ДООП Мастерилка

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
СТАНИЦЫ СТАРОТИТАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании
педагогического совета МБУДО СЮТ
от «11» марта 2025г.
Протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО СЮТ
___________ Е.А. Отрошко
«12» марта 2025г.
Приказ № 40
от «12» марта 2025г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МАСТЕРИЛКА»
(начальное моделирование и конструирование)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год - 72 ч.
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 45943

Автор-составитель:
Сазонова Ольга Михайловна,
педагог дополнительного образования
ст. Старотитаровская, 2025

Содержание
Введение
3
1. Нормативно-правовая документация Программы
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание и планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
5
1.1.1. Направленность
5
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
5
программы
1.1.3. Отличительные особенности программы
6
1.1.4. Адресат программы
6
1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации
7
1.1.6. Формы обучения
7
1.1.7. Режим занятий
8
1.1.8. Особенности организации учебного процесса
8
1.2. Цель и задачи программы
10
1.2.1. Цель программы
10
1.2.2. Задачи программы
10
1.3. Содержание программы
11
1.3.1. Учебный план
11
1.3.2. Содержание учебного плана
14
1.3.3. Планируемые результаты
15
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающих формы аттестации».
2.1. Календарный учебный график программы
16
2.2. Раздел программы «Воспитание»
19
2.3. Условия реализации программы
23
2.4. Формы аттестации
24
2.5. Оценочные материалы
25
2.6. Методические материалы
26
2.7 Список литературы для педагога
29
Приложения
30

2

ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерилка» по
технической направленности (далее – Программа) ознакомительного уровня,
является модифицированной, разработана на основе программ педагогов
дополнительного образования, работающих в соответствующем направлении, и
с учетом многолетнего, личного опыта педагога дополнительного образования
МБУДО СЮТ Сазоновой Ольги Михайловны.
Программа ежегодно обновляется с учетом динамичного развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Это
позволяет обеспечить актуальность содержания Программы, соответствие
современным требованиям образовательного процесса и индивидуальным
потребностям обучающихся. Регулярное пересмотр и обновление материала
гарантирует внедрение новых методов обучения, использование современных
технологий и актуальных данных, что способствует дальнейшему развитию
детей, их всемирному восприятию и интеграции в современное общество.
Такой подход обеспечивает не только высокое качество образования, но и
формирует у обучающихся критическое мышление и готовность к жизни в
быстро меняющемся мире".
1. Нормативно-правовая база
Программа способствует развитию технических знаний и понятий,
коммуникативных и творческих способностей обучающихся, разработана
согласно требованиям следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и
дополнениями).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р).
6. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 сентября 2020 г. № 500
«Об утверждении примерной формы договора об образовании по
дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
3

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
(действует до 1 сентября 2028 г).
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил СанПин 1.2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди
обитания».
13. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо
Минобрнауки от 18 декабря 2015 г. № 09-3242.
14. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
15. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки от
24.06.2020 г. № 47.01-13-6067/20).
16. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования
Станции
юных
техников
станицы
Старотитаровской
муниципального образования Темрюкский район.

4

Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерилка» по технической направленности (далее – Программа),
ориентирована на обучение детей и подростков основам технических знаний и
творческих способностей. В процессе обучения дети познакомятся с
технической грамотой, научатся создавать модели несложных технических
объектов. Программа способствует развитию технических навыков,
стимулирует творческое мышление и воображение.
1.1.1. Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерилка» технической направленности. Программа «Мастерилка» – это
первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию
макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный
процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений.
Направлена на развитие у детей навыков работы с различными материалами, а
также способностей к творчеству и инженерному мышлению.
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Программы.
Новизна. Новизна этой программы заключается в том, что она
предоставляет детям возможность овладеть основами инженерного и
технического мышления с самого раннего возраста, используя современные
технологии и разнообразные материалы. Дети учатся создавать простые модели
и конструкции, используя различные материалы, что способствует развитию их
креативности, логического мышления и пробуждению интереса к науке и
технике. Новаторство "Мастерилка" заключается в том, что программа
стремится развить у детей комплекс навыков, включая творческое мышление,
гибкость ума и умение применять знания на практике, что важно для освоения
современных профессий в области науки и техники.
Актуальность. Программа "Мастерилка" остается актуальной и
востребованной в современной образовательной среде. Подобные программы
не только стимулируют развитие у детей навыков технического творчества и
инженерного мышления, но также способствуют формированию ценностей,
связанных с инновациями, технологиями и наукой. В условиях быстро
меняющегося мира, где научно-технический прогресс играет ключевую роль,
подобные программы помогают детям получить необходимые знания и
компетенции, которые могут стать основой для успешной карьеры в будущем.
Таким образом, "Мастерилка" продолжает оставаться актуальной и активно
способствует развитию детей в сфере начального моделирования и
конструирования.
Программа реализуется в сельской местности, что особенно важно для
повышения уровня образовательных услуг и доступности знаний для детей и
подростков, проживающих вне городских агломераций. В условиях
5

удаленности от крупных учебных заведений данная Программа обеспечивает
равные возможности для развития, содействует социализации обучающихся и
помогает преодолеть цифровой разрыв.
Педагогическая целесообразность. Программа "Мастерилка" имеет
высокую педагогическую целесообразность. Она способствует развитию
технического творчества, логического мышления и пространственного
воображения у детей. Через практические занятия по моделированию и
конструированию, дети могут лучше понять основы науки, анализа и
проблемного
мышления.
Также данная программа способствует развитию практических навыков и
умений, таких как работа с различными материалами, использование
инструментов и техники безопасности. Это может помочь детям не только в
учебе,
но
и
в
повседневной
жизни.
Кроме того, программа "Мастерилка" способствует формированию
интереса к науке, технологии и инженерии у детей, что может подтолкнуть их к
выбору будущей карьеры в этих областях. Таким образом, эта программа имеет
высокую педагогическую целесообразность и может оказать значительное
влияние на развитие учащихся.
1.1.3. Отличительные особенности Программы.
Отличительные особенности. Программа "Мастерилка" обладает
рядом отличительных особенностей, которые делают ее уникальной и
эффективной:
1. Интерактивные занятия: Программа предлагает увлекательные и
интерактивные занятия, в ходе которых дети могут самостоятельно создавать
различные модели и конструкции. Это способствует развитию творческого
мышления и самостоятельности у детей.
2. Мультидисциплинарный подход: в рамках программы "Мастерилка"
дети знакомятся не только с основами инженерии и конструирования, но и с
принципами
науки,
математики,
искусства
и
технологии.
Этот
мультидисциплинарный подход помогает формировать у детей комплексное
видение
мира.
3. Ориентация на практические навыки: Программа ставит своей целью
не только теоретическое обучение, но и развитие практических навыков. Дети
учатся работать с различными материалами, использовать инструменты и
технику
безопасности.
4. Специально разработанный учебный план: Программа "Мастерилка"
предлагает структурированный учебный план, который позволяет постепенно
развивать умения детей в области моделирования и конструирования. Каждый
этап занятия разработан с учетом возрастных особенностей детей.
Эти особенности делают программу "Мастерилка" привлекательной и
эффективной для развития у детей навыков моделирования, конструирования и
технического творчества.
1.1.4. Адресат программы: данная Программа рассчитана на
обучающихся в возрасте от 7 до 15 лет. Набор обучающихся производится без
специальной подготовки, требований к физическому развитию, независимо от
6

