

Форма
контроля

2

2

-

Раздел 3. Фотокомпозиция (8 часов)
Построение вертикального
2
2
кадра.
Построение горизонтального
2
2
кадра.
Построение горизонтального
2
2
кадра.
Построение горизонтального
2
2
кадра.
Раздел 4. Пейзаж (20 часов)
Практическое занятие по теме
пейзаж.

2

4.2

Практическое занятие по теме
пейзаж.

2

4.3

Практическое занятие по теме
пейзаж.

2

Собеседование.

Посещаемость.
Посещаемость.
Посещаемость.
Посещаемость.
Посещаемость.
Посещаемость.

Посещаемость.
Посещаемость.
Посещаемость.
Посещаемость.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

8

4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10

Особенности съёмки «сельского»
пейзажа.
Особенности съёмки «городского»
пейзажа.
Особенности съёмки
«городского» пейзажа.
Особенности съёмки
«городского» пейзажа.
Подготовка к фотовыставке.
Художественное оформление
фотовыставки.
Выставка фотографий.

2
2
2
2
2
2
2

2

-

Посещаемость.

2

-

Посещаемость.

2

-

Посещаемость.

2

-

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

5.
5.1

Раздел 5. Натюрморт (34 часа)
Композиционное построение
2
2
предметов в натюрморте.

5.2

Композиционное построение
предметов в натюрморте.

2

5.3

Композиционное построение
предметов в натюрморте.

2

5.4

Композиционное построение
предметов в натюрморте.

2

5.5

Композиционное построение
предметов в натюрморте.

2

5.6

Освещение в натюрморте.

2

5.7

Освещение в натюрморте.

2

5.8

2

5.11

Освещение в натюрморте.
Изготовление рамок для фото.
Освещение в натюрморте.
Изготовление рамок для фото.
Освещение в натюрморте.
Изготовление рамок для фото.
Изготовление рамок для фото.

5.12

Изготовление рамок для фото.

2

5.13

Изготовление рамок для фото.

2

5.9
5.10

2
2
2

Посещаемость.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Посещаемость.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

9

5.14

Изготовление рамок для фото.

2

5.15

Съёмка новогоднего
натюрморта.

2

5.16

Художественное оформление
фотовыставки.

2

5.17

Выставка фотографий.

2

6.
6.1

Раздел 6.
Основы портретной съёмки:
масштабы
портрета,
виды
портрета, точка съёмки.
Основы портретной съёмки:
масштабы
портрета,
виды
портрета, точка съёмки.
Основы портретной съёмки:
масштабы
портрета,
виды
портрета, точка съёмки.
Основы портретной съёмки:
масштабы
портрета,
виды
портрета, точка съёмки.
Освещение
в
портретной
съёмке: направления света,
виды света, осветительное
оборудование,
используемое
при
съёмке
портрета.
Освещение
в
портретной
съёмке: направления света,
виды света, осветительное
оборудование,
используемое
при съёмке портрета.
Освещение
в
портретной
съёмке: направления света,
виды света, осветительное
оборудование,
используемое
при съёмке портрета.
Освещение
в
портретной
съёмке: направления света,
виды света, осветительное
оборудование,
используемое
при съёмке портрета.
Съёмка портрета.

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

6.9

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Посещаемость.

Портрет(34 часа)
2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Творческая
работа.

10

6.10

Съёмка портрета.

2

6.11

Съёмка портрета.

2

6.12

Изготовление рамок для фото.

2

6.13

Изготовление рамок для фото.

2

6.14

Изготовление рамок для фото.

2

6.15

Изготовление рамок для фото

2

6.16

Художественное оформление
фотовыставки.

2

6.17

Выставка портретов.

2

7.
7.1

Раздел 7. Фотосъемка(30 часов)
Фотосъёмка
в простых
2
2
условиях освещения (в здании)

7.2

Фотосъёмка
в простых
условиях освещения (в здании)

2

7.3

Фотосъёмка
в простых
условиях освещения (в здании)

2

7.4

Фотосъёмка
в простых
условиях освещения (в здании)

2

7.5

Фотосъёмка
в простых
условиях освещения (в здании)

2

7.6

Фотосъёмка
в простых
условиях освещения (в здании)

2

7.7

Просмотр фото.

2

7.8

Фотосъёмка при дневном
освещении.

