УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
станицы СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета МБУДО СЮТ
Директор МБУДО СЮТ
от «09» января 2023г.
___________ Е.А.Отрошко
Протокол № 3
М.П. «10» января 2023г.
Приказ № 49
от «10» января 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Занимательное конструирование»
Уровень программы:
Срок реализации программы:
Возрастная категория:
Форма обучения
Вид программы
Программа реализуется
ID-номер Программы в Навигаторе
ознакомительный
144 ч
____
от 6 до 15 лет _____
очная______________
модифицированная
на бюджетной основе
Автор - составитель:
Кудинова Дарья Анатольевна
Должность: педагог
дополнительного образования
ст. Старотитаровская, 2023
1
Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.Пояснительная записка:
1.1. Направленность программы. Рабочая программа составлена на основе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Занимательное конструирование» художественной направленности.
Программа «Занимательное конструирование» – это первые шаги ребенка в
самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей
несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования
у детей начальных политехнических знаний и умений. Настоящая программа
разработана как курс «Занимательное конструирование» и является одним из
вариантов дополнительного образования детей
6-15- летнего возраста,
дающий начальные технические знания и понятия, позволяющий реализовать
их в практической деятельности и выработать навыки работы с инструментом и
материалами. Основой ее является ориентация на личностный потенциал
ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством.
1.2. Актуальность,
новизна,
педагогическая
целесообразность.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как
обеспечивают ценностную и смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях, обеспечивают организацию
учащимся своей учебной деятельности, включают действия постановки и
решения проблем, обеспечивают умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, сверстниками и взрослыми.
Актуальностью данной программы является развитие у обучающихся интереса
и любви к технике и труду, творческих способностей, формирование
конструкторских навыков, освоение навыков работы с инструментами,
оборудованием и применение этих навыков при разработке и изготовлении
моделей. В ходе обучения ребенок получает основные сведения о работе с
инструментами и принципах его работы. В целях развития самостоятельности
на занятиях предлагается решать задачи различной сложности, связанные со
способами изготовления и сборки моделей с учетом ограничений той или иной
технологии. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. При общей
практической
направленности
теоретические
сведения
сообщаются
обучающимся в объеме, необходимом для правильного понимания значение тех
или иных технических требований для осознанного выполнения работы.
Изложение теории проводится постепенно, иногда ограничиваясь лишь
краткими беседами и пояснениями по ходу учебного процесса. Специально для
практической работы подобран ряд моделей, которые позволят ребенку понять,
границы применимости той или иной технологии, понять свойства того или
иного материала. В конце программы каждый обучающийся изготавливает
модель, что способствует формированию большей заинтересованности в
дальнейшей работе.
2
Технические кружки – место пробы сил и выявления своих способностей для
школьников:
- создание условий развития личности, способностей к техническому
творчеству;
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- развитие мышления;
- создание условий к саморазвитию обучающихся;
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание чувства самоконтроля и гражданственности.
Дистанционное
обучение
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Занимательное конструирование» способствуют
решению ряда общеобразовательных задач. Программа хорошо адаптирована
для реализации занятий в условиях временного ограничения и включает все
необходимые инструменты электронного обучения.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет:
1. Сделать занятие наглядным, красочным, информативным;
2. Приблизить занятие к мировосприятию ребенка за счет использования
программ, облегчающих и обеспечивающих коммуникативный уровень;
3. Использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
4. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и
педагогом;
5. Активизировать познавательную деятельность учащегося;
6. Повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
7. Развивать
мышление
и
творческие
способности
детей.
Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только
конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Программа
ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и
чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки,
совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Педагогическая
целесообразность.
Исследование,
направленное
на
оптимизацию образовательного процесса посредством среды с применением
моделирования из бумаги, показало, что в такой среде гармонизируется
развитие детей, происходит формирование базовых математических
способностей,
воспитывается
активное
познавательное
отношение,
удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности,
деятельному общению.
3
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
соответствует действующим нормативно-правовым актам и государственным
программным документам:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022г. № 678-р.
3. План мероприятий I этап (2022-2024 годы) по реализации Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённый
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №
678-р.
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года, протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7
декабря 2018 года.
6. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г.№ 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019г.№ 170 «Об
утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), Москва, 2015 - Информационное письмо 09-3242 от 18.11.2015 г.
11. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года №298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018 года, регистрационный номер 25016).
12. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образхования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
13. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», кафедра дополнительного
образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края,
2016 год.
1.3. Отличительные особенности программы. Программа ориентирована на
4
формирование и систематизацию знаний и умений по курсу технического
моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе изучения
материала курса, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанных с
построением объектов геометрии и технического творчества.
Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических санитарных
норм. Занятия в объединении, основаны на инициативе и активности учащихся,
подводят их к более глубокому пониманию необходимости овладения, основами
наук, изучаемых в школе, т.е. способствуют повышению успеваемости.
Дистанционное обучение по программе принципиально отличается от
традиционного обучения ещё и тем, что создаёт новую образовательную
информационную среду, в которую приходит учащийся, точно знающий, какие
именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что
отличительной
особенностью
является
предоставление
обучаемым
возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми
информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том
числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и
аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и
методические пособия).
1.4. Адресат программы. Для освоения программы принимаются все
желающие учащиеся в возрасте от 6 до 15 лет. Группы формируются с учетом
интересов учащихся, возраста, степени теоретических занятий и уровня
подготовки.
Портрет учащегося:
-укрепление здоровья
-улучшение моральных качеств
-необходимая подготовка при выборе будущей профессии.
Группы обучения формируется из вновь зачисляемых учащихся, желающих
заниматься по выбранному направлению. Процесс адаптации учащегося в
первые дни порой проходят достаточно сложно, и в этом ему поможет активное
включение в коллективную творческую деятельность, тогда учащийся быстрее
приучится к правильной организации учебного процесса, и у него будут
формироваться ответственность, навыки общения и культуры поведения, опыт
коллективной деятельности. Дети данного возраста отличаются способностью к
творчеству, у них активно идет процесс социализации личности, для
реализации которой ему нужна деятельность, получающая признание других
людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества
миропонимания, формирование эстетического отношения к действительности.
Такой деятельностью, где он может реализовать свои возросшие возможности,
стремление
к
самостоятельности,
активности,
коммуникабельности,
удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, товарищей, могут
стать занятия техническим творчеством, создающие возможность реализации
своей индивидуальности. В этом возрасте дети уже могут управлять своим
поведением, и занятия в детском творческом коллективе благотворно могут
повлиять на развитие внимания, мышления, памяти, совершенствуется
восприятие. К этому времени подростки проявляют самый разнообразный
5
интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей
личности, поэтому очень важно формировать устойчивый интерес к традициям
своего народа. Выбор вида деятельности данной программы и материалов для
работ позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и дает
возможность каждому учащемуся раскрыть свои индивидуальные способности.
1.5. Уровень программы, объем и сроки. Программа предназначена для
освоения обучающимися 6-15 лет, отбора детей для обучения по программе не
предусмотрено. Программа реализуется на ознакомительном уровне. Срок
освоения программы: 1 год. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 144 часа.
1.6. Цель и задачи программы. Формирование интереса к художественному и
техническому творчеству, создание условий для всестороннего развития и
воспитания личности учащегося. Формирование художественной культуры
воспитанников как части культуры духовной, приобщение детей к миру
творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их
собственное творчество.
Задачи:
Образовательные (ориентированы на предметный результат):
- развитие интереса к миру техники;
- выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в
направлении технического творчества;
- возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития
творческой личности;
- формирование эстетических и художественных черт личности через
технический дизайн;
- выработка навыков планирования и конструирования через создание
простейших моделей;
- развитие коммуникативных навыков;
- закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта,
архитектуры, искусства, как интеллектуального и гармонично развитого члена
продолжать формировать начальные конструкторские навыки;
- продолжать знакомить с различными видами плетения и шитья текстильных
кукол;
- обучать созданию конструкций кукол;
-сформировать практических навыков работы с различными инструментами.
Развивающие (ориентированы на метапредметный результат):
-развивать технические способности и техническую смекалку при выполнении
практических работ. развивать познавательную, творческую и трудовую
6
активность;
- расширять кругозор;
- развивать и активизировать творческий потенциал;
- развивать логическое мышление, умение концентрировать внимание;
- прививать тягу к самообразованию;
- формировать умение планировать свою деятельность;
- ознакомить с производственными профессиями и обеспечивать
целенаправленный выбор жизненного пути;
- приобщать к научной организации и культуре труда, работе со справочной
литературой.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
- способствовать развитию познавательных УУД (универсальных учебных
действий) – наблюдения, сравнения, воображение, классификации.
Воспитательные (ориентированы на личностный результат):
- способствовать развитию умения работать в команде, умения подчинять
личные интересы общей цели;
- способствовать воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели,
трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности,
аккуратности.
- формировать личность творческую и самостоятельную, гуманную и внутренне
свободную, способную к техническому творчеству. формировать
коммуникативные навыки, навыки сотрудничества;
- воспитывать мотивы профессионального самоопределения в соответствии с
личными способностями и потребностями общества;
- воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, волевые качества
характера;
- воспитывать понимание необходимости бережно относиться к рабочим
инструментам и приспособлениям;
- ответственное отношение к результатам своей деятельности;
- воспитывать адекватную самооценку собственных достижений и
деятельности;
- способствовать приобретению навыков сотрудничества и взаимопомощи,
доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- содействовать приобретению опыта самореализации творческого потенциала.
