Выжигание по дереву

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
станицы СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета МБУДО СЮТ
Директор МБУДО СЮТ
от «09» января 2023г.
___________ Е.А.Отрошко
Протокол № 3
«10 » января 2023г.
Приказ № 49
от «10» января 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Выжигание по дереву»
Уровень программы:
Срок реализации программы :
Возрастная категория:
Форма обучения
Вид программы
Программа реализуется
ID-номер Программы в Навигаторе

ознакомительный
144 ч
от 9 до 14 лет
очная, дистанционная
модифицированная
на бюджетной основе

Автор - составитель:
Хвостик Надежда Григорьевна
Должность: педагог
дополнительного образования

ст. Старотитаровская, 2023

2

Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.Пояснительная записка:
1.1. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Выжигание по дереву» относится к технической
направленности и является модифицированной. Выжигание по дереву –
техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное
художественное произведение. В настоящее время наблюдается некоторый
всплеск интереса к выжиганию как виду декоративно-прикладного искусства.
Искусством выжигание является, без сомнения. Возможности выжигания очень
велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как
предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по
дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры,
выполненные обычным способом.
1.2. Актуальность,
новизна,
педагогическая
целесообразность.
Актуальность программы предполагает овладение основами деятельности
художественного мастерства, в ходе которой учащиеся создают новое,
активируя воображение и реализуя свой замысел. Программа позволяет
развивать творческие способности обучающего, пространственное восприятие,
мышление, воображение, расширяет кругозор. В процессе деятельности
происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и
художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечнодвигательные функции рук и глазомер.
Новизна программы заключается в том, что в основе программы лежит идея
использования собственной активности обучающихся, их способности к
продуктивному воображению и мышлению, что дает возможность эффективно
решать задачу общего развития ребенка, расширяя и углубляя знания,
полученные обучающимися на занятиях.
Педагогическая
целесообразность
программы. Программный
материал
представлен в виде современных технологий. В данной программе под
технологиями понимается набор операций по формированию знаний, умений и
навыков, направленных на развитие фантазии и самостоятельности
воспитанников.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
соответствует действующим нормативно-правовым актам и государственным
программным документам:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от

3

31 марта 2022г. № 678-р.
3.
План мероприятий I этап (2022-2024 годы) по реализации
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022г. № 678-р.
4.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года, протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
5.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7
декабря 2018 года.
6.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г.№ 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9.
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019г.№ 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
10.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), Москва, 2015 - Информационное письмо 09-3242 от 18.11.2015 г.
11.
Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года №298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018 года, регистрационный номер 25016).
12.
Письмо Министерство образования науки РФ «О направлении
методических рекомендаций по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
13.
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», кафедра
дополнительного образования ГБОУ «Институт развития образования»
Краснодарского края, 2016 год.
1.3. Отличительные
особенности
программы.
Отличительной
особенностью данной образовательной программы от уже существующих в
этой области является то, что она призвана сформировать у учащихся
художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и
ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности.
1.4. Адресат программы. Программа предназначена для детей 9-14 лет.
Методика работы с детьми предлагает развитие способностей обучающихся к

4

выполнению работ с нарастающей степенью трудностей принцип от простого к
сложному).
1.5. Уровень программы, объем и сроки. Срок освоения программы: один год
обучения. Общее количество учебных часов, запланированных, на весь период
обучения необходимых для освоения программы составляет 144 часа.
1.6. Цель и задачи программы. Развитие фантазии и самостоятельности
учащихся, умения применять накопленный потенциал знаний и навыков в
практической деятельности, а так же развитие творческих способностей детей,
художественного вкуса и мотивация их к самореализации.
Задачи:
Образовательные (ориентированы на предметный результат):
- обучить экономно использовать материалы, пользоваться инструментами,
соблюдать ТБ при работе;
- обучить детей самостоятельно обрабатывать доску для работы, переносить
эскиз с помощью копировальной бумаги на доску, выжигать по контуру,
использовать художественные краски;
- обучить детей выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге,
квадрате, полосе, различные орнаменты.
Развивающие
(ориентированы
на
метапредметный
результат):
- развивать у детей интерес к активной творческой жизни;
- развивать художественный вкус, внимание ребёнка, понятие светотени,
объёма, учить видеть и передавать красоту окружающей действительности.
Воспитательные
(ориентированы
на
личностный
результат):
- воспитывать культуру труда, выполнение работ последовательно
до завершения;
-воспитывать
творчество,
самостоятельность,
желание
заниматься
художественной обработкой дерева;
1.7. Объем и сроки реализации программы. Срок освоения программы: один
год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных, на весь
период обучения необходимых для освоения программы составляет 144 часа.
1.8. Формы обучения и режим занятий по программе. Программа очная.
Рассчитана на 144 часа в год, 2 раза в неделю по 2 часа, занятия проводятся
согласно расписанию. Установленная продолжительность одного занятия 45
минут, продолжительность перерыва между занятиями - 10 минут.
1.9. Особенности организации образовательного процесса. Состав группы:
постоянный, количество учащихся до 15 человек в группе. Формы занятий:
индивидуальные, групповые. Занятия организуются в учебных группах,
сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем
первоначальных знаний и умений обучающихся.
2.Содержание программы.
2.1.