2

7.9

Фотосъёмка при дневном
освещении.

2

7.10

Фотосъёмка при дневном
освещении.

2

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

-

2

Творческая
работа.

2
-

Творческая
работа.

2

Творческая
работа.

2

Творческая
работа.

2

Творческая
работа.

2

Творческая
работа.

2

Творческая
работа.

2

Посещаемость.

2

Творческая
работа.

2

Творческая
работа.

Творческая
работа.

11

7.11

Фотосъёмка при дневном
освещении.

2

7.12

Фотосъёмка при дневном
освещении.

2

7.13

Просмотр фото.

2

7.14

Просмотр фото.

2

7.15

Просмотр слайдов, копирование
«слайдов» с «Диска» в папку
«Мои документы».

2

8.
8.1

Раздел 8. Подведение итогов (4 часа)
Отбор, доработка, распечатка
2
2
«выставочных работ».
Итоговое занятие. Отбор,
2
2
доработка, распечатка
«выставочных работ».

8.2

ИТОГО

144

2

Творческая
работа.

2

Творческая
работа.

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

2

Посещаемость.

-

34

Посещаемость.
Посещаемость.

110

2.2.Содержание учебного плана для очного обучения.
Тема №1
Вводное занятие (2 часа).
Теоретическая часть (2 часа). Вводное занятие.
безопасности.
Тема №2

Инструктаж по технике

Введение в фотографию (12 часов).
Теоретическая часть (12 часов). Введение в фотографию. История фотографии.
История фотографии в России. История фотоаппарата. Фотографы и
изобретатели. Фотоаппарат. Принципы работы.
Тема №3
Фото композиция (8 часов).
Теоретическая часть (8 часов). Построение вертикального кадра. Построение
горизонтального кадра. Построение горизонтального кадра. Построение
горизонтального кадра.
Тема №4
Пейзаж (20 часов).

12

Теоретическая часть (8 часов). Особенности съёмки «сельского» пейзажа.
Особенности съёмки «городского» пейзажа. Особенности съёмки «городского»
пейзажа. Особенности съёмки «городского» пейзажа.
Практическая часть (12 часов). Практическое занятие по теме пейзаж.
Практическое занятие по теме пейзаж. Практическое занятие по теме пейзаж.
Подготовка к фотовыставке. Художественное оформление фотовыставки.
Выставка фотографий.
Тема №5
Натюрморт. (34 часа)

Теоретическая часть (2 часа). Композиционное построение предметов в
натюрморте.
Практическая часть (32 часа). Композиционное построение предметов в
натюрморте. Композиционное построение предметов в натюрморте.
Композиционное построение предметов в натюрморте. Композиционное
построение предметов в натюрморте. Освещение в натюрморте. Освещение в
натюрморте. Освещение в натюрморте. Изготовление рамок для фото.
Освещение в натюрморте. Изготовление рамок для фото. Освещение в
натюрморте. Изготовление рамок для фото. Изготовление рамок для фото.
Изготовление рамок для фото. Изготовление рамок для фото. Изготовление
рамок для фото. Съёмка новогоднего натюрморта. Художественное оформление
фотовыставки. Выставка фотографий.
Тема №6
Портрет (34 часа)
Практическая часть (34 часа). Основы портретной съёмки: масштабы портрета,
виды портрета, точка съёмки. Основы портретной съёмки: масштабы портрета,
виды портрета, точка съёмки. Основы портретной съёмки: масштабы портрета,
виды портрета, точка съёмки.
Основы портретной съёмки: масштабы портрета, виды портрета, точка съёмки.
Освещение в портретной съёмке: направления света, виды света, осветительное
оборудование, используемое при
съёмке
портрета. Освещение в
портретной съёмке: направления света, виды света, осветительное оборудование,
используемое при съёмке портрета. Освещение в портретной съёмке:
направления света, виды света, осветительное оборудование, используемое при
съёмке портрета. Освещение в портретной съёмке: направления света, виды
света, осветительное оборудование, используемое при съёмке портрета. Съёмка
портрета. Съёмка портрета. Съёмка портрета. Изготовление рамок для фото.
Изготовление рамок для фото. Изготовление рамок для фото. Изготовление
рамок для фото. Художественное оформление фотовыставки. Выставка
портретов.