половой принадлежности, испытывающие трудности в обучении и развитии.
Группы формируются по результатам входной диагностики. Количество
обучающихся по Программе в группе:
1 год обучения – 15 человек.
В
Программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей находящихся в трудной жизненной ситуации. В случае если дети этих
категорий будут зачислены на данную Программу, предполагается разработка
индивидуальных образовательных маршрутов для данной категории
обучающихся.
В рамках Программы предусмотрена возможность работать в малых
группах в зависимости от особенностей творческой деятельности с каждой
возрастной категорией обучающихся. Педагогом проводится индивидуальная
работа с некоторыми обучающимися, чтобы обеспечить полноценное развитие
каждого участника образовательного процесса. Программа предполагает
индивидуальный подход к каждому обучающемуся на основе их возрастных и
творческих потребностей.
Состав групп – разновозрастный.
Группы обучения формируется из вновь зачисляемых учащихся,
желающих заниматься по выбранному направлению. Процесс адаптации
учащегося в первые дни порой проходят достаточно сложно, и в этом ему
поможет активное включение в коллективную творческую деятельность, тогда
учащийся быстрее приучится к правильной организации учебного процесса, и
у него будут формироваться ответственность, навыки общения и культуры
поведения, опыт коллективной деятельности. Запись на Программу
осуществляется через систему заявок на сайте АИС «Навигатор
дополнительного образования детей Краснодарского края» по следующей
ссылке: https://р23.навигатор.дети/
Психолого-педагогические особенности адресата Программы для
обучающихся в возрасте от 7 до 15лет:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предполагает учет психолого-педагогических особенностей адресатов.
Возрастная группа от 7 до 15 лет включает в себя разные возрастные стадии,
каждая
из
которых
имеет
свои
особенности.
Для детей в возрасте 7-11 лет, игровой подход и творческая активность
могут быть ключевыми факторами успеха в обучении . Программа должна
стимулировать развитие мелкой моторики, пространственного мышления и
воображения через интересные и занимательные задания.
Для подростков в возрасте 12-15 лет акцент может быть смещен на
развитие технических навыков, понимание принципов инженерного
проектирования и создание более сложных элементов. Программа также
должна учитывать различия в личностном развитии, социальных навыках и
когнитивных способностях детей разного возраста. Таким образом, обучение
7

должно быть адаптировано под конкретные возрастно-специфические
особенности обучающихся.
1.5. Уровень Программы, объем и сроки реализации.
Программа ознакомительного уровня. Программа рассчитана на 1 год
обучения. Общее количество часов – 72 часа (по 2 часа 2 раза в неделю). Срок
реализации программы 1 год.
1.1.6. Форма обучения.
Форма обучения – очная, (частично предусмотрены занятия в
дистанционной форме обучения, по необходимости), групповая (возможна
работа малыми группами, индивидуальная работа).
Форма
организации
занятий:
групповая,
мелкогрупповая,
индивидуальная.
Программа предусматривает возможность использования дистанционных
технологий. Это позволяет детям продолжать обучение, не выходя из дома, и
успешно осваивать материал. В связи с этим, в Программу были включены
дистанционные занятия, проводимые через Интернет (VK Мессенджер и
Сферум). Они не заменяют полноценное освоение Программы в режиме
оффлайн.
1.1.7. Режим занятий.
Обучение проводится в группах, продолжительность каждого занятия –
представлена в таблице 2. После каждого занятия 10 минутный перерыв; по
количеству часов в неделю и по наполняемости групп Программа соответствует
требованиям СанПиНа).
Режим занятий:
Таблица 1
Год обучения

1

Продолжительность
занятия (часов)

Периодичность
в неделю

45 минут

по 2
академических
часа 2 раза в
неделю

Количество
часов в
неделю
4

Количество
недель в году
36

Всего часов в
год
144

1.1.8. Особенности организации образовательного процесса.
Обучающиеся, сформированы в группы; состав группы постоянный;
занятия групповые (возможна работа малыми группами); виды занятий по
Программе определяются содержанием Программы и могут предусматривать
лекции, беседы, практические занятия, мастер-классы, тематические занятия,
выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты, выставки, и другие
виды учебных занятий и учебных работ.
В каждом разделе Программы предусмотрены задания разной степени
сложности для детей с разной степенью подготовки. Наличие в одной группе
обучающихся не только разного возраста, но и детей разного уровня
подготовки определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и
использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных
форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой
8

организации в учебно-воспитательном процессе новый материал всем
обучающимся дается на одну тему, которая предполагает разный характер
заданий для каждого возраста и уровня обучающихся. Разновозрастные группы
имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и
учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым
тоже учатся.
Содержание Программы допускает некоторые изменения в содержании
занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного
материала на усмотрение педагога. В Программе предусмотрено участие детей
в обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и
каждого обучающегося. И чем чаще дети участвуют в совместном анализе,
рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной
самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение
и суждение, слушать других. Также важно участие каждого обучающегося в
конкурсах, праздниках коллектива, мастер-классах, образовательных проектах
и др. Это повышает самооценку и увеличивает интерес к выбранному виду
техническо-творческой деятельности.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
- индивидуальный подход: каждый ребенок имеет свои особенности,
поэтому Программа предусматривает индивидуальный подход к обучению.
Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и ребенком.
Подбор индивидуальных творческих заданий необходимо производить с
учетом
личностных
особенностей
каждого
обучающегося,
его
заинтересованности и достигнутого уровня подготовки;
- постепенное усложнение: Программа построена таким образом, чтобы
обучающиеся могли постепенно осваивать новые навыки и умения
технического творчества;
- вовлечение в творческий процесс: Программа предполагает участие
обучающихся в мастер-классах, конкурсах, выставках и других мероприятиях,
что способствует развитию их творческих способностей;
- сотрудничество с родителями: Программа предусматривает активное
участие родителей в образовательном процессе, что помогает создать
атмосферу поддержки и взаимопомощи;
- культуросообразности и природосообразности: в Программе
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание
Программы опирается на традиции и культуру народов России, и
региональный компонент.
- системности: полученные знания, умения и навыки, обучающиеся
системно применяют на практике. Это позволяет использовать знания и умения
в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что способствует
самовыражению обучающегося, развитию его творческого потенциала;
- комплексности и последовательности: реализация этого принципа
предполагает постепенное введение обучающихся в мир технического
ворчества, то есть, от простого к сложному, на каждом году обучения углубляя
приобретенные знания, умения, навыки, по направлению выжигание по дереву,
9