Учебный план.

5

№
п/п
1.
1.1.

Название раздела,
темы
Информация о
декоративноприкладном искусстве
и видах народного
творчества.

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/контроля
Раздел /модуль 1. Вводное занятие.
2
2
Собеседование.

6

2.
2.1.

Раздел /модуль 2. Средства выражения изобразительного искусства.
Рисунок - основа
2
2
Собеседование.
художественной
выразительности на
плоскости.
Инструменты и
материалы для
рисунка.

2.2.

Работа с
карандашом.
Рисование по
воображению.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2.3

Работа с
карандашом.
Рисование по
воображению.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2.4.

Работа с
карандашом.
Рисование по
воображению.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2.5.

Способы нанесения
рисунка перед
выжиганием.
Композиция по
представлению.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2.6.

Способы нанесения
рисунка перед
выжиганием.
Композиция по
представлению.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2.7.

Способы нанесения
рисунка перед
выжиганием.
Композиция по
представлению.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

3.
3.1.

Раздел /модуль 3. Работа с природным материалом.
Знакомство с
2
2
Собеседование.
природным
материалом. Выбор
рисунка.

3.2.

Инструменты.
применяемые для
аппликации. Техника
безопасности при

2

2

-

Собеседование.

7
работе.
3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.

3.9.

3.10

3.11.

3.12.
3.13.
3.14.
3.15.
3.16.
4.
4.1.

Эскиз и изготовление
изделия.
Изготовление
аппликации из бумаги
Эскиз и изготовление
изделия.
Изготовление
аппликации из бумаги
Эскиз и изготовление
изделия.
Изготовление
аппликации из бумаги
Изготовление изделий
из природного
материала (шишек)
Изготовление изделий
из природного
материала (шишек)
Изготовление изделий
из природного
материала (шишек)
Изготовление изделий
из природного
материала
(листьев,веток)
Изготовление изделий
из природного
материала
(листьев,веток)
Изготовление изделий
из природного
материала
(листьев,веток)
Изготовление изделий
объёмных работ.
Изготовление изделий
объёмных работ.
Изготовление изделий
объёмных работ.
Изготовление изделий
объёмных работ.
Изготовление изделий
объёмных работ.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

Самостоятельная
работа.
2
2
Самостоятельная
работа.
2
2
Самостоятельная
работа.
2
2
Самостоятельная
работа.
2
2
Самостоятельная
работа.
Раздел /модуль 4. Выжигание. Выполнение заданий по образцу.
Выжигание -как
2
2
Собеседование.
элемент декоративноприкладного
искусства. Устройство
для выжигания.
2

-

2

8
4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

4.9.

4.10.

4.11.
4.12.
4.13.
4.14.

Технология
выжигания. Общие
приёмы выжигания .
Выжигание
геометрических
рисунков.
Технология
выжигания. Общие
приёмы выжигания .
Выжигание
геометрических
рисунков.
Технология
выжигания. Общие
приёмы выжигания .
Выжигание
геометрических
рисунков.
Точечное выжигание
.Выбор древесных
материалов. Зачистка.
Перенос рисунка для
выжигания на основу.
Техника безопасности
при работе.
Перенос рисунка для
выжигания на основу.
Техника безопасности
при работе.
Подготовка основы
для выжигания.
Выжигание элементов
рисунка. Отделка
штрихованием.
Подготовка основы
для выжигания.
Выжигание элементов
рисунка. Отделка
штрихованием.
Подготовка основы
для выжигания.
Выжигание элементов
рисунка. Отделка
штрихованием.
Выжигание рисунка
по образцу.
Выжигание рисунка
по образцу.
Выжигание рисунка
по образцу.
Выжигание рисунка

2

2

-

Собеседование.