13

Тема №7
Фотосъемка (30 часов)

Теоретическая часть (2 часа). Просмотр фото.
Практическая часть (28 часов). Фотосъёмка
в простых условиях освещения (в
здании). Фотосъёмка в простых условиях освещения (в здании). Фотосъёмка в
простых условиях освещения (в здании). Фотосъёмка
в простых условиях
освещения (в здании). Фотосъёмка в простых условиях освещения (в здании).
Фотосъёмка в простых условиях освещения (в здании). Фотосъёмка при дневном
освещении. Фотосъёмка при дневном освещении. Фотосъёмка при дневном
освещении. Фотосъёмка при дневном освещении. Фотосъёмка при дневном
освещении. Просмотр фото. Просмотр фото. Просмотр слайдов, копирование
«слайдов» с «Диска» в папку «Мои документы».
Тема №8
Подведение итогов (4 часа)
Практическая часть (4 часа). Отбор, доработка, распечатка «выставочных работ».
Итоговое занятие. Отбор, доработка, распечатка «выставочных работ».
2.3.

Планируемые результаты и способы их проверки.

Предметные результаты:
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее
ценными являются
следующие
компетенции, отраженные
в содержании курса:
- наблюдать за объектами окружающего мира;
- обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и

письменно описывать объекты по результатам наблюдений, работы
с
фотографией;
- соотносить
результаты
наблюдения
с
целью, т.
е.
получать ответ
на
вопрос
«Удалось
ли
достичь
поставленной
цели?»;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е.
создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с
помощью компьютера с использованием текстового или
графического
редактора
- понимать, что освоение собственно информационных технологий является не
самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и
описания (под описанием понимается
создание
фотоснимка
в
разных
жанрах
исполнения);
-выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в
процессе

14

фотографирования объектов анализировать результаты сравнения (ответы на
вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); различать целое и часть;
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность

при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы
(сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать
воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и
презентации и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных
проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы,
оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
-эстетические
чувства,
художественно-творческого
мышление,
наблюдательность и фантазия;
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства и освоения
искусства фотографии.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации;
2. Познавательные:
уметь удерживать учебную задачу, применять
установленные правила, осуществлять рефлексию способов и условий
действий, строить рассуждения и т. п;
3.Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, вырабатывать
умение работать в парах, обучать сотрудничеству, формулировать свои
затруднения, использовать речь для регуляции своих действий, строить
понятные для партнёра высказывания и т. п;
4.Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе
критериев успешности деятельности, умение задавать вопросы. Поиск
информации, фиксация (запись) информации с помощью различных
технических средств; выступление перед небольшой аудиторией с устным
сообщением с ИКТ – поддержкой.

15

2.4.

-

Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Формы контроля:
начальный - проводится с целью определения уровня развития детей;

-

промежуточный – с целью определения результатов обучения;

итоговый - с целью определения изменения уровня развития
обучающихся, их творческих способностей достижение поставленных целей.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
собеседование; коллективный анализ работ; самоанализ; опрос; презентация
творческих работ; выставка творческих работ; викторина; беседа; игра; конкурс.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов при
дистанционной форме обучения:
-

тест;

-

фото;

-

видео отчет;

-

адресное общение с помощью электронной почты.

Раздел II «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
1.Календарный учебный график для очного обучения.
№
п/п

1.

1.1

Тема занятия

Колво
часов

1.Вводное занятие.

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.

2

Время
прове
дения
заня
тия

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Групповая

Здание №2
кабинет
«Юный
фотограф»

Собеседование

16

2.

2.1
2.2
2.3

2.4
2.5
2.6

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

4.
4.1

4.2

4.3

Раздел 2. Введение
в фотографию.
Введение в
фотографию.
История
фотографии.
История
фотографии в
России
История
фотоаппарата.
Фотографы и
изобретатели
Фотоаппарат.
Принципы
работы.
Раздел 3.
Фотокомпозиция
Построение
вертикального
кадра.
Построение
горизонтального
кадра.
Построение
горизонтального
кадра.
Построение
горизонтального
кадра.
Раздел 4.
Пейзаж
Практическое
занятие по теме
пейзаж.
Практическое
занятие по теме
пейзаж.
Практическое
занятие по теме
пейзаж.