мастерство и работа в команде и др. Этот принцип также предполагает
использование разнообразных методов и технологий обучения, таких как
демонстрация, практика, анализ творческих, участие в конкурсах различного
уровня.
- наглядности: использование наглядности повышает внимание
обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует
развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Дифференцированный учебный материал по соответствующим уровням
предлагается в разных формах и типах источников для участников
образовательного процесса. Предусмотрены разные степени сложности
учебного материала, содержание каждого из последующих уровней усложняет
содержание предыдущего уровня.
Программа может учитывать запросы родителей, детей и педагогов.
Родители могут высказывать свои пожелания относительно содержания
Программы, методов обучения и расписания занятий. Дети могут предлагать
свои идеи по выбору выполнения творческих работ и участию в конкурсах.
Педагог может вносить свои предложения по улучшению Программы, исходя
из своего опыта и знаний. Таким образом, Программа может быть
адаптирована для удовлетворения потребностей всех заинтересованных
сторон.
Образовательный запрос выражается в потребности сохранения,
укрепления
здоровья,
эмоционального
комфорта,
формирования
коммуникативных навыков и лидерских компетенций обучающихся.
Объединение «Выжигание по дереву» постоянно участвует в конкурсах,
выставках, акциях различного уровня.
Реализация Программы тесно связанна с деятельностью МБУДО СЮТ, в
котором реализуется Программа. Очень часто дети, занимающиеся в МБУДО
СЮТ, посещают несколько объединений. Это способствует сотрудничеству
педагогов, выработке общих подходов в организации образовательного
процесса, досуга, взаимодействия с семьями обучающихся.
1.2. Цель и задачи Программы.
1.2.1. Цель Программы: создание условий для развития творческих
способностей и формирование активной, саморазвивающейся личности
ребенка, формирование интереса к техническому творчеству, создание условий
для всестороннего развития и воспитания личности учащегося.
1.2.2. Задачи Программы (общие):
Предметные (обучающие) задачи: развитие интереса к миру техники;
- выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в
направлении технического творчества;
- возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития
творческой личности;
- формирование эстетических и художественных черт личности через
технический дизайн;
- выработка навыков планирования и конструирования через создание
простейших моделей;
10

- развитие коммуникативных навыков;
- закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта,
архитектуры, искусства.
Метапредметные (развивающие) задачи:
- развитие интереса к миру техники;
- выявление способностей ребенка на ранней стадии развития дляориентации в
направлении технического творчества;
- возбуждение потребности в получении дополнительных знаний дляразвития
творческой личности;
- формирование эстетических и художественных черт личности через
технический дизайн;
- выработка навыков планирования и конструирования через создание
простейших моделей;
- развитие коммуникативных навыков;
- закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта,
архитектуры, искусства.
- Личностные (воспитательные) задачи: способствовать развитию умения
работать в команде, умения подчинятьличные интересы общей цели;
- способствовать воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели,
трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности,
аккуратности.
- формировать личность творческую и самостоятельную, гуманную и
внутренне свободную, способную к техническому творчеству.
1.3. Содержание Программы.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием программ по
психологии и педагогике, обеспечивает единство развития, воспитания и
обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные
виды работ:
- теоретические занятия: изучение основ;
- практические занятия: освоение техник, подготовка к конкурсам;
- индивидуальные занятия: работа над развитием;
- групповые занятия: участие в;
Программа предусматривает комплекс занятий, включающих следующие
направления деятельности:
- декоративно-прикладное творчество: изготовление, что помогает
обучающимся проявить свою фантазию и творческий потенциал. Кроме того,
такие занятия являются дополнительным источником мотивации для детей, так
как они смогут увидеть результаты своего труда;
- конкурсная деятельность: участие в конкурсах различного уровня для
обмена опытом и повышения уровня мастерства.
1.3.1. Учебный план
Учебный план обучения
Таблица 2
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория
11

Практика

Формы
аттестации/контроля

1.
1.1. Задачи и содержание работ
объединения.

Раздел 1. Вводное занятие.
2
2
-

Диагностическая карта.
Собеседование.
2.
Раздел 2. Конструирование из бумаги.
2
2
2.1. Свойства бумаги и картона.
Посещаемость занятий.
Краткие сведения из истории
Наблюдение.
бумажной
промышленности.
2.2. Обработка бумаги. Виды её
виды окрашивания
2.3 Разметка бумаги, измерение.
ТБ при работе с
инструментами.
2.4 Приёмы работы с бумагой
(сгибание, резание,
соединение, деталей).
2.5 Создание 3Д моделей

2

-

2

Посещаемость занятий.

2

2

-

Посещаемость занятий.
Собеседование.

2

-

2

Посещаемость занятий.
Творческая работа.

2

-

2

2.6 Создание 3Д модели
здания из картона или
плотной бумаги
2.7 Создание 3Д модели
животного из картона или
плотной бумаги
2.8 Изучение традиционных
техник оригами с
добавлением современных
элементов, таких как
цветное и
текстурированное
бумажное оформление
2.9 Изготовление оригамиигрушки

2

-

2

Посещаемость занятий.
Творческая работа.
Посещаемость занятий.
Творческая работа.

2

-

2

Посещаемость занятий.
Творческая работа.

2

-

2

Посещаемость занятий.
Собеседование.

2

-

2

2.10 Изготовление декоративных
элементов
2.11 Создание коллажей из
различных видов бумаги

2

-

2

2

-

2

Посещаемость занятий.
Творческая работа.
Посещаемость занятий.
Творческая работа.
Посещаемость занятий.
Творческая работа.

2
2
2.12 Создание декоративных
Посещаемость занятий.
открыток с использованием
Творческая работа.
бумаги разных текстур и
типов.
3.
Раздел 3. Конструирование из плоских деталей.
3.1 Понятие о геометрических
фигурах (треугольник, круг,
прямоугольник).
Изготовление фигур.
3.2 Конструкция транспортных
средств – сборка моделей
автомобилей, самолетов или
кораблей из плоских деталей

2

2

-

Посещаемость занятий.
Собеседование.

2

-

2

Посещаемость занятий.
Творческая работа.

12

2
2
Посещаемость занятий.
3.3 Конструкция транспортных
средств – сборка моделей
Творческая работа.
автомобилей, самолетов или
кораблей из плоских деталей
2
2
Посещаемость занятий.
3.4 Изготовление плоских
деталей планет, их раскраска
Творческая работа.
и монтаж на подставках
2
2
3.5 Изготовление плоских
Посещаемость занятий.
деталей планет, их
Творческая работа.
раскраска и монтаж на
подставках
4.
Раздел 4. Конструирование и моделирование из различных материалов.
4.1. Инструменты и
приспособления при работес
тканью. ТБ при работе с
ножницами, иголками.
4.2 Увеличение и уменьшение
чертежей рисунка.

2

2

-

Посещаемость занятий.
Собеседование.