2

2

-

Собеседование.

2

2

-

Собеседование.

2

2

-

Самостоятельная
работа.

2

2

-

Самостоятельная
работа.

2

2

-

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

Самостоятельная
работа.

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная
работа.
Самостоятельная

9

4.15.
4.16.
4.17.
4.18.
4.19.
4.20.

4.21.

4.22.

4.23.
4.24
4.25.

4.26.

5.
5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

по образцу.
работа.
Выжигание рисунка
2
2
Самостоятельная
по образцу.
работа.
Рамочное выжигание,
2
2
Самостоятельная
оформление рисунка.
работа.
Рамочное выжигание,
2
2
Самостоятельная
оформление рисунка.
работа.
Рамочное выжигание,
2
2
Самостоятельная
оформление рисунка.
работа.
Рамочное выжигание,
2
2
Самостоятельная
оформление рисунка.
работа.
Приёмы росписи
2
2
Самостоятельная
элементов
работа.
выжигательного
рисунка
Приёмы росписи
2
2
Самостоятельная
элементов
работа.
выжигательного
рисунка
Приёмы росписи
2
2
Самостоятельная
элементов
работа.
выжигательного
рисунка
Выжигание на
2
2
Самостоятельная
объёмных формах.
работа.
Выжигание на
2
2
Самостоятельная
объёмных формах.
работа.
Покрытие готового
2
2
Самостоятельная
изделия лаком. Форма
работа.
контроля.
Покрытие готового
2
2
Самостоятельная
изделия лаком. Форма
работа.
контроля.
Раздел /модуль 5. Комплексная работа по выжиганию.
Соединение в работах
2
2
Собеседование.
выжигания и
аппликации.
Подготовка основы.
Техника безопасности
2
2
Собеседование.
при работе. Подбор
фона. Породы
древесины и её
свойства.
Инструменты и
2
2
Собеседование.
приспособления,
используемые при
выжигании .Техника
выжигания.
Композиция
2
2
Самостоятельная
«Любимые герои
работа.

10

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

5.9.

6.
6.1.

6.2.

6.3.

6.4.
6.5
6.6.
6.7.
7.
7.1.

7.2.

7.3.

7.4.
7.5.

8.

мультфильмов».
Композиция
2
2
Самостоятельная
«Любимые герои
работа.
мультфильмов».
Композиция
2
2
Самостоятельная
«Любимые герои
работа.
мультфильмов».
Композиция
2
2
Самостоятельная
«Любимые герои
работа.
мультфильмов».
Окончательное
2
2
Выставка.
оформление
композиции
Окончательное
2
2
Выставка.
оформление
композиции
Раздел /модуль 6. Изготовление работы на свободную тему.
Нанесение рисунка на
2
2
Самостоятельная
древесину. Свободное
работа.
творчество.
Композиция по
2
2
Самостоятельная
выбору. «Подарок
работа.
маме»
Композиция по
2
2
Самостоятельная
выбору. «Подарок
работа.
маме»
Перевод рисунка на
2
2
Самостоятельная
основу.
работа.
Выжигание элементов
2
2
Самостоятельная
рисунка.
работа.
Выжигание элементов
2
2
Самостоятельная
рисунка.
работа.
Покрытие готового
2
2
Самостоятельная
изделия лаком.
работа.
Раздел /модуль 7. Досуговые мероприятия, конкурсы,выставки.
Подготовка и
2
2
Самостоятельная
проведение
работа.
праздников с
экспонатами.
Подготовка и
2
2
Самостоятельная
проведение
работа.
праздников с
экспонатами.
Подготовка атрибутов
2
2
Собеседование.
к проведению
праздников.
Проведение конкурса.
2
2
Конкурс.
Отбор лучших
2
2
Выставка.
поделок на итоговой
выставке.
Раздел /модуль 8. Заключительное занятие

11
Анализ проделанной
работы
за
полугодие.
ИТОГО:
8.1.

2.2.

2

2

-

144

28

116

Выставка.

Содержание учебного плана.