12

Групповая

Здание №2 Собеседование,
кабинет
творческая
«Юный
работа
фотограф»

Групповая

Здание №2 Собеседование,
кабинет
творческая
«Юный
работа
фотограф»

Групповая

Здание №2 Собеседование,
кабинет
творческая
«Юный
работа
фотограф»

2
2
2
2
2
2

8

2

2

2

2

20

2

2

2

17

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8
4.9

4.10
5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Особенности
съёмки
«сельского»
пейзажа.
Особенности
съёмки
«городского»
пейзажа.
Особенности
съёмки
«городского»
пейзажа.
Особенности
съёмки
«городского»
пейзажа.
Подготовка к
фотовыставке.
Художественное
оформление
фотовыставки.
Выставка
фотографий.
Раздел 5.
Натюрморт
Композиционное
построение
предметов в
натюрморте.
Композиционное
построение
предметов в
натюрморте.
Композиционное
построение
предметов в
натюрморте.
Композиционное
построение
предметов в
натюрморте.
Композиционное
построение

2

2

2

2

2
2
2
34
Групповая

2

2

2

2

2

Здание №2 Собеседование,
кабинет
творческая
«Юный
работа
фотограф»

18

5.6
5.7
5.8

5.9

5.10

5.11
5.12
5.13
5.14
5.15

5.16

5.17
6.

6.1

6.2

предметов в
натюрморте.
Освещение в
натюрморте.
Освещение в
натюрморте.
Освещение в
натюрморте.
Изготовление
рамок для фото.
Освещение в
натюрморте.
Изготовление
рамок для фото.
Освещение в
натюрморте.
Изготовление
рамок для фото.
Изготовление
рамок для фото.
Изготовление
рамок для фото.
Изготовление
рамок для фото.
Изготовление
рамок для фото.
Съёмка
новогоднего
натюрморта.
Художественное
оформление
фотовыставки.
Выставка
фотографий.
Раздел 6.
Портрет
Основы
портретной
съёмки:
масштабы
портрета, виды
портрета, точка
съёмки.
Основы
портретной

2
2

2

2

2

2
2
2
2
2

2
2
Групповая

2

2

Здание №2 Собеседование,
кабинет
творческая
«Юный
работа
фотограф»

19

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

съёмки:
масштабы
портрета, виды
портрета, точка
съёмки.
Основы
портретной
съёмки:
масштабы
портрета, виды
портрета, точка
съёмки.
Основы
портретной
съёмки:
масштабы
портрета, виды
портрета, точка
съёмки.
Освещение в
портретной
съёмке:
направления
света, виды
света,
осветительное
оборудование,
используемое при
съёмке
портрета.
Освещение в
портретной
съёмке:
направления
света, виды
света,
осветительное
оборудование,
используемое при
съёмке
портрета.
Освещение в
портретной
съёмке:
направления

2

2

2

2

2

20

6.8

6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16

6.17

света, виды
света,
осветительное
оборудование,
используемое при
съёмке
портрета.
Освещение в
портретной
съёмке:
направления
света, виды
света,
осветительное
оборудование,
используемое при
съёмке
портрета.
Съёмка портрета.
Съёмка портрета.
Съёмка портрета.
Изготовление
рамок для фото.
Изготовление
рамок для фото.
Изготовление
рамок для фото.
Изготовление
рамок для фото
Художественное
оформление
фотовыставки.
Выставка
портретов.

7.

Раздел 7.
Фотосъемка.

7.1

Фотосъёмка
в простых
условиях
освещения (в
здании)

2

2
2
2
2
2
2
2

2

2

30

2

Групповая

Здание №2 Собеседование,
кабинет
творческая
«Юный
работа
фотограф»

21

7.2

Фотосъёмка

7.3

в простых
условиях
освещения (в
здании)
Фотосъёмка

7.4

в простых
условиях
освещения (в
здании)
Фотосъёмка

7.5

в простых
условиях
освещения (в
здании)
Фотосъёмка

7.6

в простых
условиях
освещения (в
здании)
Фотосъёмка

7.7
7.8

7.9

7.10

7.11

в простых
условиях
освещения (в
здании)
Просмотр фото.
Фотосъёмка при
дневном
освещении.
Фотосъёмка при
дневном
освещении.
Фотосъёмка при
дневном
освещении.
Фотосъёмка при
дневном
освещении.