1.7. Объем и сроки реализации программы. Программа ознакомительного
уровня, срок освоения программы 1 год по рекомендациям СанПин. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 144 часа.
1.8. Формы
обучения
и
режим
занятий
по
программе.
Очная, дистанционная. Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа,
2 раз в неделю по 2 часа, занятия проводятся согласно расписанию.
Установленная
продолжительность
одного
занятия
45
минут,
продолжительность перерыва между занятиями -10 минут. В ходе работы
предполагается применение дистанционных технологий, индивидуальное
7
онлайн-консультирование с родителями с целью организации учебного
процесса. Предусмотрено сокращение режима занятий с учётом использования
технических средств обучения при применении дистанционных технологий,
согласно рекомендациям СанПин.
1.9. Особенности организации образовательного процесса. Состав группы:
постоянный, количество учащихся до 15 человек в группе. Формы занятий:
индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных группах,
сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем
первоначальных знаний и умений обучающихся.
2.Содержание программы.
Учебно-тематический план.
№
п/п
1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Название раздела, темы
Задачи и содержание
работ объединения.
Количество часов
Всего
Теория Практика
Раздел 1. Вводное занятие.
2
2
-
Формы
аттестации/контроля
Диагностическая
карта. Собеседование.
Раздел 2. Конструирование из бумаги.
2
2
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
Свойства бумаги и
картона. Краткие
сведения из истории
бумажной
промышленности.
Обработка бумаги.
Виды её окраски.
Практическая работа.
Разметка бумаги,
измерение. ТБ при
работе с
инструментами.
Приёмы работы с
бумагой (сгибание,
резание, соединение,
деталей).
Симметричное
вырезание.
Изготовление витража.
Изготовление игрушек
из бумажных
полос.
Изготовление игрушек
из бумажных
полос.
Изготовление игрушек
из бумажных
полос.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
2
2
-
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2
-
2
2
-
2
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
8
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2.9 Изготовление игрушек
из бумажных
полос.
2.10 Изготовление игрушек
из бумажных полос,
сложенных гармошкой
2
-
2
2
-
2
2.11 Изготовление игрушек
из бумажных полос,
сложенных гармошкой
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2.12 Изготовление игрушек
из бумажных полос,
сложенных гармошкой
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2.13 Изготовление игрушек
из бумажных полос,
сложенных гармошкой
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2.14 Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров.
2.15 Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров.
2.16 Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров.
2.17 Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров.
2.18 Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров
2.19 Изготовление игрушек
из бумажного конуса.
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2.20 Изготовление игрушек
из бумажного конуса.
2
-
2
2.21 Изготовление игрушек
из бумажного конуса.
2
-
2
2.22 Изготовление цветов
из бумажных лент.
Инструменты,
материалы и
приспособления. ТБ
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
9
при работе.
2.23 Изготовление цветов
из бумажных лент.
Инструменты,
материалы и
приспособления. ТБ
при работе.
2.24 Изготовление цветов
из бумажных лент.
Инструменты,
материалы и
приспособления. ТБ
при работе.
2.25 Изготовление цветов
из бумажных лент.
Инструменты,
материалы и
приспособления. ТБ
при работе.
2.26 Основные способы
закрутки бумажных
лент.
2.27 Основные способы
закрутки бумажных
лент.
2.28 Выполнение закрутки:
спираль, капля.
2.29 Выполнение закрутки:
спираль, капля.
2.30 Выполнение закрутки:
изогнутая капля, глаз.
2.31 Выполнение закрутки:
изогнутая капля, глаз.
2.32 Выполнение закрутки:
полукруг, лист,
треугольник, конус.
2.33 Выполнение закрутки:
полукруг, лист,
треугольник, конус.
2.34 Выполнение панно
«Фиалка».
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Наблюдение.
2
-
2
2.35 Выполнение панно
«Фиалка».
2
-
2
2.36 Выполнение панно
«Фиалка».
2
-
2
2.37 Заготовка деталей из
бумажных лент.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
10
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Составление
2
2
Посещаемость
композиции.
занятий. Творческая
Склеивание.
работа.
Оформление панно
2
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Оформление панно
2
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Изготовление мобиля.
2
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Изготовление мобиля.
2
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Художественное
2
2
Посещаемость
оформление мобиля.
занятий. Творческая
работа.
Изготовление
2
2
Посещаемость
трёхмерной открытки.