ТЕМА №1
1.Вводное занятие (2часа).
Теоретическая часть (2часа) Информация о декоративном искусстве и видах
народного творчества. Форма контроля: собеседование.
ТЕМА №2
2.Средства выражения изобразительного искусства (14 часов)
Теоретическая часть (2часа) Рисунок - основа художественной выразительности
на
плоскости.
Инструменты
и
материалы
для
рисунка.
Практическая часть (12 часов) Работа
с
карандашом.
Рисование
по
воображению. Способы нанесения рисунка перед выжиганием. Композиция по
представлению. Форма контроля: собеседование, самостоятельная работа.
ТЕМА №3
3. Работа с природным материалом (32часа)
Теоретическая часть (4часа) Знакомство с природными материалами. Выбор
рисунка. Инструменты, применяемые для аппликации. Техника безопасности
при работе. Эскиз и изготовление изделия. Инструменты, применяемые
для аппликации. Техника безопасности при работе.
Практическая часть (28 часов) Эскиз и изготовление изделия. Изготовление
аппликации из бумаги. Изготовление изделий из бумаги. Изготовление изделий
из природного материала (шишек). Изготовление из природного материала
(листьев, веток). Изготовление изделий объёмных работ. Форма контроля:
собеседование, самостоятельная работа.
ТЕМА №4
4.Выжигание. Выполнение заданий по образцу. (52 часа)
Теоретическая часть (14часов) Выжигание – как элемент декоративноприкладного искусства. Устройство для выжигания. Технология выжигания.
Общие приемы выжигания. Выжигание геометрических рисунков. Точечное
выжигание. Выбор древесных материалов с учетом рисунка. Зачистка. Перенос
рисунков для выжигания на основу. Техника безопасности при работе.
Практическая часть (38 часов) Подготовка основы
для
выжигания.
Выжигание элементов рисунка. Отделка штрихования. Нанесение рисунка на
основу.
Выжигание
рисунка
по
образцу. Рамочное выжигание,
оформление рисунка. Приёмы росписи элементов выжигательного рисунка.
Форма контроля: собеседование, самостоятельная работа.

12

ТЕМА №5
5.Комплексная работа по выжиганию (18часов)
Теоретическая часть (2часа) Соединение в работах выжигания и аппликации.
Подготовка основы.
Практическая часть (16 часов) Техника безопасности при работе. Подбор фона.
Породы древесины и её свойства. Инструменты и приспособления,
используемые при выжигании. Техника выжигания. Композиция «Любимый
герой мультфильма». Окончательное оформление композиции. Форма контроля:
собеседование, самостоятельная работа, выставка.
ТЕМА №6
6.Изготовление работ на свободную тему (14 часов)
Теоретическая часть (2часа) Нанесение рисунка на древесину. Свободное
творчество.
Практическая часть (12 часов) Композиция по выбору. «Подарок маме».
Перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Покрытие готового
изделия лаком. Форма контроля: самостоятельная работа.
ТЕМА №7
7.Досуговые мероприятия, конкурсы, выставки(10часов)
Практическая часть (10 часов) Подготовка и проведение праздников с
экспонатами. Подготовка атрибутов к проведению праздников. Проведение
конкурса. Отбор лучших поделок на итоговой выставке. Форма контроля:
собеседование, самостоятельная работа, конкурс, выставка.
ТЕМА №8
8.Заключительное занятие (2 часа)
Теоретическая часть (2часа) Анализ
Форма контроля: выставка.

проделанной

работы

за

полугодие.

2.3. Планируемые результаты и способы их проверки.
Учащийся должен знать:
- материалы (виды древесины, наждачная бумага, копировальная бумага, клей,
лаки) и инструменты (выжигательный аппарат, принцип его действия,
устройство);
- правила ТБ при работе с прибором для выжигания;
- технологию выжигания;
- сведения о композиции, наложению светотени, штриховки, росписи элементов
изделия, виды орнамента, жанры живописи;

13

- сведения о некоторых видах прикладного искусства (резьба по дереву,
глиняная игрушка.
Учащийся должен уметь:
- владеть приёмами работы с прибором-выжигателем;
- уметь обрабатывать материал (доски), готовить его к работе: удаление
шероховатости, шлифовка;
- владеть основными приёмами выжигания;
- выбирать и переводить рисунок на основу, правильно расположив его;
- выполнять задания по образцу и по замыслу;
- уметь закрашивать изображение по контуру;
- уметь обрабатывать поверхность готового изделия лаком;
- владеть навыками организации труда;
- уметь оформлять рамку.
2.4. Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Формы контроля:
- начальный - проводится с целью определения уровня развития детей;
- промежуточный – с целью определения результатов обучения;
- итоговый - с целью определения изменения уровня развития
обучающихся, их творческих способностей достижение поставленных
целей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1.Собеседование.
2.Выставка работ.
3. Самостоятельная работа.
Раздел II «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
1.Календарный учебный график.
№
п/п

Дат
а

Тема занятия

Кол- Врем
во
я
часов прове
дени

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

14
я
занят
ия
1.