2

2

2

2

2

2
2

2

2

2

22

7.12

7.13
7.14
7.15

8.

8.1

8.2

Фотосъёмка при
дневном
освещении.
Просмотр фото.
Просмотр фото.
Просмотр
слайдов,
копирование
«слайдов» с
«Диска» в папку
«Мои
документы».
Раздел 8.
Подведение
итогов.
Отбор,доработка,
распечатка
«выставочных
работ».
Итоговое
занятие. Отбор,
доработка,
распечатка
«выставочных
работ».
Итого

2
2
2

2

4

Групповая

Здание №2 Собеседование,
кабинет
творческая
«Юный
работа
фотограф»

2

2

144

2.Условия реализации программы. Для организации учебного процесса
необходимо иметь учебный кабинет для занятий с детьми. В комплект входит:
- парты;
- стулья;
-компьютер.
Для проведения теоретических занятий необходим учебный кабинет,
соответствующий всем санитарным и пожарным нормам, оборудованный всеми
необходимыми наглядными пособиями и плакатами.
По результатам работы за год, как правило, на каникулах, проводится
мониторинг качества освоения образовательной программы учащимися,
проводятся итоговые выставки, конкурсы, собеседования. В процессе обучения
учащийся полностью овладевает технической терминологией, познает основы
начального моделирования. Занятия проводятся в учебном кабинете с
использованием компьютерной техники. Поэтому перед ведением занятий
необходимо научить учащихся основам техники безопасности.
Результаты инструктажа необходимо занести в специальный журнал, и
ежегодно его обновлять (проводить повторные инструктажи). Современное

23

развитие телекоммуникаций в значительной степени расширяет возможности
увеличения и качественного улучшения знаний.
Перечень оборудования: У каждого ученика должен быть свой фотоаппарат.
Обработка снимков осуществляется на компьютере. Для просмотра снимков во
время занятий используется мультимедийный проектор. Вовремя
работы
учащимся предоставляются необходимые принадлежности (штатив, лампа).
Дидактический и демонстрационный материал:
- стенды;
- работы учащихся;
- демонстрационные образцы и работы;
- иллюстрационный материал к тематическим праздникам Новый год, День
Защитника Отечества, Праздник весны.
Информационное обеспечение: Фотоальбомы с подборками фотографий;
Интернет – источники.
Кадровое обеспечение: реализовывать программу имеет право педагог со
средне
специальным
или
высшим
образованием,
обладающий
профессиональными знаниями в области технического моделирования,
имеющий практические навыки организации интерактивной деятельности детей.
По данной программе работает педагог дополнительного образования Косенко
Юлия Григорьевна, педагогический стаж - 24 года, имеет высшее образование.
3.Формы аттестации.
Формы аттестации:
Собеседование; самоанализ; анкетирование; олимпиада; самостоятельная
работа: опрос; презентация творческих работ; демонстрация моделей; выставка;
викторина; беседа; игра; защита проекта, творческой работы; конкурс; отчетные
выставки.
- промежуточная – с целью определения результатов обучения;
- итоговая - с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их
творческих способностей достижение поставленных целей.
Формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных
результатов:
диагностическая карта, фотоматериал, грамота, готовая работа, журнал
посещаемости, материал анкетирования и тестирования, при применении
дистанционных технологий обучения - просмотр видео и фото файлов с
выполненным заданием с помощью электронной почты, опрос, комментарии и
замечания от педагога.
4.Оценочные материалы.
Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
Учащегося____________________________________________________________________
ФИО

24

по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (144ч.)
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

На начало
обучения

1.Теоретическая подготовка учащегося:
1.1Теоретически Соответствие
минимальный уровень
е знания
теоретических
(учащийся
овладел
знаний учащегося менее чем ½ объема
программным
знаний,
требованиям
предусмотренных
программой);
средний
уровень
(объем
усвоенных
знаний
составляет
более ½);
максимальный
уровень
(учащийся
освоил
практически
весь объем знаний,
предусмотренный
программой
за
конкретный период)
1.2 Владение
Осмысленность
минимальный
уровень
специальной
и правильность
(учащийся
избегает
терминологией
использования
употреблять специальные
специальной
термины);
терминологией
средний
уровень
(учащийся
сочетает
специальную
терминологию);
-максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием)
2.Практическая подготовка учащегося:
2.1 Практические Соответствие
минимальный уровень
умения и навыки, практических
(учащийся
овладел
предусмотренны умений и навыков менее чем ½ объема
е программой
программным
знаний,
требованиям
предусмотренных
умений и навыков);
средний
уровень
(объем
усвоенных
умений
и
навыков
составляет более ½)