занятий. Творческая
работа.
Изготовление
2
2
Посещаемость
трёхмерной открытки.
занятий. Творческая
работа.
Изготовление
2
2
Посещаемость
трёхмерной открытки.
занятий. Творческая
работа.
Художественное
2
2
Посещаемость
оформление.
занятий. Творческая
работа.
Художественное
2
2
Посещаемость
оформление.
занятий. Творческая
работа.
Раздел 3. Конструирование из плоских деталей.
Понятие о
2
2
Посещаемость
геометрических
занятий.
фигурах (треугольник,
Собеседование.
круг, прямоугольник).
Изготовление фигур.
Изготовление гирлянд
2
2
Посещаемость
из бумаги
занятий. Творческая
работа.
Изготовление гирлянд
2
2
Посещаемость
из бумаги
занятий. Творческая
2.38 Заготовка деталей из
бумажных лент.
2.39
2.40
2.41
2.42
2.43
2.44
2.45
2.46
2.47
2.48
2.49
3.
3.1.
3.2.
3.3
2
-
11
2
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Изготовление
новогодних игрушек с
использованием
деталей из круга.
Изготовление
новогодних игрушек с
использованием
деталей из круга.
Изготовление
новогодних игрушек с
использованием
деталей из круга.
Художественное
оформление
игрушек
Изготовление игрушек
из гофрированной
бумаги.
2
-
2
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2
-
2
2
-
2
Изготовление игрушек
из гофрированной
бумаги.
3.10 Изготовление игрушек
из гофрированной
бумаги.
3.11 Изготовление гирлянд
из бумаги «Снеговик»
2
-
2
2
-
2
2
-
2
3.12 Изготовление гирлянд
из бумаги «Снеговик»
2
-
2
3.13 Изготовление гирлянд
из бумаги «Снеговик»
2
-
2
3.14 Изготовление и
конструирование бус
из треугольников.
3.15 Изготовление и
конструирование бус
из треугольников.
3.16 Применение бумажных
петель в изготовлении
плоских и объемных
игрушек.
3.17 Применение бумажных
петель в изготовлении
плоских и объемных
игрушек.
3.18 Применение бумажных
2
-
2
2
-
2
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2
-
2
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
2
-
2
Посещаемость
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
12
петель в изготовлении
плоских и объемных
игрушек.
3.19 Изготовление ёлочных
игрушек из бумажных
петель.
3.20 Изготовление ёлочных
игрушек из бумажных
петель.
3.21 Изготовление игрушек
из фольги.
3.22 Подведение итогов.
ИТОГО
занятий. Творческая
работа.
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
144
8
136
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий. Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
2.2. Содержание учебного плана для очного обучения.
Раздел 1. Вводное занятие (2часа)
Теоретическая часть (2 часа) Вводное занятие (2ч.).
Форма контроля: Диагностическая карта. Собеседование. Посещаемость
занятий.
Раздел 2. Конструирование из бумаги (98 часов)
Теоретическая часть (4часа) Свойства бумаги и картона. Краткие сведения из
истории бумажной промышленности. Разметка бумаги, измерение. ТБ при
работе с инструментами.
Практическая часть (94 часа) Обработка бумаги. Виды её окраски.
Практическая работа. Приёмы работы с бумагой (сгибание, резание,
соединение, деталей. Симметричное вырезание. Изготовление витража.
Изготовление игрушек из бумажных полос. Изготовление игрушек из
бумажных полос, сложенных гармошкой. Изготовление игрушек из бумажных
цилиндров. Изготовление игрушек из бумажных цилиндров. Изготовление
игрушек из бумажного конуса. Изготовление игрушек из бумажного конуса.
Изготовление цветов из бумажных лент. Инструменты, материалы и
приспособления. ТБ при работе. Основные способы закрутки бумажных лент.
Выполнение закрутки: спираль, капля. Выполнение закрутки: изогнутая капля,
глаз. Выполнение закрутки: полукруг, лист, треугольник, конус. Выполнение
панно «Фиалка». Заготовка деталей из бумажных лент. Составление
композиции. Склеивание. Оформление панно Изготовление мобиля.
Художественное оформление мобиля. Изготовление трёхмерной открытки.
Художественное оформление. Художественное оформление.
Форма контроля: Собеседование. Посещаемость занятий.
Раздел 3. Конструирование из плоских деталей (44часа)
13
Теоретическая часть (2 часа) Понятие о геометрических
(треугольник, круг, прямоугольник). Изготовление фигур.
фигурах
Практическая часть (42 часа) Изготовление гирлянд из бумаги. Изготовление
новогодних игрушек с использованием деталей из круга. Художественное
оформление игрушек. Изготовление игрушек из гофрированной бумаги.