1.1
2.

1.Вводное занятие.

2

Информация о
декоративном искусстве
и видах народного
творчества.
2.Средства выражения
изобразительного
искусства.

2

Здание №2
Собеседование
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Групповая

14

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

2.1

Рисунок-основа
художественной
выразительности на
плоскости. Инструменты
и материалы для
рисунка.

2

Групповая.

2.2

Работа с карандашом.
Рисование по
воображению

2

Групповая.

2.3

Работа с карандашом.
Рисование по
воображению

2

Групповая.

2.4

Работа с карандашом.
Рисование по
воображению

2

Групповая.

2.5

Способы нанесения
рисунка перед
выжиганием.
Композиция по
представлению.

2

Групповая.

2.6

Способы нанесения
рисунка перед
выжиганием.
Композиция по
представлению.

2

Групповая.

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

2.7

Способы нанесения
рисунка перед
выжиганием.
Композиция по
представлению.

2

Групповая.

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

15
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

3.

3.Работа с природным
материалом .

32

3.1

Знакомство с природным
материалом. Выбор
рисунка.

2

Групповая

3.2

Инструменты,
применяемые для
аппликации. Техника
безопасности при работе.
Эскиз и изготовление
изделия. Изготовление
аппликации из бумаги.

2

Групповая

2

Групповая.

3.4

Эскиз и изготовление
изделия. Изготовление
аппликации из бумаги.

2

Групповая.

3.5

Эскиз и изготовление
изделия. Изготовление
аппликации из бумаги.

2

Групповая.

3.6

Изготовление изделий из
природного материала
(шишек).

2

Групповая.

3.7

Изготовление изделий из
природного материала
(шишек).

2

Групповая.

3.8

Изготовление изделий из
природного материала
(шишек).

2

Групповая.

3.9

Изготовление изделий из
природного материала
(листьев, веток)

2

Групповая.

3.10 Изготовление изделий из
природного материала
(листьев, веток)

2

Групповая.

3.11 Изготовление изделий из
природного материала
(листьев, веток)

2

Групповая.

3.12 Изготовление изделий
объёмных работ

2

Групповая.

3.3

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет

Собеседован
ие.
Самостоятел
ьная работа.

16

3.13 Изготовление изделий
объёмных работ

2

Групповая.

3.14 Изготовление изделий
объёмных работ

2

Групповая.

3.15 Изготовление изделий
объёмных работ

2

Групповая.

3.16 Изготовление изделий
объёмных работ

2

Групповая.

объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

4.

4.Выжигание.Выполне
ние заданий по образцу

52

4.1

Выжигание-как элемент
декоративно –
прикладного искусства.
Устройство для
выжигания.
Технология выжигания.
Общие приёмы
выжигания. Выжигание
геометрических
рисунков.

2

Групповая.

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

2

Групповая.

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

Технология выжигания.
Общие приёмы
выжигания. Выжигание
геометрических
рисунков.

2

Групповая.

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

Технология выжигания.
Общие приёмы
выжигания. Выжигание
геометрических
рисунков.

2

Групповая.

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

4.5

Точечное выжигание.
Выбор древесных
материалов. Зачистка.

2

Групповая.

4.6

Перенос рисунков для
выжигания на основу.

2

Групповая

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет

4.2

4.3

4.4

Собеседован
ие.
Самостоятел
ьная работа.

17
Техника безопасности
при работе.
4.7 Перенос рисунков для
выжигания на основу.
Техника безопасности
при работе.
4.8 Подготовка основа для
выжигания. Выжигание
элементов рисунка.
Отделка штрихованием.
4.9 Подготовка основа для
выжигания. Выжигание
элементов рисунка.
Отделка штрихованием.
4.10 Подготовка основа для
выжигания. Выжигание
элементов рисунка.
Отделка штрихованием.
4.11 Выжигание рисунка по
образцу.

2

Групповая

2

Групповая

2

Групповая

2

Групповая

2

Групповая

4.12

Выжигание рисунка по
образцу.