На
окончание
обучения

25

Владение
специальным
оборудованием,
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

2.3 Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

Общие учебные умения и навыки
3.1Учебноинтеллектуальны
е умения:
3.1.1 Умение
Самостоятельнос
подбирать и
ть в подборе и
анализировать
анализе
специальную
литературы
литературу

- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием,
оснащением);
- средний уровень
(работает с
оборудованием,
оснащением с помощью
педагога);
-максимальный уровень
(учащийся работает с
оборудованием,
оснащением не испытывает
особых трудностей).
начальный уровень
умений (учащийся в
состоянии выполнить
лишь простейшие
практические задания
педагога);
- репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания по
образцу);
- творческий уровень
(выполняет
практические задания с
различными
элементами)

минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений (работает с
литературой с
помощью педагога или
родителей);

26

максимальный
уровень
умений
(учащийся работает с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.1.2Умение
Самостоятельнос минимальный уровень
пользоваться
ть в пользовании умений (учащийся
компьютерными компьютерными
испытывает серьезные
источниками
источниками
затруднения при
информации
информации
работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.1.3Умение
Самостоятельнос минимальный уровень
осуществлять
ть в учебной умений (учащийся
учебноисследовательско испытывает серьезные
исследовательску й работе
затруднения при работе
ю работу
с литературой,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений (работает с
литературой с
помощью педагога или
родителей);
максимальный
уровень
умений
(учащийся работает с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.2Учебно-коммуникативные умения:
3.2.1Умение
Адекватность
минимальный уровень
слушать и
восприятия
умений (учащийся
слышать
информации,
испытывает серьезные
педагога
идущей
от затруднения при
педагога
работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений (работает с

27

помощью педагога или
родителей);
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.2.2Умение
Свобода владения минимальный уровень
выступать перед и
подачи умений (учащийся
аудиторией
учащимися
испытывает серьезные
подготовленной
затруднения при
информации
работе, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень
умений
(работает с
помощью педагога или
родителей);
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.2.3 Умение
Самостоятельнос минимальный уровень
вести полемику,
ть в построении умений (учащийся
участвовать в
дискуссионного
испытывает серьезные
дискуссии
выступления,
затруднения при
логика
в работе, нуждается в
построении
помощи педагога);
доказательств
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);
максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.3Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1Умение
Способность
минимальный уровень
организовать
самостоятельно
умений (учащийся
свое учебное,
готовить
свое испытывает серьезные
рабочее место
рабочее место к затруднения при
деятельности
и работе, нуждается в
убирать его за помощи педагога);
собой
- средний уровень
умений (работает с
помощью педагога или
родителей);

28

3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Соблюдение
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям

максимальный
уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
минимальный уровень
(учащийся овладел
менее чем ½ объема
навыков соблюдения
правил безопасности,
предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных
навыков составляет
более ½);
максимальный
уровень
(учащийся
освоил
практически
весь объем навыков,
предусмотренный
программой
за
конкретный период).

5.Методическое обеспечение.
Методы обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся,
направленная на достижение заданной цели обучения.
Педагоги дополнительного образования используют в своей деятельности
достаточно большой набор методов обучения.
Формы организации учебного занятия:
Занятия проводятся в групповой форме.
Основные виды групповых занятий: беседа, презентация, мастер-класс,
экскурсия, музейное занятие, просмотр видео, защита творческих работ,
выставка.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая
деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат
практические, поисково-творческие работы. Все виды практической
деятельности в программе направлены на освоение различных технологий
работы с информацией, фототехникой и компьютером как инструментом
обработки информации.