Изготовление гирлянд из бумаги «Снеговик». Изготовление и конструирование
бус из треугольников. Применение бумажных петель в изготовлении плоских и
объемных игрушек. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных петель.
Изготовление игрушек из фольги.
Форма контроля: Диагностическая карта. Собеседование. Посещаемость
занятий.
2.3. Планируемые результаты и способы их проверки.
Интегрированным результатом освоения программы является готовность
учащегося к творческой самореализации и других видах технического
творчества, выраженное в умении самостоятельно решать технические задачи.
Результаты обучения представлены на предметном, метапредметном и
личностном уровнях:
Предметные результаты освоения программы:
Учащийся научится:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-знать теорию и практику в сфере технического моделирования;
- владеть методами и приемами технического моделирования;
В ценностно-ориентационной сфере:
готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в
повседневной жизни для исследования сущности предмета технического
моделирования, способность характеризовать собственные знания по предмету,
формулировать вопросы, устанавливать, какие задания могут быть им успешно
решены; познавательный интерес к техническому моделированию как науке.
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.
Метапредметные результаты освоения программы:
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов
окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации,
определять логику решения практической и учебной задачи; умения
моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов),
планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учащийся получит возможность научится:
14
- работать с чертежами, объединять предметы в единое целое.
Регулятивные универсальные учебные действия:
готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в
повседневной жизни для исследования сущности предмета технического
моделирования, способность характеризовать собственные знания по предмету,
формулировать вопросы, устанавливать, какие задания могут быть им успешно
решены; познавательный интерес к техническому моделированию как науке.
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.
Познавательные универсальные учебные действия:
- работа с чертежами, объединение предметов в единое целое
умение выбирать и составлять алгоритм действий, выполнять пошаговые
действия по заданному алгоритму;
умение находить приемы решения заданий логического характера, умение
использовать знаково-символические средства для решения задач; строить ось
симметрии, отображать фигуры относительно оси симметрии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-сформировывать
навыки
управления
своим
поведением;
-готовится к планированию учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками;
-владеть диалогической и монологической формами речи.
В процессе дистанционного обучения будут сформированы умения работать
дистанционно в команде и индивидуально, выполнять занятия самостоятельно;
развиты навыки использования социальных сетей в образовательных целях.
Планируется активация родителей в решении воспитательных и развивающих
задач. Способы определения результативности: наблюдение за детьми,
посещаемость занятий, просмотр выполненных заданий, адресное общение с
помощью электронной почты, комментарии и замечания от педагога с
помощью WhatsApp, электронной почты.
2.4.Формы контроля и подведения итогов реализации
Формы контроля:
- промежуточный – с целью определения результатов обучения;
программы.
- итоговый - с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их
творческих способностей достижение поставленных целей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1.Тестирование по пройденным темам.
2. Устные зачеты.
3. Творческая работа.
15
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения,
являются выставка работ учащихся в образовательном учреждении. В одном
месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления
творчества. Выставка позволит обменяться опытом, технологией, оказывает
неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и
ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей
реализации в творчестве.
Раздел II «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
1.Календарный учебный график для очного о обучения.
№
п/п
Дат
а
Тема занятия
Колво
часов
2
2
Форма
занятия
Место
проведени
я
Форма контроля
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Диагностическая
карта.
Наблюдение.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
1
1.1
Вводное занятие.
Задачи и содержание
работ объединения.
2.
Конструирование из
бумаги.
Свойства бумаги и
картона. Краткие
сведения из истории
бумажной
промышленности.
Обработка бумаги.
Виды её окраски.
Практическая работа.
98
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Разметка бумаги,
измерение. ТБ при
работе с
инструментами.
Приёмы работы с
бумагой (сгибание,
резание, соединение,
деталей).
Симметричное
вырезание.
Изготовление витража.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.6
Изготовление игрушек
из бумажных
полос.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.7
Изготовление игрушек
2
Групповая
Здание №2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4
2.5
16
из бумажных
полос.
Кабинет 5
2.8
Изготовление игрушек
из бумажных
полос.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.9
Изготовление игрушек
из бумажных
полос.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.10
Изготовление игрушек
из бумажных полос,
сложенных гармошкой
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.11
Изготовление игрушек
из бумажных полос,
сложенных гармошкой
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.12
Изготовление игрушек
из бумажных полос,
сложенных гармошкой
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.13
Изготовление игрушек
из бумажных полос,
сложенных гармошкой
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.14
Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.15
Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.16
Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.17
Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.18
Изготовление игрушек
из бумажных
цилиндров
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.19
Изготовление игрушек
из бумажного конуса.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
17
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
2.20
Изготовление игрушек
из бумажного конуса.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.21
Изготовление игрушек
из бумажного конуса.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.22
Изготовление цветов из
бумажных лент.