2

2

-

4.3 Изготовление моделей
транспорта из картона
4.4 Изготовление моделей
транспорта из картона
4.5 Конструирование 3Dобъектов из бумаги и картона

2

-

2

2

-

2

Посещаемость занятий.
Наблюдение.
Посещаемость занятий.
Творческая работа.
Посещаемость занятий.
Наблюдение.

2

-

2

Посещаемость занятий.
Наблюдение.
Посещаемость занятий.

2
2
4.6 Конструирование 3Dобъектов из бумаги и картона
2
2
4.7 Работа с древесными
Посещаемость занятий.
материалами: изготовление
Творческая работа.
простых игрушек
2
2
4.8 Создание скульптурных
Посещаемость занятий.
композиций из пластиковых
Наблюдение.
бутылок
2
2
4.9 Проектирование и создание
Посещаемость занятий.
мини-садов в упаковках изНаблюдение.
под продуктов
2
2
4.10 Проектирование и создание
Посещаемость занятий.
мини-садов в упаковках изТворческая работа.
под продуктов
5.
Раздел 5. Разработка и изготовление объёмных макетов.

2
2
5.1. Создание объемных моделей
Посещаемость занятий.
из картона – проектирование
Наблюдение.
и сборка различных фигур и
объектов
2
2
5.2. Проектирование и
Посещаемость занятий.
изготовление макетов
Творческая работа.
автомобилей и техники
2
2
5.3 Изготовление макета по
Посещаемость занятий.
собственному замыслу.
Творческая работа.
Художественное
оформление макета.
6.
Раздел 6. Элементы художественного оформления.
13

6.1 Знакомство с кубанским
народным творчеством.
6.2 Особенности декоративно художественного
оформления в кубанском
стиле.
6.3 Декоративные фантазии:
Рисуем и украшаем
6.4 Эко-дизайн: Вторая жизнь
старым вещам
6.5 Заключительное занятие.
Тестирование, опрос,
творческая работа

ИТОГО

2

2

-

2

2

-

2

-

2

2

-

2

2

-

2

72

20

52

Посещаемость
занятий.Собеседование.
Посещаемость занятий.
Собеседование.

Посещаемость занятий.
Творческая работа.
Посещаемость занятий.
Творческая работа.
Посещаемость занятий.
Собеседование.

1.3.2. Содержание учебного плана.
Содержание учебного плана обучения:
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).
Теоретическая часть (2часа) Задачи и содержание работ объединения
Раздел 2. Конструирование из бумаги (24 часа).
Теоретическая часть (4часа). Свойства бумаги и картона. Краткие сведения из
истории бумажной промышленности. Разметка бумаги, измерение. ТБ при
работе с инструментами. Практическая часть (20 часов) Обработка бумаги.
Виды её окраски. Практическая работа. Приёмы работы с бумагой (сгибание,
резание, соединение, деталей). Создание 3Д моделей. Создание 3Д модели
здания из картона или плотной бумаги. Создание 3Д модели животного из
картона или плотной бумаги. Изучение традиционных техник оригами с
добавлением современных элементов, таких как цветное и текстурированное
бумажное оформление. Изготовление оригами-игрушки. Изготовление
декоративных элементов. Создание коллажей из различных видов бумаги.
Создание декоративных открыток с использованием бумаги разных текстур и
типов.
Раздел 3. Конструирование из плоских деталей (10 часов).
Теоретическая часть (2часа) Понятие о геометрических фигурах (треугольник,
круг, прямоугольник). Изготовление фигур.
Практическая часть (8часов) Конструкция транспортных средств – сборка
моделей автомобилей, самолетов или кораблей из плоских деталей.
Конструкция транспортных средств – сборка моделей автомобилей, самолетов
или кораблей из плоских деталей. Изготовление плоских деталей планет, их
раскраска и монтаж на подставках. Изготовление плоских деталей планет, их
раскраска и монтаж на подставках.
Раздел 4. Конструирование и моделирование из различных материалов
(20 часов)
Теоретическая часть (4часа) Инструменты и приспособления при работе с
тканью. ТБ при работе с ножницами, иголками. Увеличение и уменьшение
чертежей рисунка.
14

Практическая
часть (16часов). Изготовление моделей транспорта из картона.
Конструирование 3D-объектов из бумаги и картона. Работа с древесными
материалами: изготовление простых игрушек. Создание скульптурных
композиций из пластиковых бутылок. Проектирование и создание мини-садов в
упаковках из-под продуктов.
Раздел 5. Разработка и изготовление объёмных макетов (6 часов).
Практическая часть (6часов). Создание объемных моделей из картона –
проектирование и сборка различных фигур и объектов. Проектирование и
изготовление макетов автомобилей и техники. Изготовление макета по
собственному замыслу. Художественное оформление макета.
Раздел 6. Элементы художественного оформления (10 часов).
Теоретическая часть (4часа) Знакомство с кубанским народным творчеством.
Особенности декоративно - художественного оформления в кубанском стиле.
Практическая часть (6часов) Декоративные фантазии: Рисуем и украшаем. Экодизайн: Вторая жизнь старым вещам. Заключительное занятие. Тестирование,
опрос, творческая работа.
1.3.3. Планируемые результаты и способы их проверки.
Планируемые результаты 1 года обучения:
- Предметные (образовательные) результаты: к окончанию года
обучения по Программе у обучающихся сформированы элементарные навыки
начально-технического моделирования;
- ознакомлены с начальным техническим творчеством.
- Метапредметные результаты:
- развита мотивация к техническому виду деятельности;
- развиты начально технические способности детей в целом;
- сформировано дружелюбное отношение обучающихся друг к другу и в
коллективе.
- Личностные результаты:
- воспитан интерес к технической деятельности;
- развиты личностные качества;
- сформированы ценностные установки и ориентации;
- развита творческая активность;
- развиты умения действовать по правилам (самостоятельно).
- Оздоровительные результаты:
- сформированы психические функции познавательной сферы;
- развиваются мелкая моторика рук и логическое мышление.

15

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации».
2.1. Календарный учебный график.
Календарный учебный график года обучения
Таблица 3
№ п/п

Дата/врем
я
проведени
я занятий
Пла Фак
н
т

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма
занятия

Место
проведени
я

Форма контроля

МБУ ДО
СЮТ

Диагностическая
карта.
Собеседование

Раздел № 1 «Вводное занятие» (2 ч.)
1.1.

2.1.