2

Групповая

4.13

Выжигание рисунка по
образцу.

2

Групповая

4.14

Выжигание рисунка по
образцу.

2

Групповая

4.15

Выжигание рисунка по
образцу.

2

Групповая

4.16

Рамочное выжигание
,оформление рисунка.

2

Групповая

4.17

Рамочное выжигание
,оформление рисунка.

2

Групповая

4.18

Рамочное выжигание
,оформление рисунка.

2

Групповая

4.19

Рамочное выжигание

2

Групповая

объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2

18
,оформление рисунка.

Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

4.20

Приёмы росписи
элементов
выжигательного рисунка

2

Групповая

4.21

Приёмы росписи
элементов
выжигательного рисунка

2

Групповая

4.22

Приёмы росписи
элементов
выжигательного рисунка

2

Групповая

4.23

Выжигание на объёмных
формах.

2

Групповая

4.24

Выжигание на объёмных
формах.

2

Групповая

4.25

Покрытие готового
изделия лаком. Форма
контроля.

2

Групповая

4.26

Покрытие готового
изделия лаком. Форма
контроля.

2

Групповая

5.

5.Комплексная работа
по выжиганию.

18

5.1

Соединение в работах
выжигания и
аппликации. Подготовка
основы.

2

Групповая.

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

5.2

Техника безопасности
при работе. Подбор
фона. Породы древесины
и её свойства.

2

Групповая.

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

5.3

Инструменты и
приспособления,
используемые при
выжигании. Техники
выжигания.

2

Групповая.

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

Собеседован
ие.
Самостоятел
ьная работа.
Выставка.

19

5.4

Композиция «Любимый
герой мультфильма»

2

Групповая.

5.5

Композиция «Любимый
герой мультфильма»

2

Групповая.

5.6

Композиция «Любимый
герой мультфильма»

2

Групповая.

5.7

Композиция «Любимый
герой мультфильма»

2

Групповая.

5.8

Окончательная
оформление
композиции.

2

Групповая.

5.9

Окончательная
оформление
композиции.

2

Групповая.

6.

6.Изготовление работы
на свободную тему.

6.1

Нанесение рисунка на
древесину. Свободное
творчество.

2

Групповая.

6.2

Композиция по выбору.
«Подарок маме»

2

Групповая.

6.3

Композиция по выбору.
«Подарок маме»

2

Групповая.

6.4

Перевод рисунка на
основу.

2

Групповая.

6.5

Выжигание элементов
рисунка.

2

Групповая.

6.6

Выжигание элементов
рисунка.

2

Групповая.

14

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет

Самостоятел
ьная работа.

20
объединения
«Выжигание»
6.7
7.

Покрытие готового
изделия лаком.
7.Досуговые
мероприятия,
конкурсы выставки.

2

Групповая.
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

10

7.1

Подготовка и
проведение праздников с
экспонатами.

2

Групповая.

7.2

Подготовка атрибутов к
проведению праздников.

2

Групповая.

7.3

Проведение конкурса.

2

Групповая.

7.4

Оформление выставки.
Детских работ.

2

Групповая.

7.5

Отбор лучших поделок
на итоговой выставке.
8.Заключительное
занятие.

2

Групповая.

Анализ проделанной
работы за год..
Итого

2

8.

8.1

Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»
Здание №2
Кабинет
объединения
«Выжигание»

2

Собеседован
ие.
Самостоятел
ьная работа.
Конкурс.
Выставка.

Выставка.

Групповая.

144

2.
Условия реализации программы. Кабинет, столы, стулья, мебель для
хранения наглядных и дидактических пособий, материалов и инструментов,
информационный стенд, монитор для демонстрации видео и фотоматериалов.
Перечень оборудования, инструментов, материалов: Инструменты и
приспособления: электровыжигатели (пирографы), ножницы, линейки,
карандаши простые, кисточки для красок, кисточки для лака, копировальная
бумага, кнопки, шлифовальная шкурка (мелкая и средняя наждачная бумага).
Материалы: заготовки из фанеры, деревянные предметы домашней утвари
(ложки, лопатки, расчески, скалки, разделочные доски и т.д.), краски
акварельные, гуашь, альбомы для рисования, рамки, лак, растворитель.
Кадровое обеспечение: реализовывать программу имеет право педагог со