Инструменты,
материалы и
приспособления. ТБ
при работе.
Изготовление цветов из
бумажных лент.
Инструменты,
материалы и
приспособления. ТБ
при работе.
Изготовление цветов из
бумажных лент.
Инструменты,
материалы и
приспособления. ТБ
при работе.
Изготовление цветов из
бумажных лент.
Инструменты,
материалы и
приспособления. ТБ
при работе.
Основные способы
закрутки бумажных
лент.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.27
Основные способы
закрутки бумажных
лент.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.28
Выполнение закрутки:
спираль, капля.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.29
Выполнение закрутки:
спираль, капля.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.30
Выполнение закрутки:
изогнутая капля, глаз.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
2.23
2.24
2.25
2.26
18
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
2.31
Выполнение закрутки:
изогнутая капля, глаз.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.32
Выполнение закрутки:
полукруг, лист,
треугольник, конус.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.33
Выполнение закрутки:
полукруг, лист,
треугольник, конус.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.34
Выполнение панно
«Фиалка».
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.35
Выполнение панно
«Фиалка».
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.36
Выполнение панно
«Фиалка».
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.37
Заготовка деталей из
бумажных лент.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.38
Заготовка деталей из
бумажных лент.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.39
Составление
композиции.
Склеивание.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.40
Оформление панно
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.41
Оформление панно
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.42
Изготовление мобиля.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.43
Изготовление мобиля.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
19
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
2.44
Художественное
оформление мобиля.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.45
Изготовление
трёхмерной открытки.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.46
Изготовление
трёхмерной открытки.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.47
Изготовление
трёхмерной открытки.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.48
Художественное
оформление.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2.49
Художественное
оформление.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Конструирование из
плоских деталей.
Понятие о
геометрических
фигурах (треугольник,
круг, прямоугольник).
Изготовление фигур.
Изготовление гирлянд
из бумаги
44
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.3
Изготовление гирлянд
из бумаги
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.4
Изготовление
новогодних игрушек с
использованием
деталей из круга.
Изготовление
новогодних игрушек с
использованием
деталей из круга.
Изготовление
новогодних игрушек с
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
3
3.1.
3.2.
3.5
3.6
20
3.7
использованием
деталей из круга.
Художественное
оформление
игрушек
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.8
Изготовление игрушек
из гофрированной
бумаги.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.9
Изготовление игрушек
из гофрированной
бумаги.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.10
Изготовление игрушек
из гофрированной
бумаги.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.11
Изготовление гирлянд
из бумаги «Снеговик»
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.12
Изготовление гирлянд
из бумаги «Снеговик»
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.13
Изготовление гирлянд
из бумаги «Снеговик»
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.14
Изготовление и
конструирование бус из
треугольников.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.15
Изготовление и
конструирование бус из
треугольников.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.16
Применение бумажных
петель в изготовлении
плоских и объемных
игрушек.
Применение бумажных
петель в изготовлении
плоских и объемных
игрушек.
Применение бумажных
петель в изготовлении
плоских и объемных
игрушек.
Изготовление ёлочных
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
2
Групповая
Здание №2
3.17
3.18
3.19
21
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
игрушек из бумажных
петель.
Кабинет 5
3.20
Изготовление ёлочных
игрушек из бумажных
петель.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.21
Изготовление игрушек
из фольги.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
3.22
Подведение итогов.
2
Групповая
Здание №2
Кабинет 5
ИТОГО
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
144
2. Условия реализации программы.
Для проведения теоретических занятий необходим учебный кабинет,
соответствующий всем нормам СЭС и ППБ, оборудованный всеми
необходимыми наглядными пособиями и плакатами. В ходе обучения ребенок
получает основные сведения о работе с инструментами и принципах его
работы. В целях развития самостоятельности на занятиях предлагается решать
задачи различной сложности, связанные со способами изготовления и сборки
моделей с учетом ограничений той или иной технологии. Занятия строятся по
принципу: от простого к сложному. При общей практической направленности
теоретические сведения сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для
правильного понимания значение тех или иных технических требований для
осознанного выполнения работы. Изложение теории проводится постепенно,
иногда ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу
учебного процесса. Специально для практической работы подобран ряд
моделей, которые позволят ребенку понять, границы применимости той или
иной технологии, понять свойства того или иного материала. В конце
программы каждый обучающийся изготавливает модель, что способствует
формированию большей заинтересованности в дальнейшей работе.
Реализовывать программу имеет право педагог со средне-специальным или
высшим образованием, обладающий профессиональными знаниями в
технической и художественно-эстетической направленности.