2.2.
2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

Задачи и содержание
работ объединения

2

групповая

Раздел № 2 «Конструирование из бумаги» (24 ч.)
Свойства бумаги и
картона.Краткие
МБУ ДО
сведения из истории
2
групповая
СЮТ
бумажной
промышленности.
Обработка бумаги. Виды
МБУ ДО
2
групповая
СЮТ
её виды окрашивания
Разметка бумаги,
измерение. ТБ при
МБУ ДО
2
групповая
работе с
СЮТ
инструментами.
Приёмы работы с
бумагой(сгибание,
МБУ ДО
2
групповая
резание,
СЮТ
соединение, деталей).
Создание 3Д моделей
МБУ ДО
2
групповая
СЮТ
Создание 3Д модели
здания из картона или
плотной бумаги
Создание 3Д модели
животного из картона
или плотной бумаги

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Педагогическое
наблюдение,
усвоение знаний,
овладение
специальными
умениями

Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость

2

Изучение традиционных
техник оригами с
добавлением современных
2
элементов, таких как цветное
и текстурированное
бумажное оформление
Изготовление
оригами-игрушки
2

16

групповая

МБУ ДО
СЮТ

групповая

МБУ ДО
СЮТ

групповая

МБУ ДО
СЮТ

занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Собеседование.

Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.

2.10.

2.11.

2.12.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4
4.5.

Изготовление
декоративных элементов

Создание коллажей из
различных видов бумаги

Создание декоративных
открыток с
использованием бумаги
разных текстур и типов.

2

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

занятий.
Творческая
работа.

Раздел № 3 «Конструирование из плоских деталей» (10 ч.)
Понятие о
геометрическихфигурах
МБУ ДО
(треугольник, круг,
2
групповая
СЮТ
прямоугольник).
Изготовление фигур.
Конструкция
транспортных средств –
МБУ ДО
сборка моделей
групповая
2
СЮТ
автомобилей, самолетов
или кораблей из плоских
деталей
Педагогическое
Конструкция
наблюдение,
усвоение знаний,
транспортных средств –
МБУ ДО
овладение
сборка моделей
групповая
2
СЮТ
специальными
автомобилей, самолетов
умениями
или кораблей из плоских
деталей
Изготовление плоских
деталей планет, их
МБУ ДО
2
групповая
СЮТ
раскраска и монтаж на
подставках
Изготовление плоских
деталей планет, их
МБУ ДО
2
групповая
раскраска и монтаж на
СЮТ
подставках
Раздел № 4 «Конструирование и моделирование из различных материалов» (20 ч.)
Инструменты и
приспособления при
МБУ ДО
работес тканью. ТБ при
2
групповая
СЮТ
работе с
ножницами, иголками.
Педагогическое
наблюдение, опрос,
Увеличение и
МБУ ДО
усвоение знаний,
уменьшениечертежей
2
групповая
СЮТ
овладение
рисунка.
специальными
Изготовление
МБУ ДО
умениями
2
групповая
моделей транспорта
СЮТ
из картона
Изготовление моделей
МБУ ДО
2
групповая
СЮТ
транспорта из картона
Конструирование 3DПосещаемость
МБУ ДО
объектов из бумаги и
2
групповая
занятий.
СЮТ
картона
Наблюдение.

17

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

5.1.

5.2.

5.3

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

Конструирование 3Dобъектов из бумаги и
картона
Работа с древесными
материалами:
изготовление простых
игрушек
Создание скульптурных
композиций из
пластиковых бутылок
Проектирование и
создание мини-садов в
упаковках из-под
продуктов
Проектирование и
создание мини-садов в
упаковках из-под
продуктов

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Посещаемость
2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Раздел 5. Разработка и изготовление объёмных макетов( 6 часов)
Создание объемных
моделей из картона –
МБУ ДО
проектирование и сборка
2
групповая
СЮТ
различных фигур и
объектов
Проектирование и
МБУ ДО
изготовление макетов
2
групповая
СЮТ
автомобилей и техники
Изготовление
макета по
собственному
МБУ ДО
2
групповая
замыслу.
СЮТ
Художественное
оформление макета.
Раздел 6. Элементы художественного оформления (10 часов)
Знакомство с кубанским
МБУ ДО
2
групповая
народным творчеством.
СЮТ
Особенности
декоративно художественного
оформления в
кубанском
стиле.
Декоративные фантазии:
Рисуем и украшаем
Эко-дизайн: Вторая
жизнь старым вещам

Посещаемость
занятий.

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

2

групповая

МБУ ДО
СЮТ

групповая

МБУ ДО
СЮТ

Заключительное занятие.
Тестирование, опрос,
творческая работа

2

Итого:

72

18

занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Наблюдение.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.

Посещаемость
занятий.
Собеседование.
Посещаемость
занятий.
Собеседование.

Посещаемость
занятий.
Творческая работа.
Посещаемость
занятий.
Творческая
работа.
Посещаемость
занятий.
Собеседование.

2.2. Раздел Программы «Воспитание»
2.2.1. Аннотация к разделу.
Данный раздел направлен на приобщение обучающихся к традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также
решение проблем гармоничного вхождения детей и подростков в социальный
мир и налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Раздел «Воспитание» Программы решает основную идею комплексного
подхода в образовательном процессе и непосредственно связан с реализацией
Программы в объединении «Мастерилка».
Воспитание ребенка в объединении происходит в процессе обучения и
общения его со сверстниками и педагогами. К данному разделу прилагается
комплекс мероприятий, позволяющих усилить его воспитательный эффект,
достигнуть планируемых результатов Программы, используя разнообразные
формы работы, создать условия для реализации творческого потенциала детей в
духовной и предметно-продуктивной деятельности.
В данном разделе также предусмотрены тематические занятия,
посвященные тематическим праздникам и датам:
- День открытых дверей;
- День учителя;
- День Матери;
- День народного единства;
- Рождество Христово;
- Международный женский день;
- День космонавтики;
- Пасха в кубанской семье;
- День Победы и др.
По Программе воспитательный процесс осуществляется в двух
направлениях:
- основы предпрофессионального воспитания. Включает в себя
формирование этики и эстетики выполнения и культуры организации своей
творческой деятельности, уважительного отношения к творческой деятельности
других и адекватного восприятия предпрофессиональной оценки своей
деятельности.
- основы социального воспитания. Формирует коллективную
ответственность, умение взаимодействовать с другими членами творческого
коллектива, эмпатию.
Формы воспитательной деятельности по Программе включают в себя:
- беседы на занятиях;
- тематические занятия;
- проектную деятельность;
- участие в акциях детских общественных объединений;
- мастер-классы, встречи с профессионалами;
- экскурсии;
19

- участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях в рамках зонального,
межрегионального, международного сотрудничества и мн. др.
Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и
обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых
потребностей и мотиваций ребёнка, его сознания и приёмов поведения. В
данной Программе предусмотрены следующие методы:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
2.2.2. Цель и задачи воспитания.
Цель: создание условий для усвоения обучающимися социальнозначимых знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут.
Задачи воспитания:
Таблица 4
Направления воспитания
Учебные занятия по Программе

Организация воспитательной
деятельности в детском
объединении
Воспитательные мероприятия в
детском объединении,
образовательной организации

Продуктивное взаимодействие с
родителями

Индивидуализация

Задачи воспитания

Тематические блоки

Использовать в воспитании
обучающихся возможности
учебного занятия по
Программе как источника
поддержки и развития
интереса к познанию и
творчеству; содействовать к
успеху каждого ребенка.
Способствовать
формированию и
раскрытию творческой
личности каждого ребенка