21

средне-специальным
или
высшим
образованием,
обладающий
профессиональными знаниями в области техники выжигания имеющий
практические навыки организации интерактивной деятельности детей. По
данной программе работает педагог дополнительного образования Хвостик
Надежда Григорьевна, педагогический стаж 24 года.
3.Формы аттестации: К числу важнейших пунктов работы педагога по
данной программе относится постоянное отслеживание результатов. Способы и
методика
определения
результативности
образовательного
процесса
разнообразны и направлены на определение степени развития творческих
способностей каждого учащегося, сформирование его личностных качеств
(любовь и уважение к Родине, бережное сохранение и продолжение традиций
своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем
развитие профессиональных умений и навыков и т.д.). Данной программой
предусмотрены следующие формы и виды контроля: Беседа в форме «вопросответ», с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и
особенного. Такой вид контроля развивает мышление обучающегося, умение
общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится
доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у
обучающихся, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Беседы и лекции
с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес
обучающихся и обеспечить дух соревнования. После нескольких пройденных
тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и
обсуждением сделанных работ. Обычно эти занятия приурочиваются к
очередному календарному празднику, что дает возможность оценивать работы
всему коллективу. Основной формой подведения итогов обучения является
участие учащихся в краевых, районных выставках.
Виды контроля:
- начальный - проводится с целью определения уровня развития детей;
- промежуточный – с целью определения результатов обучения;
- итоговый - с целью определения изменения уровня развития учащихся, их
творческих способностей.
4.Оценочные материалы.
Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
Учащегося____________________________________________________________________
ФИО
по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: год (144ч.)
Показатели

Критерии

Степень выраженности

На

На

22
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
учащегося:
1.1Теоретические
знания

1.2 Владение
специальной
терминологией

2.Практическая
подготовка
учащегося:
2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

оцениваемого качества

Соответствие
теоретических
знаний
учащегося
программным
требованиям.

Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологией.

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям.

и

- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
- минимальный уровень
(учащийся избегает
употреблять специальные
термины);
- средний уровень
(учащийся сочетает
специальную
терминологию);
- максимальный уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием)

- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных умений и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и
навыков составляет более
½)
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)

начало
обучен
ия

оконча
ние
обучен
ия

23
2.2 Владение
специальным
оборудованием,
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения.

2.3 Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий.

3. Общие учебные
умения и навыки
3.1Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу

3.1.2Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации

- минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием,
оснащением);
- средний уровень
( работает с оборудованием,
оснащением с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(учащийся
работает
с
оборудованием,
оснащением не испытывает
особых трудностей).
начальный
уровень
умений
(учащийся
в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания педагога);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания по образцу);
творческий
уровень
(выполняет
практические
задания
с
различными
элементами)

Самостоятельность
- минимальный уровень
в подборе и анализе умений (учащийся
литературы.
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
пользовании умений (учащийся
компьютерными
испытывает серьезные
источниками
затруднения при работе,
информации.
нуждается в помощи

24

3.1.3Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу

3.2Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1Умение
слушать и
слышать педагога

3.2.2Умение
выступать перед
аудиторией

педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
учебной умений (учащийся
исследовательской
испытывает серьезные
работе.
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога.

- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Свобода владения и - минимальный уровень
подачи учащимися умений (учащийся
подготовленной
испытывает серьезные
информации.
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень

25

3.2.3 Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

3.3Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1Умение
организовать свое
учебное, рабочее
место

3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
построении умений (учащийся
дискуссионного
испытывает серьезные
выступления, логика затруднения при работе,
в
построении нуждается в помощи
доказательств.
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).

Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать
его
за
собой.

- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Соблюдение
- минимальный уровень
реальных навыков (учащийся овладел менее
соблюдения правил чем ½ объема навыков
безопасности
соблюдения правил
программным
безопасности,
требованиям.
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренный
программой за конкретный
период).

26

5.

Методическое обеспечение.