По данной программе работает педагог дополнительного образования
Кудинова Дарья Анатольевна.
3. Формы аттестации. Виды осуществления диагностики результатов:
устные ответы учащихся (участие в диалогах-дискуссиях на занятиях),
тестовые работы; практические задания, творческие работы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: фотоматериал,
грамота, готовая работа, журнал посещаемости, материал анкетирования и
тестирования, при применении дистанционных технологий обучения 22
просмотр видео и фото файлов с выполненным заданием с помощью
электронной почты, опрос, комментарии и замечания от педагога.
5. Оценочные материалы.
Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
Учащегося___________________________________________________________________
ФИО
по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (144ч.)
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
учащегося:
1.1Теоретические
знания
1.2 Владение
специальной
терминологией
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого качества
Соответствие
теоретических
знаний
учащегося
программным
требованиям
- минимальный уровень
(учащийся овладел
менее чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет более
½);
- максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренный
программой за
конкретный период)
- минимальный уровень
(учащийся избегает
употреблять
специальные термины);
- средний уровень
(учащийся сочетает
специальную
терминологию);
- максимальный уровень
Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологией
и
23
На
начало
обучения
На
оконча
ние
обучен
ия
(специальные термины
употребляет осознанно
и в полном соответствии
с их содержанием)
2.Практическая
подготовка
учащегося:
2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
2.2 Владение
специальным
оборудованием,
оснащением
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
2.3 Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
- минимальный уровень
(учащийся овладел
менее чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
умений и навыков);
- средний уровень
(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½)
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренный
программой
за
конкретный период)
- минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьезные затруднения
при работе с
оборудованием,
оснащением);
- средний уровень
(работает с
оборудованием,
оснащением с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(учащийся работает с
оборудованием,
оснащением
не
испытывает
особых
трудностей).
- начальный уровень
умений (учащийся в
состоянии
выполнить
лишь
простейшие
практические
задания
педагога);
репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания по
образцу);
- творческий уровень
24
(выполняет
практические задания с
различными
элементами)
3. Общие
учебные умения
и навыки
3.1Учебноинтеллектуальны
е умения:
3.1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
3.1.2Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.1.3Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу
Самостоятельность
- минимальный уровень
в подборе и анализе умений (учащийся
литературы
испытывает серьезные
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений
(работает с
литературой с помощью
педагога или родителей
);
- максимальный уровень
умений
(учащийся
работает с литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
пользовании умений (учащийся
компьютерными
испытывает серьезные
источниками
затруднения при работе,
информации
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений
(работает с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
учебной умений (учащийся
исследовательской
испытывает серьезные
работе
затруднения при работе
с литературой,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
25
умений
(работает с
литературой с помощью
педагога или родителей
);
- максимальный уровень
умений
(учащийся
работает с литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.2Учебнокоммуникативны
е умения:
3.2.1Умение
слушать и
слышать педагога
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога
3.2.2Умение
выступать перед
аудиторией
Свобода владения и
подачи учащимися
подготовленной
информации
3.2.3 Умение
вести полемику,
участвовать в
дискуссии
Самостоятельность
в
построении
дискуссионного
выступления, логика
в
построении
доказательств
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений
(работает с
помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений
(работает с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
26
умений
(работает
с помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.3Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1Умение
организовать свое
учебное, рабочее
место
3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности
Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать его за собой
- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень
умений
(работает
с помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений
(учащийся
работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Соблюдение
- минимальный уровень
реальных навыков (учащийся овладел
соблюдения правил менее чем ½ объема
безопасности
навыков соблюдения
программным
правил безопасности,
требованиям
предусмотренных
программой);
- средний уровень
(объем усвоенных
навыков составляет
более ½);
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
навыков,
предусмотренный
программой
за
конкретный период).
5. Методическое обеспечение.
27
Методы обучения: Основной формой организации учебной деятельности
является самостоятельная работа. В целом учебный процесс, складывается из
следующих основных видов подготовки:
-теоретическая;
-тактическая;
Вместе с тем, программой предусмотрено: выставки, участие в конкурсах и
викторинах.
В связи с практико-ориентированной направленностью программы
образовательный процесс в объединении строится на принципе преобладания
практических занятий над теоретическими занятиями.
Методы обучения определяются по источникам информации и включают в
себя следующие виды:
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
- демонстрационные (реализуют принципы наглядности);
- практические (имеют целью проверить практические умения обучающихся,
способность применять знания при решении конкретных задач).
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология индивидуального обучения.
Формы организации образовательного процесса:
Реализация данной программы предполагает использование следующих форм
организации образовательного процесса:
- групповые;
- индивидуальные.