«Воспитание на учебном
занятии»

Выявление и развитие
творческих способностей,
обучающихся путем
создания творческой
атмосферы в объединении и
в образовательной
организации
Организовать работу с
родителями (законными
представителями)
обучающихся для
совместного решения
проблем воспитания и
социализации детей и
подростков
Реализовать
потенциал

«Ключевые культурнообразовательные события»

20

«Воспитание в детском
объединении»

«Взаимодействие с
родителями»

«Наставничество

образовательного процесса

наставничества
в и тьютерство»
воспитании
детей
как
основу
поддержки
и
развития
мотивации
к
саморазвитию
и
самореализации

2.2.3. Виды формы и содержание деятельности
Таблица 5
№ п/п

1.1

1.2

1.3
1.4
1.5

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

3.1

3.2

3.3

3.4

Форма проведения

Название
Дата проведения
мероприятия
Блок 1 «Воспитание на учебном занятии»
Рекламное мероприятие,
День открытых дверей
Сентябрь
предполагающее свободный
доступ родителей (законных
представителей), обучающихся в
учебные кабинеты МБУ ДОСЮ Т
для участия в открытых мастерклассах
Посещение выставки декоративно- День героев Отечества
Декабрь
прикладного творчества,
организованной в рамках Дня
героев Отечества
Занятие-игра
«Накануне Рождества»
Январь
Занятие-презентация
«Пасха в кубанской
Март
семье»
Занятие-игра
Логоритмические игры- Апрель
распевки
Блок 2. «Воспитание в детском объединении»
Игры на знакомство и сплочение
«Снежный ком»,
Сентябрь
коллектива
«Здравствуй, друг!»
Игра-викторина
«Золотая осень»
Октябрь
Творческие мастерские
«Сказка нашего города» Декабрь
Урок-мужества
«Блокадный Ленинград. Январь
Будем помнить»
Исторический час
«Судьбы,
опаленные Февраль
Афганистаном»
Развлекательная конкурсная
«Как у наших, у ворот» Март
программа
Исторический час
Дети – герои великой
Май
Отечественной войны»
Блок 3 . Ключевые культурно-образовательные события
Участие в районной концертной День учителя
Октябрь
программе посвященной Дню
учителя на сцене МБУК «РДК»
(концерт)
Участие в праздничной программе,
посвященной Дню учителя в
Совете ветеранов Темрюкского
района (праздничная программа)
Участие во Всероссийской акции День отца
Октябрь
«Движение Первых» - «Папа в
ТОПе» (акция)
Участие
в
тематическом «Осень, осень в гости Октябрь
21

3.5

3.6

3.7
3.8

3.9
3.10

3.11
3.12
3.13
3.14
3.15

4.1

мероприятии
МБУДО
СЮТ
«Осень, осень в гости просим!»
(осенний праздник для детей)
Участие во Всероссийской акции
«Движение Первых» - «История
моей семьи»
Творческая
мастерская
(воссоздание старинных русских
бус )
Тематическая выставка для мам и
бабушек, в преддверии Дня матери
Участие в районной концертной
программе посвященной Дню
матери
Участие во Всероссийской акции
(акция)
Участие в патриотической акции
МБУ ДО СЮТ (мастер-класс по
изготовлению шевронов для СВО)
Участие в городской акции 9акция)
Участие в новогоднем празднике

Родительское собрание

4.3

Родительское собрание

4.4

Разработка памятки

5.2

5.3

«История моей семьи»
«Через творчество
русским истокам»

Октябрь
к Ноябрь

«Цветы
для
самых Ноябрь
замечательных мам»
«В этом слове суть Ноябрь
души»
«Белый цветок»
«Голубь
фронт!»

мира

Ноябрь
на Ноябрь

«Подарок для ёлочки»
«Ёлка
главы
Темрюкского района»
Участие во Всероссийской акции, «Военная
техника
посвященной Дню Победы
победы Победы»
Участие в концертной программе, «День защиты детей»
посвященной Дню защиты детей
Патриотическая акция
«День государственного
флага
Российской
Федерации»
Блок 4. «Взаимодействие с родителями»
Индивидуальные беседы
Консультации для
родителей

4.2

5.1

просим!»

Декабрь
Декабрь
Май
Июнь
Август

В течении года

Тема: «как научить Сентябрь
детей учиться».
Тема:
Как
помочь Апрель
ребёнку
стать
внимательным.
Организация
летнего
досуга детей.

«Обеспечение
безопасности детей»
Блок 5. «Наставничество и тьютерство»
Наставничество в объединении
Мастер-класс для детей
с ОВЗ.
Беседы.
Коллективные проекты.
Разработка
индивидуальных
образовательных
маршрутов
Проектный метод
Разработка
индивидуальных
и
22

Ноябрь-январь

Сентябрь - май

Сентябрь

Январь - июнь

групповых творческих
проектов
Блок 6. «Профессиональное самоопределение»
Игра-викторина
«Кем бы я хотел стать,
когда вырасту?»
Игра-упражнение
«Выбор за тобой»
Викторина
«Найди профессию»
Квиз
«Мир
профессий
будущего»

Сентябрь
Октябрь
Март
Май

2.2.4. Оценка результативности реализации раздела «Воспитание»
Таблица 6
Результаты воспитания,
социализации и
саморазвития обучающихся

Форма
проведения
Входная
диагностика

Название

Анкетирование
Мониторинг

Игровые
методики
Тестирование

Психологопедагогическая
диагностика для
изучения детского
коллектива.
Анкета по изучению
потребностей и
интересов обучающихся
Мониторинг уровня
удовлетворённости
образовательным
процессом в
объединении
«Выявление лидера в
детском коллективе»
«Карта интересов»
(профориентация
обучающихся)

Сроки
проведения
Сентябрь

Ноябрь
Апрель

Сентябрь
Март

2.3. Условия реализации Программы.
Занятия по Программе проводятся:
- В кабинете, соответствующем требованиям СанПиНа, имеются: стулья
15 штук, парты 6 штук, ноутбук, цветная бумага, картон, расходный материал,
инструменты и приспособления для работы
На занятиях используются аудио, видео, фото, электронно-образовательные
ресурсы.
Психолого-педагогические условия реализации Программы:
- создание условий для свободы выбора в учебном процессе;
- побуждение к рефлексии - самоанализу учебной деятельности,
выявлению собственных затруднений и ошибок, а также обучение умениям и
навыкам путем «погружения» в творческую деятельность;
- психологическая поддержка в самоопределении;
- предоставление самостоятельности и возможности самоконтроля в
проектно-творческой деятельности,