Методы обучения:Методы обучения определяются по источникам информации
и включают в себя следующие виды:
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
- демонстрационные (реализуют принципы наглядности);
- практические (имеют целью проверить практические умения обучающихся,
способность применять знания при решении конкретных задач).
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология индивидуального обучения;
Формы организации образовательного процесса: Реализация данной программы
предполагает использование следующих форм организации образовательного
процесса:
- групповые;
- индивидуальные
Формы организации учебного занятия:
-традиционное занятие (вступление, объяснение темы, практическая часть,
подведение итогов);
- занятие - экскурсия (с познавательной целью, изучение творческих достижений
сверстников);
- беседа-презентация (вступление, объяснение темы, наглядная демонстрация,
обсуждение, подведение итогов);
- итоговое занятие (игра - тестирование, мастер-класс (проведение открытого
занятия для родителей).
Тематика и формы методических материалов по программе
«Выжигание по дереву»
Тема

Форма
занятия

Приёмы и
методы

Дидактический Техническое
материал
оснащение

1.Вводное
занятие

Лекция

Объяснител Плакаты по
ьно технике
наглядный безопасности,
презентация

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
картинки,

Форма
подведения
итогов
Собеседование

27
плакаты,
фотографии
Лекция,
2.Средства
выражения
практика
изобразитель
ного
искусства.

Объяснител Презентация
ьно наглядный

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
картинки,
плакаты,
фотографии

Собеседование
,самостоятельн
ая работа

Лекция,
3.Работа с
природным
практика
материалом .

Объяснител Природный
ьно материал
наглядный

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
картинки,
плакаты,
фотографии

Собеседование
,самостоятельн
ая работа

4.Выжигание. Лекция,
Выполнение практика
заданий по
образцу

Объяснител Образцы
ьно творческих
наглядный работ.
Выжигатель.
Шаблоны.

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
картинки,
плакаты,
фотографии

Собеседование
,самостоятельн
ая работа

Объяснител Образцы
5.Комплексна Лекция,
я работа по
практика, ьно творческих
выжиганию. выставка наглядный работ.
Выжигатель.
Шаблоны.

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
картинки,
плакаты,
фотографии

Собеседование
самостоятельн
ая работа,
выставка

6.Изготовлен Практика Объяснител Шаблоны.
ие работы на
ьно Выжигатель.
свободную
наглядный Фанера.
тему.
Краски гуашь.

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
картинки,
плакаты,
фотографии

Самостоятельн
ая работа

Объяснител Творческие
7.Досуговые Лекция,
мероприятия, практика, ьно работы.
конкурсы
конкурс, наглядный
выставки.
выставка

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
картинки,
плакаты,
фотографии.
Творческие

Собеседование
,самостоятельн
ая работа,
конкурс,
выставка

28
работы.
8.Заключител Выставка Наглядный Творческие
ьное занятие.
работы.

Творческие
работы.

Выставка.

АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
№

Этап учебного занятия

1.

Организационный момент

2.

Вводная часть занятия. Формулирование цели и задач занятия. Основы техники
безопасности.

3.

Введение в теорию. История возникновения техники. Анализ образцов готовых
изделий.

4.

Предварительное планирование работы ( составление устного плана предстоящей
работы)

5.

Перерыв

6.

Введение в практическую деятельность.

7.

Практическая работа (выполнение задания)

8.

Физкультминутка

9.

Практическая работа (выполнение задания)

6.Список литературы.
Литература для учащихся и родителей
1. Бехтерев Ю., Шпререген А., Автомобиль на ладони (Очерки об
автомодельном спорте), М.
2. Ю. Г.Бехтерев, Автомодельный спорт. Правила соревнований
3. Миль В. Системы радиоуправления моделей. ДОСААФ, 1979 г.
4. Драгунов Г. Б. Автомодельный кружок. ДОСААФ, 1988г.
5. Радиоуправляемые авто модели Дьяков А.В. 1988г
6. Автомобиль на столе Либерман
7.На старте — авто модели Бехтерев Ю.Г. 1977Г
8.Журнал о радиоуправляемых моделях RC-RACER № 1,2,3
9.Правила дорожного движения РФ ,2006г
10. Безопасность на улицах и дорогах. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева,
Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

29

11.Энциклопедия «Все обо всем»
12.Энциклопедия «Что? Где? Когда?»
Литература для педагога
1. Ю. Г.Бехтерев, Автомодельный спорт. Правила соревнований, М., 1968
2. Миль В. А. Передатчики и приемники в автоспорте. ДОСААФ, 1993г.
3. Ермаков А. А. Спортивные кордовые авто модели. ФАС, 1998г.
4. Малышкин В. К. Радиоуправляемые баги ДВС, журнал RC Recar, 2010г
5.Автомодельный кружок Драгунов Г.Б.1988г
6. Кружок юных автомобилистов Пахис З.Я.
7.Дети и дорожное движение. Пособие для учителя. Составитель
К.В.Агадюнова.
8.Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного
движения. Составители: О.Морозов, в.Фаляхова. Казань, 1992.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».