29

На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект или тема работы для
обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности
рекомендуемых в программе практических умений и навыков.
• словесные: рассказ, беседа, диалог,

• словесные
(лекции, рассказ,
инструктаж;
• методы практической работы:
беседа,
упражнения,
разбор, объяснение, разучивание),
репетиции, графические работы; проектно• метод упражнения,
конструкторские
методы:
разработка
• прослушивание,
творческих проектов;
• анализ,
моделирование, создание моделей,
конструкций, создание творческих работ,• наблюдение,
проектирование (планирование
• самоконтроль,
деятельности);
• метод контроля.
• наглядные методы обучения:
Педагогические технологии:
демонстрация, показ.
- технология группового обучения;

- технология индивидуального обучения.
Формы организации образовательного процесса: Занятия проводятся в
групповой форме. Основные виды групповых занятий: беседа, презентация,
мастер-класс, экскурсия, музейное занятие, демонстрация моделей, защита
творческих работ , выставка. .
Алгоритм во время теоретических и практических занятий:
- организационный момент (сбор всех учащихся),
- вводная часть (краткий рассказ о теме занятия, инструктаж),
- опрос по пройденному материалу прошлого занятия,
- лекция и закрепление материала на практике (учебное занятие),
- отдых (динамическая пауза, физкультминутка, короткий перерыв,
проветривание помещения),
- ответы на вопросы (по только что пройденному материалу),
- конец занятия.
Алгоритм проведения дистанционного занятия:
1)
Педагог формирует кейс (учебный материал к уроку) и отправляет
учащемуся (по электронной почте).
2)
Учащийся изучает материалы урока (инструкцию, видеоурок,
презентацию.
3)
Файлы с объяснением учебного материала.
4)
Учащиеся выполняют задания и отправляет их на проверку педагогу (по

30

электронной почте).
5)
Педагог проверяет работу и отправляет учащемуся результаты,
комментарии, пояснения.
Общение в режиме реального времени (через чат, через видеосвязь) при
проведении урока кейс-электронный отсутствует.
Список литературы
1. А.А.Васильев. Творческая фотография: от замысла к воплощению

М.1988.
2. А.В.Гальперин Определение фотографической экспозиции М.1956.
3. А.В.Фомин Общий курс фотографии МЛ. 1981.
4. А.Г.Дегтярев. Фотокомпозиция М. 1998.
5. В.А.Яштолд-Говорко Фотоматериалы, их применение М.1994
6. В.А.Яштольд-Говорко. Печать фотоснимков. М.И. 1967.
7. В.Агафонов, С.Г.Пожарская Фотобукварь М. 1993
8. Волосов Д.С. Фотографическая оптика МЛ. 1978
9. Г.А.Джонс. Прикладная фотография М.1956.
10. Г.Вудхед. Творческие методы печати в фотографии М. 1978
11. Г.Клаус, Г.Мойзель Применение светофильтров в фотографии М.1983.
12. Д.Курский. Работа фотографа в павильоне. М.,1979.
13. Д.О.Стародуб. Азбука фотографии. Мин.1990
14. Д.С.Гурлев Справочник по фотографии (обработка фотоматериалов) Киев
1988.
15. Дж.Уэйд. Техника пейзажной фотографии М.1989.
16. Дж.Хеджкоу Искусство цветной фотографии МЛ 1981.
17. Дыко Л.П. Беседы о фотокомпозиции. М. 1988
18. Килпатрик Д. Свет и освещение, пер.с англ.М.1988
19. Краткий фотографический словарь /под ред.А.А.Лапаури. М.1956
20. Л.Гонт Экспозиция в фотографии М. 1981.
21. Ли Фрост. Фотография. Вопросы и ответы. 2003
22. М.А.Левочкина Основы учебной и научно-исследовательской работы.
Омск, 2000.
23. Мир фотографии М.1989.
24. Н.Д. и М.Н.Панфиловы. Искусство фотографии МЛ. 1985.
25. Панфилов Н.Д. Искусство фотографии. М. 1985
26. Р.Хеймен Светофильтры. Пер. с англ. М-Л. 1988.
27. С.А.Морозов. Творческая фотография М.1989
28. С.В.Мараков. В природу с фотоаппаратом. М., 1978.
29. С.Л.Ошанин, В.Н.Танасийчук. Макросъемка в природе М.1973.
30. Т.И.Воскресенский Техника лабораторных работ М-Л. 1973.
31. Фотография. Энциклопедический справочник. Мин. 1992
32. Фотокинотехника. Энциклоп. М. 1981

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».