23

- использование ИКТ во взаимодействии педагога с родителями, как
вариативной формы просветительской поддержки в вопросах воспитания и
обучения;
- эмоциональный комфорт в общении и отношениях.
Информационно-коммуникационные
и
методические
условия
реализации Программы:
- дидактическое сопровождение на электронных и бумажных носителях по
каждому разделу образовательной программы, наглядные пособия (в т.ч.
собственного изготовления), технические средства, подписные издания, видео
материалы;
- наличие группы VK Мессенджер для обучающихся и родителей;
- сайт образовательного учреждения с еженедельной обновляемой учебной
и организационной информацией для педагогов, родителей и обучающихся;
- страничка в социальных сетях: https://vk.com/club202084549
- дидактические пакеты на электронных и бумажных носителях;
- программное обеспечение (в том числе видео редакторы).
Информационное обеспечение:
Интернет-источники:
- https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Краснодарского края
- https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования
детей Краснодарского края».
- http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы
дополнительного образования.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющей
по профилю деятельности профессиональное высшее образование или средние
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования, имеющий соответствующую классификацию
и профессиональное образование в области, соответствующей профилю
Программы (педагог дополнительного образования). По данной программе
работает педагог дополнительного образования Сазонова Ольга Михайловна.
2.4. Формы аттестации.
Обучающиеся объединения «Мастерилка» проходят аттестацию
(входную, текущую, промежуточную и итоговую). Она проводится в формах,
определенных учебным планом как составной частью образовательной
Программы (тестирование, опрос, творческая работа).
По итогам прохождения аттестации возможно определение дальнейшего
маршрута ребенка.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- проведение мероприятий для родителей;
- проведение открытых занятий;
- участие в тематических мероприятиях;
- выставки, конкурсы и др.
Способы определения результативности:
24

- наблюдение за детьми, беседы, просмотры индивидуальные и
групповые
Формы аттестации
Таблица 7
Виды контроля
Входной

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Задачи
Диагностика
уровня
вновь
поступивших
детей
практических
умений
творческих
способностей
Выявление
динамики
творческого
развития, успехов
в
практикоориентированной
деятельности.
Акцент на успехи
или недостатки в
работе
над
отдельными
темами
Анализ
уровня
освоения раздела,
темы.

Сроки
Сентябрь,
октябрь

Формы
Педагогическое
наблюдение.
Практические
задания,
анкетирование,
тестирование

На
каждом Просмотр работ,
учебном занятии. рефлексия,
наблюдение,
самооценка
и
самодиагностика

Проводится по
окончании
изучения
каждого раздела

Анализ
уровня В
освоения
учебного
материала.
года

Творческие
работы,
тестирование,
участие
в
конкурсах
и
акциях, зачеты по
разделам.
конце защита проектов
на итоговом
занятии,
экспертиза,
экспертные
опросы.

2.5. Оценочные материалы.
В качестве оценки творческой деятельности детей по данной Программе
могут использоваться:
- анализ формирования у обучающегося навыка самостоятельно оценивать
свои действия;
- анализ результатов основных этапов освоения Программы;
- самостоятельная практическая работа;
- опрос, тестирование, собеседование;
25

Оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения
практических умений и навыков, а также уровень эмоциональнопсихологической готовности обучающихся к занятиям по Программе будет
проходить по 3-х бальной системе:
Таблица 8
Виды контроля
Входной

Текущий

Итоговый

Низкий

Базовый

Повышенный

Не может ответить на
все вопросы

Отвечает с подсказками
педагога

Отвечает
самостоятельно

Владеет изученным
материалом на
уровне опознания,
различения,
соотнесения.

Умеет выполнять
Типовые задачи с
помощью педагога.

Не сформированы
ценностные
понятия, не
развиты
эмоции сочувствия,
ребенок не владеет
навыками контроля
и саморегуляции
поведения,
не может
длительное
время держать
в голове правило
и образец,
действовать
по инструкции,
не умеет
договариваться в
процессе
«совместной
деятельности
и осуществлять
взаимопомощь.

Нравственные
ценности, нормы
и правила
декларируются, но
не осознаны
ребенком, частично
проявляются в его
поведении и
эмоциональных
отношениях.
Ситуативное
Проявление контроля,
самоконтроля и
саморегуляции,
соблюдает правила
при напоминании
педагога, владеет
некоторыми
навыками
конструктивного
взаимодействия

Умеет
самостоятельно
решать
поставленные
типовые
задачи.
Ребенок осознает и
применяет во
взаимодействии
с другими
нравственные нормы
и правила поведения,
эмоционально
реагирует на
состояния других
детей и готов прийти
на помощь. Владеет
навыками
самоконтроля и саморегуляции, способен
выполнять правила в
деятельности и
действовать по
предложенной
инструкции, владеет
навыками
конструктивного
взаимодействия

2.6. Методические материалы.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, игровой, и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы
обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального).
Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными
людьми, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник,
практическое занятие.
26

Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, инновационные технологии, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология,
технологии обучения
Работая на занятиях по техническому творчеству, можно применять как
традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.
1. Педагогические технологии:
- здоровъесберегающие;
- игровые технологии обучения.
2. По подходу к ребенку:
- личностно-ориентированные;
- гуманно-личностные технологии.
-технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания.
3. По организационным формам:
Групповые технологии предполагают фронтальную работу, групповую
(одно задание на разные группы), межгрупповую (группы выполняют разные
задания в рамках общей цели), работу в статичных парах.
Технология
дифференцированного
обучения
предполагает
дифференциацию по возрасту, уровню развития; позволяет осуществлять
развивающее - дифференцированное обучение с учетом разнообразия состава
обучающихся. Основные методы организации деятельности обучающихся на
занятиях следующие: групповой, метод индивидуальных занятий.
Групповой метод.
Групповой метод более эффективно позволяет контролировать
обучающихся и вносить необходимые коррективы: направлять внимание на
группу, выполняющую более сложные задания, или на менее подготовленную
группу.
Наряду с данными методами формирования знаний, умений, навыков
применяются методы стимулирования познавательной деятельности:
поощрение; опора на положительное; контроль, самоконтроль, самооценка.
Основные навыки и умения у обучающихся младшего возраста
формируются, а у старшего - совершенствуются. Для обучения детей младшего
школьного возраста необходимо использовать игровой принцип. Игра должна
быть средством достижения намеченной педагогической цели, и при этом
требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда
обучающихся.
В основе процесса обучения лежат следующие методические
принципы:
- единство художественного и технического развития, обучающегося;
- постепенность и последовательность в овладении творческих навыков;
- применение индивидуального подхода к обучающимся.
Основными формами организации деятельности обучающихся на
занятиях являются:
- индивидуальные, групповые.
27

Индивидуальная - самостоятельное выполнение заданий;
Групповая - предполагает наличие системы «педагог-группа учащихся».
Формы занятий:
- учебное занятие;
- открытые занятия;
- мастер-классы;
- творческий отчёт.
Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов,
которые вызывают у детей желание обучаться техническому творчеству.
Методические приёмы:
Игровой метод. Основным методом обучения у обучающихся является
игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Речь идет не о применении игры
как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие
игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая игра
имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры
дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои
представления о мире.
Методы обучения:
- Иллюстративный (рассказ и показ различных техник, творческих работ);
- репродуктивный (демонстрация работы в исполнении педагога,
повторение детьми или в записи);
- рекомендации. Проводить занятия в форме игры.
Словесный метод. Это беседа о техническом творчестве.
Практический метод заключается в выполнении творческих работ.
Алгоритм учебного занятия
Таблица 9
Часть занятия
I Организационная
часть.