При организации самостоятельной работы используются инструктаж,
консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов,
экспертиза. Активно применяется система наставничества (когда за младшим
или менее опытным учащимся закрепляется наставник из числа воспитанников,
обладающий определенным опытом и специальными знаниями).
Формы организации учебного занятия:
- теоретические учебные занятия;
- практические учебные занятия;
- выставки;
- спортивные соревнования;
28
тематический праздник;
При реализации программы с помощью электронного обучения :
теоретические учебные занятия;
презентации;
просмотр фильмов
Отличительной особенностью дистанционного обучения (ДО) является акцент
на самостоятельную работу учащихся с учебным материалом. Технология ДО
основана на применении в учебном процессе различных видов учебнометодической литературы - печатных материалов, электронных учебных
пособий, аудио - и видео - продукции.
По каждой программе формируется учебно-методический комплекс,
включающий учебный план программы на весь срок обучения, календарный
план
на
текущий
учебный
год.
- методические задания к занятиям с контрольными вопросами (тестами);
- комплект заданий и упражнений
по всем разделам программы;
Электронные
материалы
могут
включать:
- электронную версию учебно-методического комплекса на магнитном
носителе
или
компакт-диске;
- электронные учебники и учебные пособия по программе или отдельным ее
разделам;
- дополнительное программное обеспечение ( электронные версии основной и
дополнительной учебной литературы, обучающие компьютерные программы,
игры
и
др.).
Аудио- и видеопродукция включает фрагменты учебных занятий, записанные
на диск и являющиеся дополнением к основным носителям учебной
информации.
Тематика и формы методических материалов по программе
«Занимательное конструирование»
Тема
Форма
занятия
Приемы и
методы
Дидактическ
ий материал
Техническое
оснащение
Подведе
ние
итогов
Вводное
занятие
Групповая
Словесные,
наглядные,
практические
Рисунки,
схемы
Фотографии,
журналы.
Беседа,
просмот
р
фильма
Конструирован
ие из бумаги
Групповая
Словесные,
наглядные,
практические
Схемы,
таблицы,
Ножницы,
картон,
цветная
бумага, клей
Беседа,
опрос
29
Конструирован
ие из плоских
деталей
Групповая
Словесные,
наглядные,
практические
Схемы,
таблицы,
Ткани,
Беседа,
шерстяные
опрос
нитки, ленты.
Ножницы,
картон,
цветная
бумага, клей
АЛГОРИТМ занятия во время практических занятий :
- организационные моменты;
- инструктаж по технике безопасности;
– проверка готовности к занятиям;
– выполнение задания;
– выявление и исправление ошибок;
– конец занятий.
АЛГОРИТМ занятия во время теоретических занятий в помещении
(лекция).
- организационный момент;
– вводная часть (краткий рассказ о теме занятия, инструктаж);
– опрос по пройденному материалу прошлого занятия;
– лекция (учебное занятие);
– отдых (динамическая пауза, физкультминутка, короткий перерыв,
проветривание помещения);
– ответы на вопросы (по только что пройденному материалу);
– конец занятия ( проветривание).
АЛГОРИТМ проведения дистанционных занятий.
1 Педагог формирует кейс (учебный материал к уроку) и отправляет учащемуся
(по электронной почте)
2 Учащийся изучает материала урока (инструкцию, видеоурок, презентацию,
файлы с объяснением учебного материала)
3. Учащиеся выполняют задания и отправляют их на проверку педагогу (по
электронной почте)
4 Педагог проверяет работу и отправляет учащемуся результаты, комментарии
пояснения.
6. Список литературы.
30
Литература для учащихся
1. Бурдеева Е.В. Методические рекомендации «Бумажная пластика в
декоративном оформлении» [электронный ресурс] http: www.openclass.ru
2. Выгонов В.В. Ажурные изделия. 1-4 классы. – М.: Экзамен, 2014. – 95с.
3. Выгонов В.В. Летающие модели. 1-4 классы. - М.: Экзамен, 2014. – 95с.
4. Выгонов В.В. Технология. Изделия из бумаги. 1-4 классы. - М.: Экзамен,
2013. – 95с.
Литература для педагога
1. Герасимов А.А. Макетирование из бумаги и картона: учебно-методическое
пособие / А.А. Герасимов, В.И. Коваленко. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.
Машерова», 2010. –167с
2. Калинин Ю.М. Архитектурное макетирование: учеб. пособие / Ю.М.
3. Калинин, М.В. Перькова. ─ Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. ─ 117 с.
[электронный ресурс] http://www.studfiles.ru
4. Калмыкова Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие /
Н.В.Калмыкова, И.А. Максимова. - М.: ИД КДУ, 2014. – 80с.
31