Содержание
Приветствие с детьми. Установление
эмоционального контакта с детьми. Мотивация,
настройка внимания на занятие Дыхательная
разминка
II Основная часть.
Обязательная часть занятия
. Основная часть – работа
Рассказ педагога о
Динамическая пауза (физкультминутка)
Проведение практической работы. Изучение
новой темы
III
Заключительная Создание положительного настроя у детей на
часть.
взаимодействие с педагогом и дальнейшее
посещение занятий
Подведение итогов (рефлексия) Самоанализ
Итого:

2.7. Список литературы
28

Время
5 минут

20 минут
5 минут
3 минуты
10 минут
2 минуты

45 минут

Список литературы для педагогов:
1. Герасимов А.А. Макетирование из бумаги и картона: учебнометодическое пособие / А.А. Герасимов, В.И. Коваленко. – Витебск: УО
«ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. –167с
2.Калинин Ю.М. Архитектурное макетирование: учеб. пособие / Ю.М.
3.Калинин, М.В. Перькова. ─ Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. ─ 117 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Бурдеева Е.В. Методические рекомендации «Бумажная пластика в
декоративном оформлении» [электронный ресурс] http: www.openclass.ru
2. Выгонов В.В. Ажурные изделия. 1-4 классы. – М.: Экзамен, 2014. – 95с.
3.Выгонов В.В. Летающие модели. 1-4 классы. - М.: Экзамен, 2014. – 95с.
4. Выгонов В.В. Технология. Изделия из бумаги. 1-4 классы. - М.:
Экзамен,2013. – 95с.

29

Приложение 1
Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
Учащегося____________________________________________________________________
ФИО
по программе__________________________________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: год (144ч.)
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
учащегося:
1.1Теоретические
знания

1.2 Владение
специальной
терминологией

2.Практическая
подготовка
учащегося:
2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Соответствие
теоретических
знаний
учащегося
программным
требованиям.

- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
- минимальный уровень
(учащийся избегает
употреблять специальные
термины);
- средний уровень
(учащийся сочетает
специальную
терминологию);
- максимальный уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием)

Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологией.

Соответствие
практических
умений и навыков
программным

и

- минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных умений и

На
начало
обучен
ия

На
оконча
ние
обучен
ия

требованиям.

2.2 Владение
специальным
оборудованием,
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения.

2.3 Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий.

3. Общие учебные
умения и навыки
3.1Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу

навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и
навыков составляет более
½)
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренный
программой за конкретный
период)
- минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием,
оснащением);
- средний уровень
( работает с оборудованием,
оснащением с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(учащийся
работает
с
оборудованием,
оснащением не испытывает
особых трудностей).
начальный
уровень
умений
(учащийся
в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания педагога);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания по образцу);
творческий
уровень
(выполняет
практические
задания
с
различными
элементами)

Самостоятельность
- минимальный уровень
в подборе и анализе умений (учащийся
литературы.
испытывает серьезные
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
31

3.1.2Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации

3.1.3Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу

3.2Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1Умение
слушать и
слышать педагога

3.2.2Умение

умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
пользовании умений (учащийся
компьютерными
испытывает серьезные
источниками
затруднения при работе,
информации.
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
учебной умений (учащийся
исследовательской
испытывает серьезные
работе.
затруднения при работе с
литературой, нуждается в
помощи педагога);
- средний уровень умений
(работает с литературой с
помощью педагога или
родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога.

- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей);
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Свобода владения и - минимальный уровень
32

выступать перед
аудиторией

3.2.3 Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

3.3Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1Умение
организовать свое
учебное, рабочее
место

3.3.2Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

подачи учащимися умений (учащийся
подготовленной
испытывает серьезные
информации.
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Самостоятельность
- минимальный уровень
в
построении умений (учащийся
дискуссионного
испытывает серьезные
выступления, логика затруднения при работе,
в
построении нуждается в помощи
доказательств.
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).

Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать
его
за
собой.

- минимальный уровень
умений (учащийся
испытывает серьезные
затруднения при работе,
нуждается в помощи
педагога);
- средний уровень умений
(работает с помощью
педагога или родителей );
- максимальный уровень
умений (учащийся работает
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
Соблюдение
- минимальный уровень
реальных навыков (учащийся овладел менее
соблюдения правил чем ½ объема навыков
безопасности
соблюдения правил
программным
безопасности,
требованиям.
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных навыков
33

составляет более ½);
- максимальный уровень
(учащийся
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренный
программой за конкретный
период).

Игра «Что из чего сделано»
Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по
определенным признакам.
Оборудование: игрушки, предметы из разных материалов (дерево,
пластмасса, металл, бумага), жетоны, вымпела.
Организация игры: обучающиеся делятся на 4 команды («Орлы»,
«Соколы», «Сороки», «Грачи»).
Игровое задание: назвать предметы, выполненные из
соответствующего материала:
«Орлы» - из пластмассы,
«Соколы» - из дерева,
«Сороки» - из металла,
«Грачи» - из бумаги.
Условие игры: каждый игрок называет один предмет и за правильный
ответ получает жетон. Команда, получившая большее количество жетонов,
выигрывает. Команде-победительнице вручается специальный вымпел ,
остальные участники награждаются значками.

34

Протокол результатов
промежуточной аттестации учащихся
за сентябрь-май 20___г.
Объединение ___________________________________________________
Ф.И.О. педагога дополнительного образования _________________________________
год обучения ____ № группы _____ дата проведения ___________________________
форма проведения _________________________________________________________
№
п/п

Ф.И. учащегося

Уровень обученности ЗУНы
(высокий, средний, низкий)
В

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Подпись педагога ______________________

С

Н

Уровень воспитанности
(высокий, средний,
низкий)
В

С

Н

Уровень развития
способностей по
направлению
деятельности
объединения
В
С
Н

Промежуточная
аттестация

Подпись членов аттестационной комиссии_________________________________________
_________________________________________
__________________________________________

Протокол результатов итоговой аттестации учащихся
МБУДО СЮТ за ______________________________
Объединение _________________________________________________________
Ф.И.О. педагога дополнительного образования _______________________________________
год обучения ________ № группы _________ дата проведения ________________________
форма проведения _______________________________________________________________
№
п/п

Ф.И. учащегося

Уровень обученности ЗУНы
(высокий, средний, низкий)
В

С

Н

Уровень воспитанности
(высокий, средний,
низкий)
В

С

Н

Уровень развития
способностей по
направлению
деятельности
объединения
В
С
Н

Итоговая
аттестация

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Подпись педагога ________________________

Подпись членов аттестационной комиссии
_____________________________________________
36

_____________________________________________

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».